"Родители погибших детей не здоровались с родителями выживших"

Первое выездное заседание Якутского городского суда прошло в Сыдыбыле, в здании сельского клуба. Оно было очень коротким - слушания перенесли на 15 апреля из-за неявки адвоката родителей погибших детей.
Гособвинитель Николай Яковлев, который уже несколько дней находится в Сыдыбыле и готовится к суду, категорически отказался от любых комментариев. Тем не менее "Известия" узнали некоторые подробности расследования.
Следствию удалось выяснить точную причину пожара. 7 апреля 2003 года в 9.05 в коридоре двухэтажного деревянного здания школы из-за короткого замыкания загорелся электрический щит. Огонь постепенно - в течение 25 минут - распространился по всей школе. За это время детей можно было спокойно вывести из двухэтажного здания, но организовать грамотную эвакуацию школьников учителя почему-то не смогли.
Именно поэтому адвокаты родителей погибших школьников считают, что за трагедию должны ответить перед судом и преподаватели, которые по закону отвечают за жизнь и здоровье учеников во время урока. Лишь один учитель смог вывести своих учеников из класса через люк на чердак здания, а оттуда по пожарной лестнице на землю. Другие же учителя, по словам адвокатов, спасали прежде всего себя и свои вещи, а не детей.
Об этом адвокаты говорили на предварительных слушаниях, которые прошли 26 марта в Якутске. Но прокуратура отказалась от привлечения педагогов к уголовной ответственности.
- В рамках расследования выяснилось, что учителя не знали, как спасать детей, потому что необходимый инструктаж с ними не проводился, - подчеркнули в прокуратуре республики. - За регулярность противопожарного инструктажа, а также составление схем эвакуации находящихся в здании людей отвечает именно руководитель учебного заведения. Такие нарушения как раз подпадают под статью Уголовного кодекса "Нарушение правил пожарной безопасности".
Сотрудники вилюйского пожнадзора рассказали следователям, что при проверках школы, построенной в 1927 году, постоянно находили нарушения. Так, в августе 2001 года в здании обнаружили восемь недостатков, а при очередной проверке в ноябре 2002 года нашли еще три несоответствия противопожарным нормам. Эти нарушения так и не были устранены. Учителя дали показания, что постоянно возникали проблемы из-за некачественной проводки и неисправных розеток. Установлено, что в школе не было достаточного количества огнетушителей.
При этом следователи нашли и такие нарушения правил пожарной безопасности, за которые директор школы отвечать не может. Прокуратура Якутии пока не сообщает, будут ли привлечены к ответственности строители и проектировщики, которые, по данным следователей, во время перестройки школы в 1993 году допустили многочисленные ошибки. Так, к одному из запасных выходов здания был пристроен туалет, а электрощит, где и произошло замыкание, перенесли тогда со второго этажа на первый. Кроме того, бревенчатые стены школы так и не были оштукатурены, что должно было защитить их от огня.
Зато точно известно, что избегут уголовной ответственности чиновники администрации Вилюйского улуса, которые в 2001 году ликвидировали в Сыдыбыле пожарную станцию. Именно поэтому в день пожара 15 пожарных машин, приехавших в поселок из Вилюйска через полчаса после поступления сигнала, тушили уже догоравшие бревна рухнувшей школы. На предварительных слушаниях судья отклонил ходатайство адвокатов Станислава Иванова о привлечении этих лиц к уголовной ответственности.
- Наши родители, когда встречаются, постоянно говорят о том, что Иванова сделали стрелочником, - рассказала "Известиям" представитель администрации поселка Сыдыбыл, пожелавшая остаться неизвестной. - Директор уже год из больниц не выбирается. У него при пожаре погиб 11-летний сын Петя. Вообще же ситуация у нас до сих пор очень сложная. Да, после пожара в дома провели газ, отремонтировали дорогу, построили бетонную школу. Но детей-то не вернешь. И к нам до сих пор приезжают психологи, которые работают с родственниками погибших. Но это мало помогает. Виктор Николаев, у него две дочки погибли, покончил с собой. У людей бывали запои, на улицах некоторые родители погибших не здоровались с родителями выживших. Только неделю назад - в годовщину трагедии - все вроде бы объединились, помянули детей и поняли, что надо как-то жить дальше. Но не знаю, что случится в поселке, когда начнется суд. Ведь там пойдет речь о виновных в гибели наших детей.
- Учитывая, что в деле насчитывается 98 потерпевших, процесс будет длиться достаточно долго, - подчеркнула старший помощник прокурора Мария Кулаковская. - На разбирательство уйдет не меньше двух-трех месяцев.
По двум статьям УК - "Халатность" и "Нарушение правил противопожарной безопасности" - Станиславу Иванову грозит до 15 лет тюрьмы.
Дело о пожаре в дагестанском интернате для глухонемых детей передано в суд
В ночь на 11 апреля 2003 года в Махачкале в республиканской школе-интернате для глухих детей погибли 28 воспитанников: мальчики в возрасте от 8 до 14 лет.
- Расследование этого дела завершено. 25 марта этого года мы передали материалы в суд Советского района Махачкалы, но к его рассмотрению суд пока не приступил, - сообщил "Известиям" помощник прокурора Республики Дагестан Али Темирбеков. - Расследование продолжалось так долго, потому что выжившие дети, спасатели и другие свидетели после пожара разъехались по всей республике. Продолжительное время мы ждали и результатов пожарно-технической экспертизы. Обвинения по части третьей статьи 219 Уголовного кодекса России "Нарушение правил пожарной безопасности" предъявлено бывшему директору школы-интерната Райсат Загидовой, а также ее заместителю по хозяйственной деятельности Магомеду Гаджимагомедову.
Следствие установило, что пожар в махачкалинском интернате произошел из-за неисправной электропроводки. А дети погибли из-за того, что интернат был попросту переполнен. Следствие также установило, что на одного ребенка приходилось всего полтора квадратных метра жилой площади в спальных помещениях. Подобная скученность сильно затруднила процесс спасения глухих детей, которые мешали друг другу, выбираясь из переполненных комнат.
После проверок, которые проводили пожарные в 2001-2002 годах в интернате, директор Райсат Загидова уже привлекалась к административной ответственности. Несмотря на предупреждения, она не устранила нарушения, на которые ей указывали сотрудники Госпожнадзора.