В ночь со вторника на среду выпуск программы "Время" начался с отличной новости: в отборочном матче чемпионата мира по футболу сборная России нанесла сборной Швейцарии сокрушительный удар, выиграв со счетом 4:1. Сюжет продемонстрировал победные для сборной России моменты матча. Гол, еще, еще... Ревут трибуны, прыгают от радости и обнимаются солидные дядьки в темных костюмах, один из которых поразительно похож на министра внутренних дел Бориса Грызлова, хотя настоящий министр в проявлении столь бурных эмоций прежде замечен не был. Короткое интервью со спортсменами. Интервью с главным тренером сборной России Георгием Ярцевым.
Камера отъезжает, и рядом с главным тренером обнаруживаются аж три министра: по чрезвычайным ситуациям, спорта и - да-да - внутренних дел. Ярцев говорит о главной составляющей победы - о поддержке тех людей, которые здесь (выразительный кивок в сторону присутствующих в кадре), а также миллионов телезрителей, придавших команде импульс к победе. "Сегодня все почувствовали привкус национального успеха", - говорит министр Грызлов. "Спортивная Россия - это Единая Россия, - уточняет министр спорта Фетисов. - Или, наоборот, Единая Россия - это спортивная Россия" (из устной речи трудно понять, ставит ли Фетисов словосочетание "Единая Россия" в кавычки, потому на всякий случай опускаю их и я). "Да, разделять нас уже сложно, - вновь вступает в диалог Борис Грызлов. - Успехи в спорте, политике, экономике - это то, к чему мы стремимся".
Конец сюжета. Сами собой напрашиваются выводы. Не было поддержки "тех людей, которые здесь" - и наши проигрывали матч за матчем. Может, теперь, когда залог успеха определен, следует на каждый ответственный спортивный поединок снаряжать кого-нибудь из умеющих придавать победный импульс нашей команде? Так победим?
Яркий и наглядный образец предвыборного пиара.
Так случилось, что сюжет о победе российской сборной прямо состыковался с документальным фильмом "Пейзаж перед битвой", который три вечера подряд демонстрировался на "Первом канале". Автор фильма журналист Алим Юсупов пристально вглядывался в бинокль, обозревая расстановку сил перед парламентскими выборами: "Левый фланг", "Правый фланг", "Центр".
С точки зрения Закона о выборах, предписывающего СМИ предоставлять всем кандидатам равные возможности, - не подкопаешься. Хронометраж у фильмов одинаковый, время эфира - тоже. Но ведь и журналисты на освещении выборов не одну собаку съели. А документальное кино на то и кино, что образный ряд, придуманный авторами, может начисто перечеркнуть любые слова, сказанные его героями.
Первый фильм цикла начинается в доме инвалидов и престарелых. Это, как вскоре становится ясно, собирательный образ коммунистического электората. Трогательные тихие старушки доживают свой век в приюте. Они вспоминают свою жизнь - трудную, но достойную: работа была, деньги неплохие платили. При демократах сбережения растаяли. Но и в нынешних коммунистов большинство обитателей дома престарелых не верит. Умело подобранные кадры хроники демонстрируют стиль жизни современных "левых": дорогие костюмы, иномарки, фуршеты с шампанским и икрой, связь с олигархами, финансирующими КПРФ.
Лидера коммунистов Геннадия Зюганова показывают таким крупным планом, что его лицо не умещается в кадре, - это тоже прием эмоционального воздействия на зрителя. Во-первых, на фоне жалких старушек возникает единственная мысль: "Ну и ряху себе нарастил на эксплуатации идеи о народных страданиях". А во-вторых, любое лицо, даже подтянутое, даже молодое, взятое столь крупно, кажется иллюстрацией из анатомического атласа. Лицо же немолодое и далекое от совершенства обнаруживает оспины, бородавки, расширенные поры, отчего выглядит попросту безобразным, заставляя зрителя ужасаться и отводить глаза от экрана.
Бывшие соратники Зюганова, исключенные из партии за нарушение партийной дисциплины, говорят о перерождении партии и лидера, о личной выгоде, затмившей интересы партии, о боязни лидера получить реальную исполнительную власть. Слова настоящих соратников полны противоречий, что доказывает: у коммунистов нет ни четкой программы, ни единства в рядах.
