13 января 1991 года, когда советские танки штурмовали телецентр в Вильнюсе, Гостелерадио СССР транслировало КВН. 5 июля 2003 года, когда чеченские женщины-самоубийцы взорвали себя и людей в Тушине, "Первый канал" транслировал КВН. История повторяется в виде фарса на фоне трагедии. С одной лишь разницей: Гостелерадио СССР умышленно заполняло эфир "веселыми и находчивыми", скрывая информацию о происходящем в Литве и пытаясь создать видимость спокойствия и благополучия. Нынешний "Первый канал" ничего не скрывал и никакой такой специальной видимости не создавал - экстренные выпуски о трагедии ненадолго перебивали "веселуху", КВН передал смеховую эстафету субботнего вечера "Кривому зеркалу". А на канале "Россия" в тот же вечер как ни в чем не бывало правил бал "Аншлаг". И никому из телевизионных деятелей, утомленных жарким июльским солнцем на собственных дачах или на каких-нибудь экзотических островах, в голову не пришло хоть как-то подкорректировать программу, чтобы
не превращать телеэкран в это самое кривое зеркало , чтобы исключить ощущение тяжелого абсурда, возникающее у любого нормального человека при виде фигляров, кривляющихся подле разверстых могил.
Или, может, это не безответственность телевидения перед обществом и не циничное равнодушие, а осмысленная политика типа нас дерут, а мы крепчаем? Врагу не сдается наш гордый народ, нас не запугаешь. Кто-то из важных начальников, прибыв на место трагедии, так и заявил: мол, террористы только на то и рассчитывают, что москвичи испугаются и перестанут устраивать и посещать праздники, фестивали, концерты и прочие массовые народные гуляния. Накося-выкуси! Гуляли и будем гулять и веселиться назло надменному соседу!
С телевидением, по-моему, все намного проще и отвратительнее - коммерция, однако. Все эти "Кривые зеркала" с "Аншлагами" для рекламодателей прямо-таки медом намазаны, поскольку зрителей собирают, рейтинг дают. Стало быть, телеканалам - прибыль. И что ж теперь, из-за гибели каких-то полутора десятков людей (ну да, жалко, ну да, страшно, но и не Дубровка, тем более не 11 сентября в Нью-Йорке) всю программу корежить и с рекламодателями объясняться? Тем же, в чьи дома пришло горе, все равно сейчас не до телевизора - им своих погибших хоронить надо.
В том, что мое предположение верно, я убедилась окончательно на следующий день, когда "Первый канал" показал телеверсию рок-фестиваля "Крылья". Того самого, во время которого всего сутки назад и случилась трагедия, убившая и покалечившая людей! Телеверсия была заранее объявлена в программе и заранее же проплачена спонсором - пивной компанией, организовавшей рок-фестиваль. Не возвращать же деньги?
Праздник, судя по телеверсии, удался на славу! Но МЫ-то, МЫ, зрители, знаем, мы уже видели в выпусках новостей, что происходило в 500 метрах от площадки, где работали музыканты. И МЫ знаем, что и музыканты это знали в отличие от подогретой пивом и солнцем юной публики! И знаем также, что они согласились продолжать фестиваль исключительно из гуманистических соображений - идя навстречу просьбам правоохранительных органов, дабы избежать давки и паники. Но ни тени печали на лицах музыкантов, ни намека на это ЗНАНИЕ! В телеверсии "Первого канала" они выглядят моральными уродами, скача и резвясь на сцене ради очередной порции гонорарных "бабок".
Между тем многие из них после выхода в эфир этого позорного концерта теперь объясняются в разных СМИ:
все на самом деле было не так! Их элементарно подставили, убрав с помощью монтажа из телеверсии фестиваля и песни, и реплики, созвучные произошедшему.
Конечно, подставили. Но показав этот злосчастный фестиваль спустя сутки после трагедии, телевидение прежде всего подставило само себя. Это была какая-то особо циничная демонстрация того, сколь страшно далеко оно от народа, интересами которого, чаяниями и запросами так любят козырять пафосные теледеятели, запуская и предъявляя публике свои очередные пафосные телепроекты. Да плевать они хотели на народ, на его горе и на его чувства. Угодить власти - да, ради этого не жалко и программу иной раз перекроить до основания. Будет расположение власти - будут и деньги. А на всяких там глупостях типа оскорбленных народных чувств много не заработаешь.
