Выставкой Кати Медведевой, открытой в Отделе личных коллекций, Пушкинский музей заставил вспомнить о давно непопулярных художниках-самородках. Нигде и никогда живописи не учившихся, поздно взявшихся за кисть, но одаренных не только чувством цвета, но и умением пронять и умилить не зачерствевшего сердцем зрителя.
Катя Медведева - крупная провинциальная русская женщина, сирота-детдомовка - взялась за кисть, работая уборщицей в художественном учебном заведении, когда ей было под сорок. Взялась вовремя, потому что в семидесятых годах художников-примитивов - мастеров наивного искусства настоящие ценители живописи почитали. Как и всех, кто презирал правила советского академизма и писал по-своему.
Медведеву давно выставляют и давно покупают коллекционеры и музеи. Вот и эту выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина составили из частных и музейных собраний. Теперь на картины Кати Медведевой смотрят не так, как раньше, хотя ценят за прежние достоинства - искренность, яркость цвета и пронзающую, надрывную, болезненную сентиментальность.
Теперь никого, кроме разве что завсегдатаев Галереи Шилова, не смутит детскость ее рисунка. (Хотя в своей графике, вдохновленной японским поэтом Басе, Медведева убеждает: если нужно, у нее и с рисунком - порядок.) Сегодня картины Кати Медведевой идут по разряду наивного искусства не из-за манеры - зрители навидались великих примитивистов, их принципиальной безыскусностью рисунка не удивишь, - а по содержанию.
"Образ творческой личности у меня ассоциируется с одуванчиком, такая же ранимая нежность" - надписи на картинах не формальный прием (и это знаем), а выплеск эмоций, которые и словами тоже надо выразить. Ангелы в человеческом образе, балерины в пачках, невесты с цветами, Христос, Кремль, Ахматова, Есенин и Пушкин с цыганами, мать, отправившая в больницу ребенка (о чем тоже сообщает надпись), невинно убиенное царское семейство плюс огромное полотно "Пробуждение России. К столетию Н.С. Хрущева" с бело-розовой ангелицей в центре - никакой даже самый отпетый конъюнктурщик не станет писать такие сюжеты. Они затерты даже не до дыр, а до полного исчезновения. А Катя Медведева не просто пишет, а переживает их заново с неистовой силой не устающего взвинчивать собственные нервы, болезненно беспощадного к себе, эмоционально нерасчетливого русского человека. Таких, думаешь, уже и быть не может. А вот есть.
Раньше Медведева писала на фанере, а теперь - все больше на больших листах темной, как сама ночь, бархатной бумаги. Словно топит в этой черноте свою неумеренную чувствительность и неуместный в нашей жизни восторг перед красотой и тайной искусства. А вот про искусство, про тот же балет, мы уже все как раз и выучили - какая же в нем тайна? Искусство - это игра, провокация, профессиональный навык, умелый менеджмент и вовремя раздутый скандал по поводу не продленного злодеем-директором контракта. В общем, наивная художница эта Катя Медведева, действительно очень наивна, просто раритет какой-то, самородок, из которого ничего полезного не сделаешь, только созерцай, как природную диковину.