По мнению кинообозревателей ведущих канадских газет, нынешний фестиваль был зациклен на сексе и насилии. Обозреватели не правы. Во-первых, не все фильмы были про выстрелы и ПРО ЭТО. А во-вторых, главными кинотемами всегда были, есть и останутся девушка, любовь, пистолет, смерть и дорога, то есть в конечном счете упомянутые секс и насилие. Что не мешает режиссерам иногда браться и за другие темы.
"Великолепная афера"/в оригинале Matchstick Men
ЧТО ЗАРАНЕЕ ВДОХНОВЛЯЛО. Меньше всего имя режиссера, официально поименованного в титрах "СЭРОМ Ридли Скоттом". Сей сэр, некогда сделавший легендарных "Чужого" и "Бегущего по лезвию бритвы", уже лет десять снимал ерунду. Не считать же великой его "оскарохваткую" вампуку под названием "Гладиатор"? Но доносились слухи, что это весьма нестандартное кино.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ. Плюсов два. Во-первых, игра Николаса Кейджа, второй раз подряд после "Адаптации" демонстрирующего способность к удивительным трансформациям. Тут он плут высокого полета и одновременно шизофреник, одержимый тиками и маниями. Хорошую плутовскую пару с Кейджем составляет Сэм Рокуэлл из "Признаний опасного человека", у которого, впрочем, на лице написано такое, что ему лишь прохиндеев и играть. Во-вторых, оригинален сюжет, основанный на афере, смысл которой (кто кого в самом деле дурачил) угадываешь лишь в финале. Стремясь завлечь зрителей, наши прокатчики сменили оригинальное название фильма "Спичечные люди" на "Великолепная афера". Зачем? "Спичечные люди" звучит гораздо более интригующе. Вдобавок весной в прокате уже побывала одна "Афера" (в оригинале тоже называвшаяся иначе), и есть классическая "Афера" с Робертом Редфордом и Полом Ньюменом. Единственный недостаток таких "аферных" сюжетов, количество которых в последнее время возросло, в том, что стоит их выболтать - убьешь всем впечатление. Именно за это Хичкок не любил жанр детектива и всегда рассказывал байку, как ведущий одного телеканала, чтобы насолить каналу-конкуренту, сказал: "Кстати, завтра там начинается многосерийный детектив. Так вот, убийца - дворецкий".
ПРОКАТ В РОССИИ. С середины октября.
"29 Пальм"/Twentynine Palms
ЧТО ЗАРАНЕЕ ВДОХНОВЛЯЛО. Имя французского режиссера Бруно Дюмона, одного из редких реформаторов современного экрана наряду с Ларсом фон Триером и Майком Фиггисом. Его отмеченная Канном "Человечность" потрясала даже ритмически: два часа почти ничего не происходило, а в последние полчаса темп убыстрялся настолько, что потом все нервно спорили, был ли герой в последней сцене в наручниках и как это понимать.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ. Из интервью режиссера можно было понять, что в "29 Пальмах" (название реального американского городка) тоже долго ничего не будет происходить - то есть якобы не будет. Герои, связанные странноватой любовью (он - американец, она - русская, и ее сыграла муза арт-мэтров Леоса Каракса и Шарунаса Бартаса Екатерина Голубева), просто едут по американской пустыне, где изредка попадаются мотели и бензоколонки, но эта пустыня словно бы таит в себе угрозу. Ощущение опасности достаточно сильно, оно складывается из недомолвок; вдобавок герои находятся в пространстве американской культуры, а в этом пространстве с его привычными ландшафтами, о чем кинозритель знает давно, угроза обитает всегда. В итоге фильм о любви, во второй части которого много рекордно откровенных сцен на грани "трех иксов", превращается в что-то наподобие фильма ужасов. Так и есть. Фильм равен ожиданиям. И в этом главная беда: и конкретных "29 Пальм", и ряда других лент, относящихся к современному "артхаусу", то бишь киноискусству. Проблема опять-таки в том, что нельзя рассказывать сюжет, о чем, кстати, просит и рекламный буклет фильма. Но если в случае с "Великолепной аферой" выдать сюжет - значит загубить впечатление, то в случае с "Пальмами" адекватно и подробно пересказать сюжет (что я делать, разумеется, не стал) - значит создать о фильме впечатление наиточнейшее. Слушатель пересказа наверняка поразится силе и смелости режиссерского замысла. Скажет: "Ух ты! Такого еще не было!". Но смотреть сам фильм после этого не обязательно.