В одном из субботних информационных выпусков показали молодых людей, только что эвакуированных с концерта и уже знающих, что произошло у входа на тушинское поле: "Все супер! Было прикольно и клево! А взрыва мы и не слышали!" Потягивая пиво из горла бутылок, усталые, но довольные, спускались в метро эти веселые юноши и девушки, уверенные, что их ничего, кроме собственных дел и удовольствий, не касается. Это то самое новое поколение зрителей, воспитанное жестоким и равнодушным ТВ. Можно ли привыкнуть к терактам и множеству других трагедий? Можно, если показывать по телевизору, как другие жизнерадостные люди, нисколько не смущаясь, отплясывают на костях.
Утро четверга началось для большинства зрителей с нового шока и потрясения: в центре Москвы
еще одна чеченская террористка попыталась привести в действие взрывное устройство, но была вовремя обнаружена и задержана, хотя взрыв все же прогремел и один человек погиб. В настоящее время Тверская улица оцеплена, специалисты продолжают работу на месте происшествия. Следите за нашими следующими выпусками.
Вслед за озабоченным ведущим новостей в студии НТВ появились бодрые и оптимистичные ведущие программы "Доброе утро". У них задача - едва проснувшимся зрителям хорошее настроение на весь день создать. А тут такая неприятность -- взрыв, гибель человека. Ну ничего, выкрутились. На секунду скорчили печальные мины: "Да, все больше таких новостей, но эта новость в каком-то смысле может нас порадовать - защитили людей в кафе, жертв могло быть и больше. Ну, о смерти мы говорить пока не будем - будем говорить о любви и счастье. У нас в гостях жених и невеста, и их приветствует ансамбль "Чибатуха". И запели-заплясали обряженные в народные костюмы артисты, а вместе с ними - счастливые брачующиеся (с перерывами на сводки с места взрыва и страшные кадры: вот живой еще майор ФСБ Георгий Трофимов подходит к сумке с взрывным устройством). Мгновение - и взрыв уносит 30-летнюю жизнь. "А теперь - прогноз погоды". Ведущий метеопрогноза тоже слегка корректирует свое выступление: "Да, произошло печальное событие, но жизнь продолжается. И погода сегодня порадует нас солнышком и теплом..."
Не выдержав всей этой "чибатухи", переключаюсь на ТВЦ, где как раз подоспел выпуск новостей. Краткий анонс сообщений выпуска: "В столице сохранится по-летнему теплая погода. В Москве произошел очередной взрыв..." Да, да, именно в такой последовательности. Жизнь продолжается.
Опять хватаю пульт. А на "Первом" - свое "Доброе утро". Благостное, безоблачное и вкусное. Ведущая Лариса Кривцова в игривом фартучке придается радостям гастрономии: угощает оладьями с вареньем своих гостей и щебечет, щебечет. Это не потому, что она во время выпуска новостей пекла оладьи и страшного известия не услышала. И не потому, что Кривцова такая бесчувственная и в отличие от бесхитростных утренних коллег на НТВ решила на драму внимания вообще не обращать. А потому, что она и оладьи пекла, и доброго утра зрителям желала накануне вечером. И то, что мы видим, - не прямой эфир, а имитация, о чем наивные телезрители не догадываются. Ну и, стало быть: "Доброе, доброе, доброе вам утро, дорогие телезрители. Прекрасного вам настроения и приятного аппетита. А теперь - музыка на "Первом канале". Песня группы "Сплин".
Они, телевизионщики, и не подозревали, планируя и монтируя программу накануне, какой особый смысл приобретут слова песни в контексте ночной трагедии на фоне жизнерадостного утреннего телетрепа:
"Ну, ничего, погрустим и забудем,
Через время появятся новые люди,
Выслушав сводки плохих новостей,
Люди ночами делают новых людей.
Делают, делают, делают новых людей".