Четверг в Узбекистане официально объявлен днем траура в связи с катастрофой самолета Як-40, которая произошла в ташкентском аэропорту 13 января. Экипаж и пассажиры - всего 37 человек - сгорели заживо. Среди жертв числится глава представительства ООН в Узбекистане Ричард Конрой. По предварительным данным, перед посадкой уЯк-40 не вышла одна из стоек шасси, самолет упал на посадочную полосу и загорелся. Не исключаются и другие версии: ошибка пилотов и даже теракт.
Вчера руководство Узбекистана выразило соболезнования родственникам и близким погибших в катастрофе Як-40, следовавшего по маршруту Термез-Ташкент. В рамках уголовного дела, возбужденного по статье "Нарушение правил безопасности движения", допрошены уже более ста человек. С места происшествия изъяты личные вещи пассажиров, по которым проводятся соответствующие экспертизы. Обломки эвакуируют в авиационный ангар, где будет проведен их дополнительный осмотр.
Генеральный прокурор Рашитжон Кодиров заявил, что, по данным авиакомпании "Узбекистон хаво-йуллари" ("Узбекские авиалинии"), на борту самолета находились 37 человек: 32 мужчины, 4 женщины и один ребенок, 5 погибших - члены экипажа. Среди жертв катастрофы - глава представительства ООН в Узбекистане Ричард Конрой. Пассажиром рейса был также представитель американской гуманитарной организации гражданин США Ричард Пеннер. Среди погибших числятся двое граждан Афганистана. Достоверно известно, что на борту Як-40 граждан России не было.
Сейчас тела, собранные на взлетно-посадочной полосе ташкентского аэропорта, доставлены в бюро судебно-медицинской экспертизы для опознания. Ведется уточнение поименного списка погибших. По данным судмедэкспертов, все находившиеся на борту самолета сгорели заживо: взрыв остатков топлива не оставил им шансов выжить.
В качестве основной версии причин катастрофы называется невыход одной из стоек шасси. Правда, генпрокурор Узбекистана Рашитжон Кодиров заявил, что на высоте двух метров Як-40 ударился о бетонное ограждение взлетно-посадочной площадки и взорвался. Не исключает генпрокурор и версию теракта.
Официальный представитель "Узбекских авиалиний" не исключил, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов, хотя, по его словам, все члены экипажа "имели многолетний опыт работы".
- Экипаж запросил диспетчера о посадке. Диспетчер дал самолету чистую полосу, но, судя по всему, пилоты не вписались в траекторию. Самолет упал в 100 метрах от окончания предоставленной полосы для приземления, - сказал представитель "Узбекских авиалиний", добавив, что этот Як-40 прошел техобслуживание несколько месяцев назад, и тогда "все было в порядке".
Злополучный Як-40 был выпущен в 1975 году, его ресурс составлял 38 тысяч часов и на момент катастрофы было отработано 37 тысяч. Управлял самолетом опытный экипаж во главе с 43-летним командиром Александром Алексановым, который имел летный стаж с 16 сентября 1977 года.
Серийно Як-40 выпускался с 1968 по 1981 год. Всего было построено 1011 самолетов, из которых 125 поставлены на экспорт. В настоящее время в мире эксплуатируется около 300 Як-40.
Для ВВС России минувший год стал годом катастроф
В среду главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов подвел итоги ушедшего года. В числе прочего он с сожалением заметил, что последние 12 месяцев стали слишком "урожайными" по числу авиационных происшествий с участием самолетов и вертолетов ВВС. По словам Михайлова, абсолютно во всех инцидентах присутствует так называемый человеческий фактор и именно он привел к таким печальным последствиям.
- Все это ни в коем случае не связано с тем, что самолеты у нас старые, - заявил главком ВВС. - До этого мы ровно год работали без летных происшествий, но 2003-й стал чем-то вроде взорвавшейся бомбы. Сначала авария Миг-29, которая произошла 19 июня. Тогда экипаж - курсант и инструктор - в течение 6 минут не замечали, что у них идет повышенная выработка топлива. Самолет не долетел до аэродрома 3 км. 2 июля на истребителе МиГ-25 произошло ложное срабатывание речевого информатора о том, что горит правый двигатель. Летчик решил катапультироваться. Завершением года стала катастрофа стратегического бомбардировщика Ту-160, когда вышла из строя система дренирования топливных баков и произошло их схлопывание. Тем не менее уже 16 января мы возобновляем полеты Ту-160.
Перечислив ряд других происшествий, в том числе столкновение вертолетов на Дальнем Востоке 26 августа, главком ВВС заявил, что теперь "работа с людьми - это главная задача".
- Причем не только по повышению ответственности при выполнении поставленной задачи, но и на этапе теоретической подготовки, - добавил он.