ПРОКАТ В РОССИИ. Ориентировочно с декабря.
"Однажды в Мексике"/Once Upon a Time in Mexico
ЧТО ЗАРАНЕЕ ВДОХНОВЛЯЛО. Что это третий фильм из серии современных вестернов Роберта Родригеса про гитариста - ворошиловского стрелка, непримиримого борца с мексиканской наркомафией. Первыми двумя частями были серьезный боевик "Эль Мариачи" (он же "Музыкант") и стебно-постмодернистский "Десперадо" (он же "Отчаянный"), где главного героя впервые сыграл Бандерас, а его подругу - Сальма Хайек.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ. Он не вполне тот, какого ожидаешь, и уже это хорошо. Думаешь, что увидишь клон "Десперадо". И да: невероятных перестрелок со стрельбой из двух пистолетов по-македонски в "Мексике" предостаточно. Но в то же время много кровавого натурализма (что плюс, разумеется, не всегда, но в данном случае - точно). Достаточно сказать, что герою Джонни Деппа, который добавился тут к Бандерасу, вытыкают глаза (хорошо хоть за кадром), после чего (назад к стебу) он бродит по улицам под пулями на ощупь, в темных очках и с окровавленным щеками, и метко стреляет на слух. Плакаты фильма врут по поводу трех главных героев. Сальма Хайек, заявленная на плакатах под № 2 между Бандерасом и Деппом, красивая в "Мексике" до невозможности, появляется только в воспоминаниях Бандераса, и ее на экране меньше, чем очаровательной злодейки, которую сыграла новая звезда Ева Мендес. Но вообще именно актерские работы - отдельное достоинство фильма. Лучше всех Джонни Депп, с предельным артистизмом начавший вдруг осваивать пространство попкорнового кинематографа (за "Пиратов Карибского моря" я бы дал ему "Оскара"). Но в эпизодах не менее характерны и обаятельны Уиллем Дефо, Микки Рурк (прямо-таки возвращение на экран!) и даже - не поверите - Энрике Иглесиас, изобразивший одного из подручных Бандераса, которые традиционно прячут в футлярах из-под гитар гранатометы.
ПРОКАТ В РОССИИ. Выйдет 2 октября.
"Труппа"/The Company
ЧТО ЗАРАНЕЕ ВДОХНОВЛЯЛО. Не столько имя классика Роберта Олтмена, который достиг критического режиссерского возраста и после фильмов начала-середины 90-х, где особенно выделяется "Короткий монтаж", стал снимать хуже, сколько фигура героини "Криков" Нив Кемпбелл. На рекламных плакатах она запечатлена в необычном для себя амплуа - у балетного станка.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ. Олтмен знаменит ироничными, весьма злыми изображениями миров-сообществ: мира киноиндустрии в "Игроке", мира моды в Pret-a-Porter, мира женщин (вот уж над кем он поиздевался всласть!) в "Докторе Т. и его женщинах" и т.д. Теперь он взялся за мир балета. Фильм вышел занимательным, забавным, но не злым. Вероятно, причиной стало то, что Олтмен поневоле вынужден был снимать реальную профессиональную труппу (он выбрал знаменитую Joffrey Ballet Company из Чикаго) и не мог обидеть артистов чрезмерным сарказмом. Будь сценарий злым, они, поди, и сниматься бы не стали. Да, мир балета жесток. Да, сломавшую ногу незаменимую приму тут же, не прерывая репетиции, заменяют дебютанткой, и та становится новой звездой. Но это и все. Интересно было: какой балериной - на фоне профи - окажется Нив Кемпбелл (она заодно сопродюсер фильма) и не окажется ли такой ужасной, что "Труппу" захочется переименовать в "Крик-4". Не захотелось. Как выяснилось, у девушки за спиной работа в Национальном балете Канады. Правда, классику она на экране танцевать не рискует, но в так называемом современном танце выглядит вполне прилично, даже в сольных номерах. Другая эффектная актерская работа: руководитель труппы, циничный, но заводной финансист-художник. Знаете, кто его играет? Списанный было в категорию "Б" Макдауэлл!
ПРОКАТ В РОССИИ. С 13 ноября.
Авеню Уандерленд/Wonderland
ЧТО ЗАРАНЕЕ ВДОХНОВЛЯЛО. Что это очередной фильм про Джона Холмса. Нет, он не племянник Шерлока. Я тоже не вспомнил бы, кто это такой, если бы не прочитал аннотацию: это реальный человек, порнозвезда, герой знаменитых "Ночей в стиле буги" - картины про то, как производство неприличных фильмов превратилось из дилетантской и чуть ли не полуромантической деятельности наследников 60-х (с их идеей свободной любви) в жесткий мафиозный бизнес. В "Ночах" Холмса сыграл Марк Уолберг, здесь его играет Вэл Килмер, и поговаривают, что это его лучшая работа со времен давней "Группы Doors" Оливера Стоуна, где он был Джимом Моррисоном.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ. Фильм получился жестким. Если хотите понять, что такое современный стиль киноповествования и монтажа, то смотрите именно Wonderland, сделанный Джеймсом Коксом, которого считают перспективным. Тут вам и секс, драгз, рок-н-ролл (очень громкий и тоже жесткий). И полиэкран. И вдруг появляющиеся надписи со стрелочками, поясняющие, например, какие именно вещи отхватили грабители и сколько они стоят. Тут вам и усложненный сюжет: в его основе разные версии того, кто именно и почему грохнул четверых наркодилеров и какая роль досталась в этой переделке означенному Джону Холмсу, который давно не порнозвезда, подсел на героин и был у наркодилеров на побегушках. Любопытен и контекст, в котором надо рассматривать эту ленту. Америка и ее главный киногород Лос-Анджелес (название Wonderland означает вовсе не "страну чудес", а опасную улицу в одном из его пригородов), становясь все более правильными и пуританскими, словно бы начинают страдать от собственной стерильности и нуждаются в культовых персонажах дна. Таким культовым персонажем - это оценка не моя, а американских критиков - и становится теперь покойный Джон Холмс. Несмотря на то, что был, похоже, порядочным подонком.
ПРОКАТ В РОССИИ. Ориентировочно с 15 января.
"Другой мир"/ Underworld
ЧТО ЗАРАНЕЕ ВДОХНОВЛЯЛО. Что среди современных мифов, дающих повод к серьезным социальным и культурологическим анализам, едва ли не самыми интересными остаются миф о вампирах и миф об оборотнях. В данном случае вампиры сражаются с оборотнями, и, по фильму, это противостояние многовековое. То, что параллельно в фильме присутствует сюжет Монтекки-Капулетти, чуть более шаблонно и менее важно.
КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ. "Другой мир" лишний раз убеждает в том, о чем уже писал автор этих строк. Голливуд осознанно формирует Матрицу, погружает юную публику в параллельную, удобную ему действительность, которая постепенно начинает приобретать в сознании аудитории вид единственно реальной и исторической. Иначе не объяснить, почему главная истребительница оборотней, вампирша в исполнении новомодной Кейт Бекинсейл (девушка из "Перл-Харбора"), облачена в те же черно-кожаные одежды, включая черный плащ, какие носили персонажи "Матриц", "Терминаторов", "Воронов", "Блэйдов", "Людей Икс", "Бэтменов" etc., включая невиннейший "Город ангелов", и, как все эти персонажи, проводит часть жизни, выискивая нужные ей лица, на высокой башне, откуда регулярно спрыгивает вниз. Создатель фильма Лен Вайзмен (это именно он - не она) - человек в дизайне опытный. Как художник, он работал на фильмах "Люди в черном", "Звездный путь", "День независимости", "Годзилла" и даже получал призы MTV. Если в его "Другом мире" стандартные дизайнерские образы, значит, он к тому и стремился. Самая большая загадка фильма: и аристократы-вампиры (они обитают в родовых замках и разъезжают на "мерсах"), и кровопийцы-вервольфы (они канализационно-сабвейная урла) старательно изобретают друг против друга новые виды оружия, но почему бы им просто не перекусать врагов и тем победить навсегда? Ведь укушенный вампиром сам, как известно, становится вампиром, а ухваченный клыками оборотня сам в полнолуние превращается в мохнатого громилу-волка.
ПРОКАТ В РОССИИ. С 16 октября. В Америке фильм вышел в прошлый уик-энд и сразу заработал $22 млн.