Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Искусство возможного

Александр Невзоров после долгого перерыва вернулся в эфир "Первого канала". Вернулся на коне. В прямом смысле этого слова. Его новый проект не имеет никакого отношения к тому, чем прежде занимался на телевидении прародитель жанра отечественной "чернухи". Теперь Невзоров пишет историю лошади и ее, лошади, взаимоотношений с человеком. Проект под названием "Энциклопедия лошади", что называется, обречен на успех. Во-первых, потому, что автор - Невзоров, память о прежних телеопытах которого, как ни крути, навсегда сохранилась в сердцах благодарных или, напротив, абсолютно неблагодарных зрителей. А во-вторых, потому, что главный герой - поразительной красоты и грациозности животное, на которое и без всякого сюжета будут с удовольствием смотреть люди...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Александр Невзоров после долгого перерыва вернулся в эфир "Первого канала". Вернулся на коне. В прямом смысле этого слова. Его новый проект не имеет никакого отношения к тому, чем прежде занимался на телевидении прародитель жанра отечественной "чернухи". Теперь Невзоров пишет историю лошади и ее, лошади, взаимоотношений с человеком. Проект под названием "Энциклопедия лошади", что называется, обречен на успех. Во-первых, потому, что автор - Невзоров, память о прежних телеопытах которого, как ни крути, навсегда сохранилась в сердцах благодарных или, напротив, абсолютно неблагодарных зрителей. А во-вторых, потому, что главный герой - поразительной красоты и грациозности животное, на которое и без всякого сюжета будут с удовольствием смотреть люди. В фильме же и с сюжетами полный порядок. В первой серии десятисерийного фильма, посвященного влиянию человеческой религии на судьбу лошадей, Невзоров ставит сразу несколько костюмных исторических мини-фильмов. Драматическая сцена сожжения на костре лошади по имени Аннабель переносит нас в средневековую Европу, а по своей зрелищности и масштабности напоминает фрагменты из фильма "Жанна Д'Арк". Словно в предсмертном ужасе бьется цирковая лошадь Аннабель, обвиненная в связи с дьяволом и приговоренная инквизицией к страшной казни за ум и талант. Беснуются и подкидывают хворост в костер горожане, жадные до жутких зрелищ. Потрясенные страшным криком горящей заживо лошади, бросаются к ней несколько сердобольных рыцарей, чтобы, заколов, прекратить ее страдания. Но сами погибают в неравной борьбе с другими рыцарями, верными епископам, вынесшим лошади смертный приговор. Разумеется, животное при съемках не пострадало. Прикованную к стене живую лошадь охватывают языки пламени, но это уже не живой огонь, а компьютерные спецэффекты, хотя и выглядят они весьма натурально. Другие сюжеты фильма приводят зрителей в Древнюю Русь, к индейцам Северной Америки, в Китай. И снова - антураж, костюмы, массовка. И невероятные истории в деталях и подробностях. Возникает даже ощущение, что сам Невзоров на фантастической машине времени переносится в далекие века и собственными глазами видит то, о чем рассказывает. Но больше всего подкупает в фильме "Энциклопедия лошади" абсолютная любовь автора к герою, такт, понимание и воистину человеческое отношение к лошадям. Вот ведь как бывает: к прежним своим героям - людям - Невзоров никогда особого сочувствия не высказывал. Наоборот, всячески демонстрировал глубокое презрение к роду человеческому, акцентируя свое внимание на мерзостях, присущих людской натуре. А заговорил о тех, кого по-настоящему любит, - и куда девались презрительный прищур, издевательская скороговорочка "через губу"? Нежностью и восхищением проникнуты глаза и слова. Впрочем, в одном остался все-таки себе верен наш "энциклопедист": людей, во все века пытавшихся подчинить себе строптивое животное самыми ужасными способами, он по-прежнему ни в грош не ставит. Но, как показывает история, в данном случае они, люди, этого достойны. Итак, Александр Невзоров предпочел фауне политической просто фауну. И в профессию вернулся, и мараться больше не захотел. Так, кстати, в свое время убежал от политической грязи в грязь природную Павел Лобков, запустивший от греха подальше "Растительную жизнь" - искусство возможного (хотя Лобков - политический журналист от Бога, что он и подтверждает сегодня в программе "Намедни", вновь вернувшись от ягодок и цветочков к остроактуальным репортажам и комментариям). "Бегством от действительности" называет свое участие в документальном проекте "Советская империя" и Елизавета Листова, прошедшая со старым НТВ, ТВ-6 и ТВС весь драматический путь и смертельно уставшая жить "кишками наружу" (выражение, ставшее афоризмом, если кто не помнит, принадлежит именно ей). Впрочем, совсем убежать от действительности не удается даже в сугубо историческом фильме, посвященном гостинице "Москва", - слишком много аллюзий содержит история нашего государства, вольных или невольных. Вот, скажем, начальные кадры фильма Листовой: большевики, Иваны, родства не помнящие, уничтожают "наследие прошлого" - стену Китай-города, храм Христа Спасителя, Сухаревскую башню... Замахнулись было и на Манеж, но вступились выдающиеся деятели культуры, и Манеж удалось отстоять. Когда фильм снимался, Манеж еще стоял целый и невредимый, а сегодня спаленный пожаром, коего Москва не видела со времен Отечественной войны 1812 года, он превращается в символ нового времени и преемственности, так сказать, поколений: "То, что отцы не допели, мы допоем". Да и сама гостиница "Москва" - символ, хотя Елизавета Листова, работающая в лучших традициях документальной школы НТВ, никаких оценок не дает и параллелей не проводит. Она просто рассказывает, как это было. Как строили гостиницу всей страной, как лично Иосиф Виссарионович утверждал проект, как лучшие мебельщики конструировали мебель специально для лучшей гостиницы страны, а ткачи изобретали и поставляли для "Москвы" особые полушелковые ткани. А каких людей видела и помнила гостиница: от Аркадия Райкина - до Джины Лоллобриджиды; от орденоносных доярок, никогда не видевших душа и умывавшихся водой из унитаза, - до заслуженных боевых генералов, славно кутивших в ресторане гостиницы "Москва" и ни о чем дурном не помышлявших. А напрасно. Весь поголовно персонал - от горничных до официантов - состоял из сотрудников органов госбезопасности! И номера "жучками" оборудованы - чтобы лучше слышать. И эту-то историю - славную и не очень - под снос! Открытый ресторан на крыше "Москвы" останется теперь лишь в кадрах из фильма "Цирк" - именно там злобный "вражина" кормит сладким славную русскую девушку, дабы помешать очередной победе советской власти в области передового циркового искусства. Первый фильм из цикла "Советская империя" сделан остроумно, изобретательно и современно. Авторы оживляют "картинку" при помощи компьютерной анимации, сама Листова (как когда-то Парфенов в цикле "Намедни" - наша эра", прикуривавший у Фиделя Кастро и летавший в невесомости космического корабля) входит вместе с постояльцами гостиницы "Москва" конца 30-х годов в просторный холл, виртуально обживает шикарный гостиничный номер. В фильме много редкой хроники, фрагментов из художественных фильмов советских лет. Историю гостиницу, ее легенды, байки и анекдоты рассказывают и бывшие служащие "Москвы", и ее многолетние постояльцы. Жаль только, что не успели снять современные интерьеры "Москвы": авторы приступили к съемкам, когда гостиницу уже покинули последние обитатели и вовсю шла подготовка к сносу. Такая наша жизнь: сегодня есть здание - памятник эпохи и архитектуры, а завтра на его месте скалятся жуткие проемы стен и окон. Кончилось ваше время. Новые песни придумает жизнь. А в заключение - небольшое наблюдение. Помните, я как-то обратила ваше внимание на странные картинки, появившиеся в межпрограммном пространстве "Первого канала" незадолго до выборов? На этих картинках фасады московских зданий были украшены светящимися в темноте то ли лозунгами, то ли девизами: "Мало, но хорошо", "Ничего, кроме хорошего". Я еще тогда сравнила это со знаменитым 25-м кадром, посредством которого в сознание зрителя сама собой внедряется какая-нибудь информация. Так вот, сразу после выборов эти картинки исчезли! Это что значит? Что цель достигнута? И все у нас стало хорошо? Или же хорошенького помаленьку? Зато на канале "Россия" появилась своя жизнеутверждающая надпись, предваряющая рекламный блок. "Лето будет!" - написано в нижнем правом углу кадра. Ну, раз государственный телеканал обещает, значит, точно лету быть. А память подбрасывает и стишок на злобу дня: "Прошла зима - настало лето. Спасибо партии за это". Правда, спасибо. Обнадежили.
Комментарии
Прямой эфир