Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Мир
США ввели санкции против 16 физлиц и двух юрлиц из Ирана
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Политика
Путин поддержал выдвижение Аксёнова на новый срок в качестве главы Крыма
Мир
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
Мир
Аргентина выразила желание стать глобальным партнером НАТО
Общество
Аксенов назвал поддержку военнослужащих СВО главной задачей в Крыму
Мир
Политолог из США заявил о коррупции на фоне законопроекта о помощи Украине
Мир
СМИ сообщили о временной блокировке TikTok в Киргизии
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
В Германии сообщили об отсутствии улучшений ситуации в экономике страны
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 987 см
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Политика
Чибис рассказал Путину о возвращении к работе после ранения
Мир
В Финляндии предложили ужесточить порядок получения гражданства

Песня о Путине

Несомненная персона месяца - Иван Рыбкин, который держал в напряжении всех журналистов, освещающих предвыборную кампанию. В итоге Рыбкин сделал уж совсем ход конем - снял в последний момент свою кандидатуру, задав дополнительную работу сотрудникам участковых избирательных комиссий, которым пришлось вычеркивать его имя из 11 миллионов избирательных бюллетеней. К чему же были все эти ужимки и прыжки? Главное антисобытие - назначение Александра Соколова руководителем всех СМИ человека из консерватории и его первого зама - из балетного училища. Первые заявления нового министра оставляют мало надежды на прогрессивные изменения в отрасли. Теперь у нас свобода слова будет, как в балете?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
О телемарте можно сказать одно: мы пережили президентские выборы. Детали, как всегда, кроются в номинациях: 1. Персона месяца. 2. Программа. 3. Событие. 4. Антисобытие. Екатерина ВИНОКУРЦЕВА, "Компания": 1. Михаил Сеславинский, новый "главный по СМИ". Михаил Вадимович - персона, конечно, гораздо менее одиозная, чем Михаил Юрьевич. Он просто олицетворяет собой "стабильно растущую" экономику, в условиях которой теперь, видимо, будут развиваться телевидение, радио и пресса. Несмотря на несомненный авторитет Сеславинского, его способность к компромиссам и умение договариваться, Лесин, как мне кажется, обладал большими лоббистскими способностями. А это значит, что в ближайшее время кое-как налаженный диалог СМИ и власти может окончательно превратиться в монолог. Последней, разумеется. 2. "Намедни" и "Свобода слова" в день выборов президента, "Советская империя" ("Россия") - удачные. Новая серия "Розыгрышей" ("Первый") - уж очень неестественные, надуманные и несмешные. "Двое в городе" (НТВ), "Заплыв слепых" (ТВЦ) - неудачные. 3. Отставка Михаила Лесина. 4. Назначение Александра Соколова. Первые заявления нового министра оставляют мало надежды на прогрессивные изменения в отрасли. Юлия ЛАРИНА, "Огонек": 1. Глава ЦИК Александр Вешняков, объявляющий предварительные результаты выборов президента, те немыслимые проценты, которые набрал Путин в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Татарстане... Объявлял он их ночью, когда по телевизору обычно идет эротика. И правильно: детям такой демократии лучше не видеть. 2. Премьера фильма Александра Невзорова "Лошадиная энциклопедия". Качественно сделанная работа. И Невзоров говорит о лошадях с такой любовью, что хочется спросить руководство "Первого канала": нет ли возможности и каким-то другим ведущим, в частности, Михаилу Леонтьеву, предложить рассказывать с экрана не о людях... 3. Оперативность и профессионализм журналистов "Намедни" при показе пожара Манежа в день выборов. Государственные каналы не спешили с сообщением о пожаре: видимо, сыграла свою роль близость к Кремлю - как их, так и Манежа. 