Выставка посвящена трем столетиям участия Франции во всех сферах жизни Петербурга - от градостроительства до спорта. Свои работы дали 18 музеев Петербурга, среди которых, помимо Русского музея, Эрмитаж, Музей истории города, Театральная библиотека и Российская национальная библиотека.
Среди всех "филий" и "маний", которыми болел Петербург - англомания, германофилия, франкофилия и так далее, - любовь ко всему французскому оказалась самой сильной. Галльские художники, скульпторы, ремесленники и мастеровые ехали в Петербург не только "на ловлю счастья и чинов", но и по велению души. Французы привнесли в моду и вкусы своей страны, сделав свой язык практически родным для русской элиты. На экспозиции в Михайловском замке представлены живопись и скульптура Никола Франсуа Жилле, приехавшего в Россию по приглашению графа Шувалова для преподавания скульптуры в Академии художеств. Здесь же работы Мари Анн Колло, работавшей вместе с легендарным Фальконе над созданием Медного всадника. Среди работ "петербургского периода" наибольшую известность приобрели созданные ею изображения графа Орлова, Екатерины II и великой княгини Натальи Алексеевны.
В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны придворным художником был Луи Каравак, которому было отдано эксклюзивное право писать императорские портреты. На выставке, в частности, экспонируется "Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны в детстве". С 1815 по 1820 год на Петербургском фарфоровом заводе начальником живописной мастерской работал Жак-Франсуа Жозеф Свебах - первый художник всемирно известной Севрской фарфоровой мануфактуры. Плоды его трудов радуют глаз пышностью изображений конных прогулок, охоты и жанровых сцен из русской народной жизни.
Петербургская театральная библиотека показывает альбомы по изобразительному искусству, альбомы с изображением актеров в жизни и ролях, книги по истории театра. Здесь же - эскизы декораций и костюмов кисти Александра Бенуа. Эрмитаж дал на выставку изготовленные для царской семьи наряды законодателей парижской моды Поля Пуаре, Чарльза Ворта и Жанны Пакен, а также украшения, предметы интерьера и быта. Книги из библиотеки Российской академии наук иллюстрируют исторические связи столицы Российской империи с Парижем. Один из самых интересных экспонатов выставки - экземпляр издания Никола де Малезье, принадлежавший Петру I. На первой странице его - наклейка со словами "Au Czar" - "Царю". Ну а о том, какую роль сыграли французы в рождении новой российской столицы, ярче всяких слов говорит Генеральный чертеж Санкт-Петербурга, выполненный Леблоном.