Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Алексеевка в Сумской области
Мир
Фицо выступил против полного запрета поставок энергоресурсов из России в ЕС
Общество
В Минздраве заявили о 55 госпитализированных после ЧП с поездом в Брянской области
Мир
Местом проведения переговоров в Стамбуле выбран дворец Чираган
Спорт
Дзюба продлил контракт с «Акроном» на один сезон
Армия
В Минобороны РФ заявили об атаках FPV-дронов ВСУ на аэродромы в России
Общество
Пострадавшего при крушении моста в Брянске ребенка доставили в клинику Рошаля
Мир
Келлог подтвердил слова Путина о прокси-войне НАТО против РФ посредством Украины
Мир
СМИ заявили о сигнале Путина Западу по урегулированию конфликта на Украине
Армия
ВС РФ уничтожили пусковые установки украинских БПЛА в Харьковской области
Общество
Чибис заявил об отсутствии пострадавших при атаке БПЛА в Мурманской области
Армия
Силы ПВО уничтожили 33 дрона ВСУ над тремя областями России
Общество
Захарова назвала трагедией крушения поездов в Курской и Брянской областях
Мир
СМИ сообщили о задержании лидера ИГ на пакистано-афганской границе
Общество
В Москве прошла церемония награждения лауреатов премии «Разговоры о важном»
Армия
Силы ПВО РФ за сутки сбили семь авиабомб JDAM
Происшествия
Улицу на западе Москвы перекрыли из-за утечки горячей воды

Кацкарский словарь

Кацкая волость расположена вдоль реки Кадки. Отсюда и название. Люди, живущие здесь, называют себя кацкарями и не сомневаются в уникальности собственной культуры. Их главный идеолог, Сергей Темняткин, объясняет взлет самосознания гумилевской теорией пассионарности... Герб кацкарей - желтый круг с вписанными в него крестом, топором и секирой. Крест - православие. Топор - древний амулет, отпугивающий злого духа Чугрея, который кроме него, ничего не боится. Секира - для симметрии. Христианство и язычество плавно перешли друг в друга. Хотя в Библии нет ответа на вопрос: "Как доить корову?", а в язычестве есть. Доить ее, между прочим, надо справа...
165
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Кацкая волость расположена вдоль реки Кадки. Отсюда и название. Люди, живущие здесь, называют себя кацкарями и не сомневаются в уникальности собственной культуры. Их главный идеолог, Сергей Темняткин, преподает детям кацковедение, приглашает ученых на краеведческие чтения, рассказывает туристам легенды в Музее кацкого быта и объясняет взлет самосознания гумилевской теорией пассионарности. Корреспонденты "Известий" навестили хранителя кацкого духа в селе Мартынове и заодно выяснили, что между понятиями "опнаться" и "позубеть" - пропасть. Сергей Темняткин сидел в риге и, устремив взгляд вдаль, сочинял статью в газету "Кацкая летопись". Рига, предназначенная для сушки сена, была совершенно пуста - если не считать стола с печатной машинкой. За распахнутыми воротами угадывались утренние луга и гуляющие по ним лошади. Чтобы добраться до Темняткина, нам пришлось с час трястись по раздолбанным ярославским дорогам (хотя от Углича до Мартынова 30 километров), а потом свернуть под указатель "Музей" и доехать до самого края деревни. Музей - двухэтажный дом, крытый щепой. Такие, почти уже северные, дома великий писатель Юрий Коваль, любивший Средневолжье, называл "старушками в платочках". Похоже. Хозяина музея мы бы ни за что не нашли, если б не увидели приколотую к серебристому тополю записку: "Я - в риге! Темняткин". - О! - воскликнул Темняткин. - Вы кто? Про музей спрашивать? Ну пойдемте в дом. В доме разговаривать лучше. У входа в музей висит карта, на которой есть все 80 деревень у реки Кадки. Годом рожденья государства кацкарей считается 1461 от Р.Х. Они - славяне. Но чувствуют себя народом в народе. - Знаете теорию пассионарности? Читали Гумилева? Слышали о таком? - вопрошал Темняткин. - Я думаю, что в Кацкой волости всплеск пассионарности произошел во второй половине XVIII века. Самосознание резко выросло. Крестьяне стали строить церкви, в Рождествене больница открылась. Все это отразилось на разговорной речи. Очень много уникальных слов возникло именно тогда... Сейчас у нас с самосознанием тоже все в порядке. Мы очень любим эти места, очень привязаны к ним. Своим прошлым многие интересуются. В XV веке волость представляла собой феодальное владение, принадлежащее женам угличских князей. Одной из них была Ульяна-Александра, невестка Ивана Грозного. Герб кацкарей - желтый круг с вписанными в него крестом, топором и секирой. Крест - православие. Топор - древний амулет, отпугивающий злого духа Чугрея, который кроме него, ничего не боится. Секира - для симметрии. Темняткин считает, что экуменизму нет предела. - Христианство и язычество плавно перешли друг в друга. Хотя в Библии нет ответа на вопрос: "Как доить корову?", а в язычестве есть. Доить ее, между прочим, надо справа. Белая корова у кацкарей символизирует солнце. До сих пор беспричинно