Тело ученого было найдено в пятницу в 7 километрах от его дома в английском графстве Оксфордшир, на поросшем лесом холме, с порезами на левой руке. Спустя 18 часов после того, как он отправился на прогулку. Рядом валялись нож и упаковка мощнейшего болеутоляющего средства Co-Proxymol.
После некоторой паузы (которую многие в Британии сочли слишком затянувшейся) полиция обнародовала официальное заключение: причиной смерти Келли стало самоубийство. Ученый перерезал себе вены и "умер от потери крови и передозировки анальгетика". Тони Блэр назвал случившееся "ужасной трагедией", но кому сейчас нужны эти его слова?
До недавнего времени Дэвид Келли был абсолютно неизвестен широкой публике. Выйти из тени ему пришлось в разгар скандала между окружением Блэра и Би-би-си, вызванного материалом от 29 мая Эндрю Галлигана, корреспондента этой негосударственной корпорации.
Журналист утверждал, что часть правительственного "иракского досье" (послужившего оправданием для участия британских войск в операции против Саддама Хусейна) могла быть намеренно сфальсифицирована, причем к этому приложил руку сам Алистер Кемпбелл, пресс-секретарь Блэра, "серый кардинал" лондонских властных коридоров. Галлиган ссылался на "близкий к правительству осведомленный источник". Имя Келли не прозвучало.
Двадцатью днями позже парламентский комитет по иностранным делам вызвал Галлигана на экстренное заседание, на котором обсуждался его материал. Репортер Би-би-си источник информации раскрывать не стал. Еще через шесть дней перед законодателями выступил Алистер Кемпбелл, потребовавший за "крамолу" извинений от Би-би-си.
Ну а затем британское оборонное ведомство сообщило, что поделился сверхсекретными данными с Би-би-си не кто иной, как Дэвид Келли. 15 июля ученый-микробиолог дал показания перед комитетом по иностранным делам палаты общин. Он признал, что встречался с корреспондентом Би-би-си "в гостиничном номере", но и только. Эти слушания транслировались в прямом эфире на всю страну. И было видно: немолодой человек с лицом аскета и седой бородкой явно удручен. Можно даже сказать - находился в глубокой депрессии. Его буквально затерзали вопросами заправлявшие в комитете лейбористы, а он почти шептал что-то в ответ, будучи не в силах говорить громче.
Скандал с самоубийством Келли достиг такого размаха, что Тони Блэр вынужден был - впервые с начала политической карьеры - публично обсуждать возможность своей отставки. В интервью телеканалу "Скай ньюс" он заявил, что покидать пост не собирается, но тем не менее готов взять на себя часть вины за случившееся, если следствие придет к выводу о "неправильных действиях" его правительства.
Депутаты британского парламента от оппозиционных партий настаивают на том, чтобы премьер прервал зарубежное турне и срочно вернулся в Лондон. В том же телеинтервью Блэр отказался подчиниться требованию оппонентов. Он также оставил без внимания призыв депутатов провести экстренное заседание парламента.
Тем не менее очевидно: заседание (экстренное или не экстренное - в данном случае не важно) все равно состоится. И станет для Блэра тяжелейшим испытанием. Возможно, самым тяжелым с тех пор, как 1 мая 1997 года молодой лидер лейбористов стал премьер-министром Соединенного Королевства.
"Известия" попытались дозвониться до представителей британского Минобороны и выяснить их мнение относительно трагедии с Дэвидом Келли. Однако они оказались недоступны для комментария.