В эти дни ломают старые палаты по знакомому читателям "Известий" адресу: Тверской бульвар, дом 26, или, что то же самое, дом 5 по Большому Гнездниковскому переулку. В узком квартале между переулком и бульваром расположена усадьба одного из фаворитов Екатерины - Ивана Николаевича Римского-Корсакова. Вернее, то, что от нее осталось.
Корсаков лишился расположения императрицы за роман с графиней Строгановой, уведенной им от мужа. С той самой Строгановой, которой адресован комплимент Вольтера: "Я видел солнце и вас". В Москве любовники приобрели два смежных дома, объединенные после смерти Строгановой в собственности Корсакова. Здесь его, умершего в 1831 году, навещал с расспросами о старом веке Пушкин.
В обоих купленных владениях существовали каменные главные дома, палаты первой половины - середины XVIII века. Они стояли поперек квартала, выходя торцами на бульвар и в переулок. Уже сама такая постановка обличает древность зданий - принадлежность времени, когда по линии Бульварного кольца тянулись крепостные стены Белого города и внутренний проезд бульваров был внутренним проездом этих стен. Узость проезда диктовала расположение постановку зданий не фронтами, а торцами к линии стены - навстречу взгляду едущих или идущих. (Так же стоит старинный дом, где жил и умер Гоголь, на соседнем Никитском бульваре.)
Со сносом Белых стен и появлением бульваров новые дома предпочитали становиться фронтом, а старые пришли в движение, пытаясь развернуться. Вот и Корсаков застроил линию своих владений вдоль бульвара, заполнив новыми объемами пространство между старыми. Торцы двух главных зданий были выделены на фасадах по бульвару как центры новой протяженной композиции. (Другой пример подобного подхода: дом Луниных - Музей Востока, в теле которого есть старый главный дом, поставленный торцом к Никитскому бульвару.)
Именно старые палаты, перпендикулярные бульвару, прикрытые, как ширмой, парадными фасадами, попали под удар.
В прошлом году исчезли северные (строение 5) - те, в которых, вероятно, помещались хозяйские покои, помнившие Пушкина. Местом его свидания со старым Корсаковым предполагается снесенная библиотека, сохранявшая великолепный интерьер. Известна ранняя история этих палат и самого владения: князья Лобановы-Ростовские в 1738 году, затем князья Друцкие, у которых дом приобретает для отселения изменницы-жены граф Александр Сергеевич Строганов, президент Академии художеств. О разрушении этих палат и смежных корпусов по переулку "Известия" писали дважды, последний раз - 13 августа прошлого года.
Кстати, корпуса по переулку включали меблированные комнаты, где останавливался Тютчев. А "желтая грязная стена" этих строений была та самая, что эхом отразила реплику Маргариты при первой встрече с Мастером: "Нравятся ли вам мои цветы?"
Вторые - южные - палаты (строение 1), существовавшие уже в 1759 году, принадлежавшие Ислентьевым, князьям Несвицким, Белозерским и проданные Корсакову последними, были снесены к вечеру минувшего вторника. И снесены, в отличие от северных, без разрешения Главного управления охраны памятников города Москвы.
Когда инвестор - ООО "Кросс Лайн" пустился вынимать оконную столярку, последовало предписание из столичного ГУОПа о прекращении работ. На это предписание от 5 февраля "Кросс Лайн" ответил экскаватором, начавшим разрушение наружных стен. Во вторник, как сообщили "Известиям" в ГУОПе, последовало вторичное предписание охранников старины, дополненное требованием архитектурного надзора: палаты не исследованы и не зафиксированы. Под ампирной штукатуркой следовало ожидать следов барочного декора. Задание на комплекс исследовательских работ, сопровождающее всякий арендный договор на памятник архитектуры, применительно к южным палатам арендатор тоже проигнорировал. И уже к вечеру вторника на месте былого памятника высились лишь груды кирпичей, увенчанные экскаватором.
Услуги реставраторов инвестору вообще неинтересны: в 21 мастерской 2-го "Моспроекта" заказана решительная реконструкция усадьбы, с перекрытием и заполнением всех четырех дворов, а главное - с подземным трехэтажным гаражом под всем пространством памятника. Сохранение между дворами поперечных корпусов удорожит подземные работы - вот и весь мотив происходящего.
Кстати, все это, построенное на месте варварского сноса, будет называться культурным центром "Русская старина" с рестораном "Пушкин". Двойной цинизм.