4. Назначение руководить всеми СМИ человека из консерватории и его первого зама - из балетного училища. Теперь у нас свобода слова будет, как в балете? Александр МЕЛЬМАН, "Московский комсомолец": 1. Павел Лобков и время от времени возвращающиеся к своей первой профессии Алексей Пивоваров и Антон Хреков - мастера другим на зависть. Их политические репортажи всегда имеют под собой второй, третий, четвертый смыслы, смесь иронии, быта и необыкновенности существования человека. 2. Второй раз смотрел "Идиота" ("Россия") и не мог оторваться. Нет, Бортко все-таки прав - он действительно уже классик. Кажется, его сериал - штука посильнее, чем знаменитый фильм Пырьева. А вот повтор второй бомбы-2003 ("Бригады", которую показали на этот раз по REN TV) посмотреть так и не удалось. В это же время на НТВ идет сериал покруче, который наверняка станет бомбой-2004, "Страна и мир" называется. Так роскошно и нетривиально подавать те же самые сюжеты, от которых во "Времени" и "Вестях" сводит скулы, - до Саши Белого ли тут. Когда же корреспондентами энтэвэшных новостей становятся Хазанов, Лимонов или Ампилов - это вообще хай-класс. 3-4. НТВ - остров свободы на нашем усеянном самоцензурой ТВ-поле? Скорее, островок для выпускания пара. При Хрущеве и Брежневе тоже были Театр на Таганке и журнал "Новый мир". А еще "Литературка", писавшая о замалчиваемых в других газетах диссидентах и перебежчиках, но так, как это нужно властям. НТВ, учитывая конъюнктуру, выбился в лидеры общественно-политического вещания, только эта фронда управляема. Отставку правительства Савик Шустер и К° отпиарили по полной программе, себе на пользу, Кремлю на явку. Но долго ли еще продержится ТВ-оппозиция? Не бродит ли уже тень Йордана над недавно обжитыми начальственными кабинетами НТВ? Берегитесь, г-н Сенкевич Николай Юрьевич, конкуренты не дремлют. Александр НАХАЛОВ, "Телескоп": 1. Михаил Лесин. В результате "перетрахивания кабинета" (на авторство формулировки не претендую, поскольку это удачное словосочетание появилось на свет в результате оговорки ведущего "Страны и мира" Антона Хрекова) он остался без министерского портфеля. А на меньшее Лесин не согласился. Похоже, не зря: по всему видно, что Михаил Юрьевич без портфеля не останется. Скорее, получит его в более дорогом - я бы даже сказал, в эксклюзивном - исполнении. 2. "Выводы" Петра Толстого, самая рейтинговая программа 3-го канала, прекратившая в марте свое существование. Руководство 3-го канала объясняет это решение снижением зрительского интереса к политике после выборов, и только этим. Никаких претензий ни к кому нет. Правда, обещает вернуть передачу в эфир осенью. К новому сезону? Или руководство 3-го канала уже знает что-то "такое" про будущее нашей страны? А пока Петр Толстой отправлен на повышение: руководство направило его бороться за качество вещания теперь уже всего 3-го канала на должности главного редактора. А программу-то все равно жалко. 3-4. Быть оригинальным не смогу - создание Министерства культуры и массовых коммуникаций. Раз культура и телевидение вместе уживаются плохо, то можно их "породнить" административным методом. Симбиоз получился из разряда странных. Хотя и ожидаемый: регулирующий СМИ орган при правительстве упразднить не решились, а объединить Минпечати можно было разве что с Минкультуры. Не с МВД же! Не беда, что новый министр и его первый заместитель ранее никогда не работали со СМИ, - дело-то житейское! Вот скоро они разберутся во всем, и будет у нас со СМИ все хорошо. По-культурному. Таисия НИКИТЕНКО, "ИТАР-ТАСС": 1. Иван Рыбкин, который держал в напряжении всех журналистов, освещающих предвыборную кампанию. В итоге Рыбкин сделал уж совсем ход конем - снял в последний момент свою кандидатуру, задав дополнительную работу сотрудникам участковых избирательных комиссий, которым пришлось вычеркивать его имя из 11 миллионов избирательных бюллетеней. К чему же были все эти ужимки и прыжки? Савик Шустер, Леонид Парфенов, Александр Герасимов - немногие, кто еще старается говорить с экрана то, что думают. 