улыбающемуся человеку могут сказать: "К тебе что, белая корова пришла?!" Для туристов придуманы две программы: "игровая" и "трапеза с русской печки". Печку, кстати, раньше использовали в качестве бани. Как утверждает Темняткин, там спокойно может мыться крупногабаритный человек - сам пробовал. В сенях рядом с дверью, ведущей в жилые комнаты, стоят упати (см. Кацкий словарный запас). Здесь, собственно, начинается музей - на стене висят тузлык, пестерь и другие жизненно необходимые вещи. В детской у стены сидят куклы без лица. Рисовать лицо нельзя, через него может вселиться душа умершего. Рядом зыбка с громотухой. В соседней комнате ткацкий стан, запомнить название каждой части которого нет никакой возможности. Притяжение слов больше, чем притяжение предметов. Темняткин понимает это и говорит будто поет. Ему, учителю младших классов из Мартынова, идея сохранения уникального кацкого диалекта пришла в голову в 1992 году, ровно в 20 лет. С этого нежного возраста он охотится за словами и смыслами. - Слава богу, я успел застать стариков, родившихся до революции! Они помнят много чего. Но и с ними надо уметь разговаривать. Бывает, приедут студенты с филфака - а старики тоже не дураки, телевизор смотрят, и давай болтать на телевизионном языке... Единственный способ исследования - это жить здесь и слушать звучащее слово. (Темняткин делает ударение на "у" - звУчащее слово.) Я могу так поговорить с местным дедушкой, что он мне расскажет все варианты употребления и синонимы. Ведь об одном действии можно сказать с разным оттенком значения... Например, про человека, который болел, но поправился, можно сказать "опнался" - пережил болезнь, а можно "позубел" - просто выздоровел. Это же совсем разный смысл! В августе 1992 года Темняткин набрал в Мышкинской типографии первый номер "Кацкой летописи". Сейчас газета выходит нерегулярно, но содержанием своим перевешивает научные труды фольклорных экспедиций - там случайный сбор, а здесь каждое слово золотое. Редкое, с трудом расслышанное, отмытое от наслоений времени. В 2000 году губернатор Ярославской области Лисицын дал денег на выкуп дома под музей. А когда экспозиция уже была готова, выделил две ставки сотрудникам. Кстати говоря, один из музейщиков, Николай Ременцов, только что защитил кандидатскую на филфаке ЯрГУ. Собрал 75 слов со значением "человек". Оказалось, что треть их науке известна не была. Лисицын и мэр Углича Элеонора Шереметьева - два главных благодетеля кацкарей. Они финансируют газету, где есть и волостные новости, а к осени собираются подвести к музею нормальную асфальтированную дорогу. Да и туристы-иностранцы к кацкарям едут из Углича и Мышкина. Больше неоткуда... Посидев в подсеннице с кадушками, мы дошли до заулка, поглядели на беркун с грохотью и отправились в ригу разговаривать про кацкие мифы. - Есть вещи, которые возникают непонятно почему, - сказал Темняткин, глядя перед собой. - Начинаешь делать дело, а дальше оно само бежит. Так и с фольклором, и с газетой, и с музеем. Мне была интересна кацкая мифология - вот я и стал ею заниматься. Интересно, что наши легенды и персонажи сильно отличаются от соседских. Например, на Волге летающая змея является вдовам и соблазняет их, а у нас крылатый Уж-Палучато приносит счастье. Ему принято ставить на подоконник блюдечко с молоком... Песни у кацкарей интересные. Но у меня ни голоса, ни слуха нет, поэтому петь не буду. А вообще, они в основном свадебные и похоронные. - А матерные есть? - Есть. Но мат у нас не одобряется. В 20-е годы прошлого века если хотели послать или обложить кого-нибудь, говорили вместо этого - "ветер!" Непонятно, почему именно ветер. Ах ты... ветер!!! Хотя что вообще значит ругательное слово? Ну зовут пьяницу "гов...ым рылом". Я бы не сказал, что это ругательство. Просто название такое... На прощание мы пожимали руки под серебристым тополем. Темняткин некоторое время вглядывался в нашего шофера Юрия и наконец сказал: - Мне кажется, у вас кацкарские корни. P.S. В подтверждение этой теории, разглядывая подаренную Темняткиным "Кацкую летопись", мы наткнулись на заголовок - "А Тютчев-то кацкарь!" Оказывается, дедушка и бабушка Федора Ивановича жили в селе Знаменском на берегу Кадки. Нет никаких сомнений, что тютчевская гениальность есть следствие всплеска кацкарской пассионарности. Как же иначе?! Кацкий словарный запас Упати - тяжелая обувь, похожая на сапоги. Тузлык - плетеный дуршлаг. Пестерь - заплечный короб, прототип походного рюкзака. Подсенница - погреб, расположенный под сенями, прототип холодильника. Заулок - стойло для лошади (не отдельная конюшня!), прототип "ракушки". Беркун - кадка, в которой носят животным сено. Грохоть - большое решето, предназначенное для просеивания льна (отделения стебля от головицы). Зыбка - колыбель. Громотуха - погремушка.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности