В 1987 году известная актриса и режиссер Наталья Бондарчук, возглавлявшая эстетико-экологическое движение "Бемби", начала ставить спектакли о животных, в которых играли дети. Позже движение преобразовалось в студию при Театре киноактера. За 16 лет здесь сменилось не одно поколение маленьких артистов, театр лишали финансовой поддержки, выгоняли на улицу... Но в "Бемби" по-прежнему работают над новыми постановками.
Возраст актеров театра - от 4 лет до "пока не надоест". Вместе с детьми играют взрослые артисты. Если оставить на сцене одну молодежь, получится не спектакль, а самодеятельность. А так младшие видят, как выкладываются на сцене старшие, и стараются играть не хуже них.
"Фишка" театра вовсе не в том, что дети здесь играют профессионально и получают за это деньги. Дело совсем в другом: педагоги, работающие в "Бемби", относятся к своим подопечным как мастера к студентам в театральных вузов. Как к профессионалам.
- Ваня! Я просил тебя помочь, а ты на сцене хихикаешь! - возмущается с первого ряда педагог-режиссер Володя. - Хватит смешить партнера. Начинаем заново...
Володя Федоров, выпускник Института культуры, восстанавливает вместе с артистами старую постановку "Снежной королевы".
12-летний артист Алексей Неясов играет Ворона. Алексею роль казалась какой-то несерьезной. И играл он ее несерьезно. После замечания режиссера стал очень ответственно махать крылом.
- Стоп! Стоп! - опять кричит Володя. - Аня, ты слишком вяло среагировала на то, что тебе Ворон сказал. "Вон, моя жена летит!" - это значит, что где-то там, вдалеке, ты должна увидеть - на самом деле увидеть - ворону. Иначе это будет игра в поддавки. Перед зрителем стыдно будет... Еще раз. Поехали!
Анна Нифонтова, исполнительница роли Герды, в отличие от Ивана не валяет дурака, а, наоборот, играет очень серьезно. Но ворона у нее полетела только с третьего раза. И это очень хорошо, как сказал потом Володя. У некоторых ворона в принципе полететь не может.
За 16 лет через "Бемби" прошли разные дети. Талантливые и не очень, шумные и спокойные. Приколов на спектаклях случалось предостаточно. Один раз Кукла из театра Карабаса-Барабаса испугалась бороды своего хозяина и залезла на высоченные декорации с криком: "Уберите его, тогда слезу!" Зрителям очень нравилось...
- Мы благодарны центру творчества детей и молодежи "Хорошево" за то, что дали нам помещение. Здесь к нам очень тепло относятся. А ведь театр переменил множество площадок, - говорит Федоров. - Мы работаем фактически на энтузиазме. У режиссеров две маленькие ставки... При этом в последние годы мы много гастролировали. Выступали в Турции, Греции, Германии, Украине. Да и в России много где были. Везде нас принимали очень хорошо... Спонсоров нам бы надо найти. Но как это сделать? Я искать не умею, профессия у меня другая. А администратора у нас нет...
Перед тем как распределить роли, Володя задает актерам сочинение - "Почему я хочу играть именно этого героя". Актеры старательно пишут. Причем делают это талантливо, показывают режиссеру фактически черновик роли. В описании персонажей иногда звучат почти кафкианские мотивы. Вот отрывок из одного сочинения:
"Я-- Заяц. А может быть, и Кролик. Никогда не понимал разницу между ними. У меня есть подружка - Черная Шапочка, а может, и Зеленая. Ведь у нас, зайцев, черно-белое зрение. Вообще, я прекрасен во всех отношениях. Но есть одна вещь, которой я боюсь. Я боюсь не Лисы и не Волка. Я боюсь жуткого скрипа ботинок Черно-белой Шапочки..."
Когда дети вырастают из театра, они сами выбирают - идти им в театральные вузы-училища или оставить сцену в качестве хобби. Тех, кто выбрал первый путь, меньше. Но ни один без работы не остался.
Катя Шевченко учится на 2-м курсе ГИТИСа. Ваня Мурадханов окончил там же актерское отделение. Коля Молочков играет в театре Калягина "Et cetera".
Алексей Неясов, он же Ворон, Заяц, а может быть, и Кролик, тоже собирается пойти в театральный. В какой именно - пока не задумывался. Потом будет выбирать. Сейчас рано еще.