2. Сериал Юрия Мороза "Женщины в игре без правил" ("Россия"), который продюсировал Валерий Тодоровский. В канун 8 Марта фильм о женщинах - простые житейские истории, истории о любви. Еще один хороший сериал на канале "Россия", который по тональности напоминает "Зимнюю вишню" и "Осенний марафон". Документальный фильм "Скандалы на льду", вышедший на "Первом", убедительно показавший изнанку спортивной жизни, цену рекордам и коррумпированность спортивных чиновников. Оправдывающая свое название "Свобода слова" на НТВ. 3. Президентские выборы. 4. Предвыборная кампания скучная, затем что излишне предсказуемая. Ток-шоу "Частная жизнь" ("Россия") - удивительно, как в таком низком жанре может работать такой профессиональный и заслуженный журналист, интеллигентный и образованный человек, как Владимир Молчанов. Реформирование Минпечати и Минкультуры в единое ведомство. Надежда ПРУСЕНКОВА, "Новая газета": 1. Персона, он же антиперсона, - новый премьер-министр Михаил Ефимович Фрадков. Его показали столько, что больше некуда и не хочется. 2. "К барьеру" с Владимиром Рыжковым и Людмилой Нарусовой. Осуждающий решение президента молодой политик Рыжков набрал голосов почти в 5 раз больше, чем ярая сторонница Путина Нарусова. Неожиданность, однако. Любопытная дискуссия, остроумные вопросы, мощные ответы - все это было как никогда захватывающе. 3. В марте телевидение пристально следило за событиями в стране, не отвлекаясь на творчество. Отставка правительства - вот главное телевизионное событие месяца. 4. Выборная ночь. Невероятно стыдно было наблюдать за терзаниями телевизионщиков, которые никак не могли решить, что же главнее - выборы Путина или горящий Манеж. Перлы вроде "к счастью, погибли два человека" на "Первом канале" или "к счастью, горит не Кремль" на "России" - это уже где-то за гранью человечности, добра, да и зла тоже. Елизавета ТРЕНЕВА, "Российская газета": 1. Наше телевидение постепенно излечивается от застарелого заболевания - привычки превращать эфир в дни важнейших для государства событий в арену сплошных политических столкновений. Баланс между программами, где говорят о своем, о наболевшем политики, высказывают свои предположения аналитики с публицистами, и прочими телевизионными зрелищами стал почти оптимальным. Похоже, телевидение убедилось, что его аудитория далеко не однородна и не все готовы посвятить свой досуг исключительно размышлениям о важнейших политических процессах. В этом смысле мы приближаемся к мировым стандартам. О чем свидетельствует и рейтинг, показавший, что в марте среди 100 самых популярных у россиян программ проект "Выборы-2004" ("Первый") занял 18-е место. Вряд ли тут дело в отсутствии умения ведущих сделать из дебатов завлекательное шоу. В итоге телевизионными персонами остаются те, кто в своих передачах точно улавливает изменение вектора общественного мнения: Владимир Познер ("Времена"), Савик Шустер ("Свобода слова"), Владимир Соловьев ("К барьеру!"). Леонид Парфенов, как всегда, в числе лидеров. Но 14 марта в эфире "Намедни" он изменил своей обычной сдержанной манере и с таким перехлестом журналистского азарта сообщал о пожаре в здании Манежа, что эта печальная новость в его исполнении выглядела почти долгожданной. Конечно, персонами стали кандидаты в президенты и главный претендент, но каналы в основном постарались не делать их "голливудскими звездами". 