В кадрах хроники маршируют маргинального вида пожилые тетеньки и дяденьки, с ними ряженый Ленин.
Тем не менее Юсупов прогнозирует пребывание коммунистов на политическом олимпе в обозримом будущем. Отчего? Почему? Не дает ответа. Ответ - в финальных словах старушки из приюта: "Мне трудно жить, потому что ресурс-то жизненный уже на исходе". Вот и ресурс "левых" на исходе. К такой мысли подводит зрителя фильм.
"Правый фланг" задействует образ бегов, образ ипподрома. Жокей рассказывает о лошадях: "Каждая лошадь - индивидуальность. С характером кобылы-то". Так и у "правых": каждый - индивидуальность, каждый - с норовом, будь то Явлинский или Немцов с Чубайсом. "Проявив характер, СПС и "Яблоко" ослабили правое движение" - таков вывод автора. В течение всего фильма конкуренты выясняют отношения: кто более демократии ценен. Резюмирует один из постоянных посетителей ипподрома, пожилой интеллигентного вида мужчина: "Немцов - трепло, "Яблоко" - вечный кандидат, Зюганов - вообще законченный тип. Остается кто? Путин. Он мне нравится".
Бегут, бегут лошади. Ставки сделаны. Олигархи (те же, что поддерживают коммунистов, еще одна мысль - о беспринципности последних) построены. Победа любой из кобыл случайна, но неизбежна. Смотришь на холеные лица лидеров "правых", на изысканные интерьеры их квартир и дач и понимаешь: страшно далеки они - от народа, от реальных проблем страны. И задаешься тяжким вопросом: так за кого же отдать свой голос на грядущих выборах? Кто будет раньше думать о Родине, а потом о себе?
Ответ - в третьем фильме "Пейзаж перед битвой" с подзаголовком "Центр". В первых кадрах фильма - хроника побед великой некогда страны: покорение космоса, освоение целинных земель, а также в области балета мы впереди планеты всей...
Контрапунктом - часовой завод и часы. Часовой механизм дал сбой, но есть люди, которые его наладят и восстановят естественный ход времени, заставив россиян вновь гордиться своей страной, ее прошлым, ее настоящим. Есть, есть такие люди, и мы их знаем. Для того чтобы их как следует разглядеть, не нужен бинокль, в который так пристально вглядывается автор в двух предыдущих сериях фильма, пытаясь укрупнить мелкие фигурки. Здесь кадр обрамлен бело-сине-красными полосочками с логотипом "Единой России" в левом углу. И лидер "Единой России" Борис Грызлов появляется на фоне российского флага, убеждая зрителя: вот по-настоящему государственная ответственная партия.
В отличие от "левых" и "правых", в стане центристов - никаких противоречий и расколов. Все едины в единой цели - строительстве успешной великой России, консолидации лучших сил общества. В общем, "жила бы страна родная - и нету других забот", как говорит один из лидеров "Единой России" министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, формулируя цели и задачи партии. Мелодия этой песни сопровождает и кадры хроники, иллюстрирующие этапы партийного строительства: министры, губернаторы, лидеры других думских партий, спортсмены, артисты вливаются в ряды "единороссов", с благодарностью и радостью принимают партийные билеты из рук признанных лидеров движения.
Закадрового авторского текста в этом фильме, в отличие от двух предыдущих, почти нет. А тот, что есть, - исключительно рекламного свойства. "Центр" вообще - это даже и не фильм, а огромный, протяженностью 40 минут рекламный ролик. Из уст членов "Единой России" звучат рекламные слоганы: "Партия, за которой будущее", "Партия реальных дел и преобразований", "Партия гражданского согласия", "Партия, которая берет за себя ответственность за все, что происходит в стране".
Вот такой пейзаж перед битвой. А через пару минут после окончания фильма случилась и битва - отборочный матч чемпионата мира по футболу. И вопрос о реальных делах центристов, на который не ответил целый фильм, сделав упор на красивые и правильные слова, сам собой отпал. Вот кто выковал нашу победу. Спасибо партии за это. О, великий и могучий предвыборный телевизионный пиар! Не переборщили бы...