2. Особенных открытий этот месяц не принес. По-прежнему телевидение выдает в эфир одну за другой премьеры отечественных телесериалов, но все они грешат не лучшим качеством актерского исполнения. Трудно выделить в массе мелькающих на экране героев личность, которая заставила бы говорить о настоящей удаче сценариста, режиссера и исполнителя. "Культура" вернулась к забытому жанру телеспектакля. Вопреки ожиданиям, что пристальное внимание к героям и театральная неспешность будут зрителям не интересны, первая премьера - "Стоянка" по Джеку Лондону режиссеров А. Пономарева, А. Феклистовым - показала, что этот жанр может достойно соседствовать со штампованной сериальной продукцией. "Розыгрыш" ("Первый") и "Дачники" там же - каждая программа по-своему интересна. Скромное место занимает в ночном эфире ТВЦ передача "Синий троллейбус" - своеобразный "телефон доверия" для полуночников. Но в ней есть настоящий живой "нерв" интерактивного общения со зрителями, хороший дружеский разговор без нравоучения и назидательных "медицинских" советов. "Песни нашего века" М. Швыдкого оживили однообразную картину надоевших концертов с участием одних и тех же исполнителей. 3. Главным событием были, безусловно, программы, связанные с выборами президента. 4. Начало очередного производства на "Фабрике звезд" на "Первом канале". Неудачно совпавшие церемонии награждения "Оскарами" и премией программы "Гордон" за "Лучшее объяснение устройства мироздания". Программа "Дежурный по стране" на "России", где Михаил Жванецкий с трудом выдерживает роль "гласа народа", которую ему с таким умилением навязывает Андрей Максимов. Сергей ФОМИН, "Телефорум": 1. Владимир Путин, показавшийся 7 марта среди публики программы "КВН" ("Первый"). Это ненавязчиво-демонстративное появление в развлекательной программе имело особое значение после его отказа от участия в предвыборных теледебатах. Сергей Миронов, который, будучи кандидатом в президенты России, предстал галантным кавалером, дарящим букет продавщице цветов в 8-мартовском ролике. Ситуация с предвыборной телеагитацией у "всех остальных", включая и Миронова, кандидатов была вообще довольно пикантной, но в этом случае отпущенное на нее время было использовано со всей возможной элегантностью. Никита Михалков ("Очевидное-невероятное", ТВЦ), напомнивший еще раз, что пошлость - это когда, образно говоря, Боря Моисеев поет с ансамблем Александрова. 2. "Заплыв слепых" (ТВЦ). В предыдущем рейтинге я сравнил автора-рассказчика этого цикла с Эдвардом Радзинским. Но, в отличие от него, Олег Попцов в своих политических мемуарах рассказывает о тех временах, которые он для себя не выбирал, о том, в чем лично участвовал. Особенно, конечно, было интересно узнать еще подробнее о тех исторических перипетиях, которые были связаны со временем его руководства РТР. В целом же очевидно благотворное соревнование программ, посвященных исторической тематике в самом широком ее толковании. Удачно по форме и содержанию начались "Советская империя" с Елизаветой Листовой ("Россия") и "Лошадиная энциклопедия" Александра Невзорова ("Первый"), наконец-то нашедшего себя в искренне волнующей его теме. Держали прежний высокий уровень "Исторические хроники" ("Россия"), выпуски "Искателей" ("Первый"), особенно тот, что был посвящен сокровищам тамплиеров, и "Кто мы?" Феликса Разумовского ("Культура") с рассказом о временах царя Ивана III. Необходимо отдельно отметить премьеру программы Льва Аннинского "Серебро и чернь" ("Культура") - о феномене русской культуры от Блока до, вероятно, Бродского. Сюжеты: о постановке Анджеем Вайдой "Бесов" в Театре "Современник" ("Открытый проект", ТВЦ), особый шарм которому придало то, что ведущий говорил со своим героем по-польски; о пожаре Манежа ("Новости" всех каналов) - может, это и кощунство, но кадры стихийного бедствия были поразительно красивы, хотя в комментариях только на второй день выяснилось, что построил Манеж все-таки Бетанкур, а Бове лишь осуществил внешний декор. Может быть, это мистика, но Манеж загорелся именно тогда, когда в "Современнике" шла та самая премьера "Бесов", а эпизод огромного пожара - один из важнейших в этом романе Достоевского. 3. Поразительный по философическому настрою вечерний и ночной телеэфир 22 марта. Разговор о жизни и смерти вообще начался в дебатах о том, умирает ли сейчас классическая музыка ("Тем временем", "Культура"). Затем о бытии и небытии Андрей Максимов беседовал с руководителем театра "Но" господином Сокаи Отосигэ ("Ночной полет", "Культура). Почти в то же самое время в "Неизвестной планете" ("Первый") рассказывалось о мексиканском "Дне мертвых". Затронул эту тему и "Поэтический театр Романа Виктюка" (ТВЦ), где последний с искренним удовольствием представил ритмы из еще, может быть, даже и не задуманного им спектакля с участием мастеров стэпа Владимира Кирсанова и его дочери Алины. После чего теми же мотивами завершились беседы интеллектуалов в "Черном квадрате" ("Культура"). Так телевидение отметило столь важный в языческих культах день весеннего равноденствия. 4."Розыгрыш" ("Первый"), эталон той самой пошлости, о которой говорил Никита Михалков, невиданной и неслыханной со времен программы "Снято!" и расцвета "Диск-канала". Казалось бы - рассосалось и забыли, а вот, поди ж ты, всплыло. Первый выпуск хоть немного привлекал самым бескрайним в истории отечественного ТВ декольте ведущей, во втором же было сделано абсолютно все, чтобы вызвать отвращение к происходящему, окончательно доказавшему, что телевещество, называемое "Пельш", идеально подходит для замазывания всех пустых мест в эфире "Первого". А если и вспомнить, что именно на "Первом" (тогда еще ОРТ) именно по субботам после "Времени" не так уж и давно шла авторская программа этого, ну, у которого все, что у него есть, на "д" начинается и на "о" кончается... Лариса ХАВКИНА, "Комсомольская правда": 1. Сергей Безруков, окончательно утвердившийся в статусе главного российского телеактера. Замахнувшись на сериал по "Анне Карениной", на "Первом канале" недолго думали над вопросом: "А кто у нас Вронский?". Теперь миллионы простых россиян наконец-то узнают, что все-таки из-за Безрукова Анна Каренина бросилась под поезд. 2. Канал "Новый день" на "первой кнопке" прекрасен. Показанный в его рамках фильм "Голливудские ножи" - одна из лучших премьер месяца. У "Нового дня" только один недостаток: время эфира. Но, боюсь, вопрос о замене "Поля чудес" на документальные фильмы не рассматривается. 3. Последние "Намедни", начавшиеся с сюжета о перевыборах Путина. Тот, где было про затмение, совпавшее с началом первого президентского срока, и пожар у стен Кремля, с которого начался второй. По идее, на "событие" не тянет, но на фоне жизнерадостных доярок и оптимистичных ткачих, марширующих к избирательным урнам на других каналах, очень даже событие. Анна КАЧКАЕВА, радио "Свобода": 1. Персона (за кадром) - экс-министр Лесин. С размахом работая "рубильником", заслужил звание "душителя свобод", несмотря на то что рыночник в нем постоянно вступал в противоречие с государственным чиновником. Приблизив "конец эры олигархов", Лесин перестал быть нужным обновившейся власти. Заматеревшая государственная бюрократическая машина всегда "пережевывает" и "выплевывает" из своих служивых рядов слишком заметных. Даже уходя, Лесин продемонстрировал характер: не захотел смириться с ограничением своих полномочий. Когда-то он создавал МПТР. И, хотя явно рассчитывал лично поставить историческую точку, закрыв собственное детище, эффектной концовки не получилось. Новой политической эпохой востребованы другие министры, не обремененные недостатками и достоинствами людей времен безудержной демократии, "информационных войн" и "первоначального накопления капитала". Уход Лесина многие восприняли со злорадством, некоторые - с облегчением. И все-таки, несмотря на все перекосы рынка и "зачистки" НТВ, ТВ6, ТВС, именно при Лесине сложилась конкурсная система распределения частот, в два с половиной раза увеличилось количество СМИ, прежде всего в регионах, а медиа-сфера попыталась осознать себя индустрией. Правда, голос этой индустрии так и не успел окрепнуть. 2. "Что делать?" (о Солженицыне). "Острова Евгения Шварца" ("Культура"). "24" с Ольгой Романовой (Рен ТВ). На фоне иногда ликующих и всегда озабоченно-деловитых "Новостей Кремля" ("Новости" на "Первом" и особенно "Вести" на "России"), в прямом эфире которых можно не торопиться замечать пылающий Манеж, на фоне удручающе модной документалистики о славной и не очень отечественной истории "Намедни" и "Свобода слова" по-прежнему демонстрируют: есть и другая журналистика. 4. Раздвоившееся "Кривое зеркало", второй свежести - на "Первом" и не первой - на "втором". Пародия на предвыборную кампанию, которой телевидение придавало видимость приличия. Государственные каналы путались в трактовке того, какую функцию они выполняли, рассказывая о кандидатах в президенты. Об одном, главном, "информировали граждан", неглавного из "Родины" в новости не допускали вовсе, про остальных показывали "самые активные моменты борьбы". Накануне выборов, и это новое слово в предвыборной кампании, патриарх в эфире госканалов призвал паству голосовать, к нему присоединились верховный муфтий и раввин. Сам действующий президент и одновременно кандидат после выполнения гражданского долга в присутствии телекамер заехал к боксерам и дал ТВ возможность еще раз показать его в новостях до окончания голосования. Пообещав с экрана, что проведет выборную ночь дома, глава государства провел ее с журналистами. Три канала до полтретьего транслировали общение победителя с внимающей прессой. После, как теперь водится, встречу повторили в новостях, идущих следом, потом разобрали на цитаты, а в утренних репортажах назвали "впечатляющей", а саму победу "оглушительной" и "закономерной". Интересно, президенту-модернизатору действительно нравится телевизионный стиль поздних семидесятых? Анна КОВАЛЕВА, "Известия": 2. "Сканер" в "Новом дне" ("Первый"). Веселая такая, искрометная, жизнеутверждающая: начинают с авиакатастроф, переходят к столкновениям подлодок и заканчивают падениями воздушных акробатов. В принципе все - безошибочно рейтинговые, интересные темы. Но на таком фоне даже жизнь доярок обрадует: хоть какая-то joie de vivre. Впрочем, сам принцип тележурнала работает, и неплохо. 3. Казалось, безудержная - глупая, наивная, но такая романтическая и приятная сердцу - демократия - это навсегда, и разворот невозможен. Потом еще немножко казалось: есть предел бесстыдству даже давно не краснеющих телесми. Но информирование граждан о деятельности кандидата-президента Путина, к которой свелась вся предвыборная кампания и которое стало главным и определяющим событием на ТВ, показало: пределов нет. Ведь, как утверждают оптимисты, хуже всегда может быть. И, видимо, будет. Вопрос в наречиях: образа действия и времени. Если у министра Соколова карт-бланш, все случится скоро. О том как лучше не думать, а то опять оптимизм захлестнет. 4. "Пан или пропал" ("Россия") - сериал-экранизация романа Хмелевской "Все красное". Очень смешной и увлекательный роман. Очень скучная и плохо сделанная фильма, которую не спасают даже звезды. В общем, пугать наше ТВ уже научилось, а вот с весельем пока никак. Еще хуже дело обстоит с комментированием спортивных событий: прямые трансляции с чемпионата мира по фигурному катанию из Дортмунда ("Спорт") лишний раз это подтвердили. Безудержный вульгарный патриотизм комментаторов, не замечающих бревен в работе наших фигуристов и с жаром обсуждающих легкие огрехи остальных, вызывает только одно желание: выключить звук. Евгений Плющенко не нуждается в том, чтобы его соперников изображали как падающих марионеток, а от комментатора ждешь пояснения технических деталей этого сложного вида спорта, но никак не панегириков в адрес российских спортсменов. Евгений КУЗИН, "Газета": 1. Новый премьер Михаил Фрадков оригинально начал проводить кадровую политику в области СМИ, не назначив в руководство слившихся Минпечати и Минкульта специалистов медиа-рынка. Есть опасения, что не менее знаковая персона Михаил Лесин, отказавшийся работать под руководством неспециалистов, может возглавить балетное училище. Или консерваторию. Благо вакансии пока есть. 2. Многосерийная экранизация документальных книг президента ТВЦ Олега Попцова "Заплыв слепых", сделанная им самим на подведомственном канале, заинтересовала субъективностью и удивила бросающейся в глаза нетелевизионностью исполнения. Хочется, чтобы так же подробно о создании телевидения рассказали и другие главные участники телеистории страны. Новые выпуски "Розыгрыша" на "Первом" выглядят естественнее: то ли технологию съемок авторы отработали, то ли герои удачнее подыгрывать стали. Премьера "Фитиля" поразила излишне государственным пафосом и отсутствием свежих идей. От мультика про расплатившегося с государством олигарха, которому прокурор с лицом Владимира Устинова предложил перед отъездом за границу "посидеть на дорожку" и отправил в тюрьму, стало грустно. "Выводы" Петра Толстого, отправленные руководством "третьего канала" в бессрочный отпуск, были на порядок сатиричнее, хотя и без рисованных прокуроров. 3-4. На яркие знаковые события, продвигающие телевидение вперед, март оказался беден. Возможно, все затмила откровенная демонстрация новым правительством и старым президентом отсутствия осознанной госполитики в области СМИ вообще и ТВ в частности (см. "Персона"). Ирина ПЕТРОВСКАЯ, "Известия": 1. Конечно, В.В. Путин. В том числе и по количеству появлений на мартовском экране. Равных нет! 4. Откровенная и циничная игра в одни ворота, продемонстрированная в ходе предвыборной кампании двумя госканалами. На мой взгляд, это отвратило от выборов даже некоторых потенциальных избирателей Путина. Эти каналы только и делали, что демонстрировали народную мудрость: "Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет". 2. "Свобода слова" в период предвыборной кампании, работавшая в редком для нынешних времен жанре политической дискуссии. В ночь после выборов, когда другие радостно рапортовали о безоговорочной победе "фаворита", "Свобода" пыталась оценить уроки выборов и дать прогноз на ближайшее будущее. "Намедни" и ее репортеры, по-прежнему демонстрирующие высочайший профессиональный класс (особо отмечу репортажи П. Лобкова, И. Зимина и Б. Корчевникова). Премьера цикла "Советская империя" и фильм Е. Листовой "Гостиница "Москва" ("Россия"). Премьера многосерийного фильма А. Невзорова "Лошадиная энциклопедия" ("Первый"); "Что делать?", посвященная урокам А. Солженицына ("Культура") - редкий для нашего ТВ пример настоящей философской дискуссии. Премьера авторской программы Л. Аннинского ("Культура"). Антипрограмма - клонирование "Кривого зеркала". Перейдя на канал "Россия", "Кривое зеркало", однако, не исчезло и с "Первого": видимо, у "Первого" остались права на отснятые программы, и оно теперь не только собирает свой рейтинг со шкуры убитого медведя, но и по привычке не отказывает себе в удовольствии "подгадить" конкуренту. Зрителю, конечно, радость: Петросян со Степаненко в двойном размере. Но возникает неприятное ощущение, что ты с перепою и в глазах двоится. "Канал "Россия" собирает друзей", концерт, показанный в ночь после выборов, вызвал эффект "дежа вю". На фоне фанерного Кремля пафосные "звезды" пафосно исполняли пафосные советские песни. Меж тем в этот самый момент на фоне настоящего Кремля полыхал синим пламенем Манеж. Наталья РОСТОВА, "Газета": 1. Владимиры Владимировичи. Путин, победивший в беспрецедентно конкурентных выборах. Познер, чей юбилей мы скоро будем отмечать. 3. Разрешение вопроса о лицензировании, за сохранение коего в стенах прежнего ведомства ратует назначенный "агент по СМИ" Михаил Сеславинский, может показать истинное лицо "индустрии", которая так любит козырять этим термином. Сможет ли отрасль объединиться ради самосохранения? Разрешат ли Индустриальному комитету, о котором год ничего не слышно, одержать победу над властью? 4. И таким виделось реформирование Минпечати? Чиновник от музыки с прошлым секретаря парткома, говорящий лишь о последнем месте работы, желании обучить журналистов и разобраться с рекламой? Его нынешний подчиненный Михаил Сеславинский, пошутивший на конгрессе НАТ, что Минпечати в последнее время стало оплотом либерализма, во вновь открывшихся обстоятельств воистину кажется последним его хранителем во власти. Надолго ли? Надежда СТЕПАНОВА, "Время новостей": 1. Несговорчивый Лесин, отказавшийся от Агентства с ограниченными возможностями в расчете на более выгодные предложения. 2. "Намедни" и "Свобода слова". 14 марта Леонид Парфенов и Савик Шустер вновь доказали, что не единым агитпропом живо телевидение. Репортажи корреспондента "Намедни" Максима Соколова о ходе выборов в селах Дур-Дур и Козлы и клип "Зажигаем-отмечаем". Двусмысленный ролик из повтора удалили. "Первый" и "Россия", перевыполнившие план в период предвыборной кампании, в "самый главный" для России день отправились на заслуженный отдых. Вести из Избиркома - не в счет. Горячо любимые мною "Выводы" ушли в долгосрочный отпуск по причине "низкого зрительского интереса к политике". Петр Толстой пообещал вернуться в сентябре. Надеюсь, за это время телепристрастия москвичей изменятся, и ведущий обещание сдержит. "ТАТУ в Поднебесной. Послесловие". Уверена, если бы все серии реального шоу СТС были смонтированы так же динамично, продюсерам не пришлось бы жаловаться на рейтинги. 3. Назначение Михаила Сеславинского на должность руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Наиболее удачное кадровое решение. Едва приступив к своим обязанностям, Сеславинский нажил себе врага. Первому заместителю министра Леониду Надирову успели объяснить, что право лицензирования - главнейший способ дрессировки СМИ. Бывший ректор балетного училища теперь намерен сделать все, чтобы функции контроля и надзора передали министерству, а не агентству. 4. "Культурная революция" в расформированных и объединенных Минкульте и Минпечати. Скрипач Соколов и знаток балета Надиров решили порулить телевидением. Намерены убрать из эфира "кривые зеркала", взрастить новое поколение журналистов, освещающих культурные события (наверное, старые обиды покоя не дают), всерьез считают, что реклама, прерывающая фильмы, подобна "инфекции". Представителям масс-медиа остается надеяться, что законотворцы не примут их слова как руководство к действию. Ежедневные новости
Канал Программа Рейтинг Доля
РОССИЯ Вести. Выборы-2004. 15,1 29,4
ПЕРВЫЙ Новости. Специальный выпуск. 13,7 31,4
ПЕРВЫЙ Время. 12,6 26,6
РОССИЯ Вести в субботу 11,2 28,1
НТВ Сегодня. Экстренный выпуск. 10,8 44,8
Информационно-аналитические программы
Канал Программа Рейтинг Доля
НТВ Намедни. 13,4 28,7
ПЕРВЫЙ Время. Воскресный выпуск. 8,9 17,8
РОССИЯ Вести недели.8,0 17,1
ПЕРВЫЙ Времена. 6,0 16,9
РОССИЯ Зеркало. 5,6 13,3
Сериалы
Канал Программа Рейтинг Доля
ПЕРВЫЙ Улицы разбитых фонарей V 15,6 35,5
РОССИЯ Тайны следствия - 3 14,6 33,0
ПЕРВЫЙ Даша Васильева. Любительница частного сыска. 8,7 23,0
РОССИЯ Пассажир без багажа. 8,1 25,5
НТВ Таксист. 6,8 16,9
Развлекательные программы
Канал Программа Рейтинг Доля
РОССИЯ Кривое зеркало. 18,6 42,9
ПЕРВЫЙ Кривое зеркало. 15,6 38,1
ПЕРВЫЙ Кто хочет стать миллионером? 10,5 24,1
ПЕРВЫЙ Поле чудес. 10,3 26,0
ПЕРВЫЙ КВН-2004. 10,0 23,9
Комментарии
Прямой эфир