Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ: "Слова "Я тебя люблю" могут означать "Я тебя ненавижу"

Андрей Кончаловский выпускает премьеру - в Театре им. Моссовета он поставил чеховскую "Чайку" в рамках фестиваля "Черешневый лес". Обозреватель "Известий" была первой, кому накануне премьеры режиссер Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ дал интервью. - Я просто пытаюсь понять, что хотел сказать сам Антон Павлович. Понять, что он хотел сказать нам, очень трудно, иначе все постановки были бы гениальны. Но только те спектакли, в которых удается понять его мысль, заслуживают интереса. Я ставлю спектакль с ощущением, что Антон Павлович не умер, а жив, и если он придет на репетицию, то пусть хотя бы он не рассердится. А уж если ему понравится - так это уже вообще счастье
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Андрей Кончаловский выпускает премьеру - в Театре им. Моссовета он поставил чеховскую "Чайку" в рамках фестиваля "Черешневый лес". Обозреватель "Известий" Лидия ШАМИНА была первой, кому накануне премьеры режиссер Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ дал интервью.

- Каждый режиссер, снова и снова берясь за постановку канонической пьесы, хочет сказать что-то свое, новое. Что вы хотите сказать своей постановкой "Чайки"?

- Ничего. Я просто пытаюсь понять, что хотел сказать сам Антон Павлович. Понять, что он хотел сказать нам, очень трудно, иначе все постановки были бы гениальны. Но только те спектакли, в которых удается понять его мысль, заслуживают интереса. А те, кто даже не пытается понять и за счет Антона Павловича стремится выразить себя, так это их личное дело. Бог с ними. Я-то ставлю спектакль с ощущением, что Антон Павлович не умер, а жив, и если он придет на репетицию, то пусть хотя бы он не рассердится. А уж если ему понравится - так это уже вообще счастье.

- А спорить не пытались?

- Понемножку пытался. Знания у меня нет, но вера есть, что ему почему-то было бы интересно, что я искренне пытаюсь понять в его пьесе, следуя самым разным его замечаниям - и по поводу драмы, и по поводу искусства, и по поводу "женщина и искусство". Вот смотрю его записи на эту тему. "В драме не надо бояться фарса"; "Смешное сочетается с печальным"; "В жизни нет сюжетов: в ней все перемешано - глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным". Соединить трагическое и пошлятину в тексте очень сложно, текст-то написан. Но великие тексты тем и отличаются от обычных, что у них есть великое количество интерпретаций. Слова "Я тебя люблю" могут означать "Я тебя ненавижу".

- Вы придумали, какой актерский, сценографический, режиссерский прием вытащит эту разницу понятий?

- Это и есть вопрос интерпретации, или - искусство режиссуры. Что человек хочет сказать, какие у него намерения, потребности, - он и скажет. Режиссер же с пьесой всегда спорит, он с ней в конфликте. Если пьеса от этого выигрывает, режиссер подавлен, если выигрывает режиссер - пьеса подавлена. А должен быть баланс, никто не должен выиграть. Задача режиссера - понять, как автор пытался понять жизнь. Собственно, любое произведение искусства - попытка понять жизнь человеческого духа. Есть масса развлекательных вещей, которые изначально не ставят такой задачи, - голливудские фильмы или мюзиклы. А серьезная классическая драматургия всегда пытается понять жизнь духа. Если это происходит, вы не отдаете себе отчета, как это - здорово или плохо, вас просто захватывает в плен. Вы плачете, смеетесь, но вам ни в коем случае не скучно. Это самое сложное. И это я пытаюсь сделать, насколько мне удается.

- Вы равняетесь в нынешней постановке на автора пьесы?

- Конечно. Если бы Антон Павлович был жив, для меня это было бы высшей наградой. А если бы он был благодарен - тем более. Ведь он достаточно резко пишет о постановке "Чайки" во МХТе.

Но пьеса имела ошеломительный успех, и он был вынужден принять эту трактовку пьесы, которая, хотя и стала канонической, абсолютно не соответствовала его концепции. Потому что он писал комедию, а они сделали абсолютную драму. Немирович-Данченко даже говорил, что это - высокая трагедия. Хотя Чехов пишет, вот смотрите: "Чайку" видел без декораций. Судить о пьесе не могу хладнокровно, потому что сама Чайка играла отвратительно, все время навзрыд, а Тригорин, которого играл Станиславский, все время ходил по сцене как паралитик и говорил, что у него нет своей воли, исполняя роль так, что мне было тошно смотреть. Но, в общем, ничего, захватило, местами даже не верилось, что это я написал". Поэтому, я думаю, то, что тогда происходило на сцене, было не то, что он писал, что хотел сказать.

- И все же вы настраиваетесь на комедию, как в чеховской ремарке?

- Нельзя говорить: комедия это или трагедия. Чехов говорил, что комедия обязательно кончается свадьбой, а трагедия - самоубийством. А здесь все так перемешано, что идет игра - не ума, но чувств, музыки. То смешно, грустно, то романтично, все это переливается разными цветами. Должно по крайней мере.

- Кстати, почему итальянцы оформляли спектакль?

- А я с ними делал первую "Чайку" в Одеоне в Париже у великого театрального режиссера Джорджо Стреллера. И он мне дал Эццо Фриджерио, который делал все спектакли классические - "Бурю", "Дон Жуана", "Слугу двух господ", не буду перечислять, это величайший художник. Концептуально, если говорить о декорациях, это было все то же самое, что я хочу сказать сейчас. Искусство ведь не может быть абсолютно свободно. Андре Жид хорошо говорил, что, когда художник освобождается от цепей, его сознание становится прибежищем химер. В этом смысле художник не может быть абсолютно свободным. У него есть определенные сдерживающие обязательства перед тем, кто смотрит спектакль. Как и по отношению к тому, кто пьесу написал. И я не думаю, что декорации что-то сильно меняют. Конечно, если взять два с половиной часа, а в зале сидят две с половиной тысячи зрителей, то получится свыше шести тысяч часов, более двадцати шести суток, которые люди подарили вам только потому, что пришли, чтобы получить то, чтобы их что-то взволновало. Но спектакль же можно играть вообще без декораций - даже артисты могут поменяться, не в этом дело. И шинели надеть или еще что-то. Пьеса живет духом. Баха можно сыграть и на унитазе, но на органе почему-то лучше звучит. Современность заключается не в костюмах, но в том, волнуется ли зритель за героя, плачет ли о нем либо пугается. Возьмите сказку об Иване-дураке или царевне Несмеяне - ясно, что это не современность, но если волнует, то это современно. А правда - это то, что волнует, то, что чувства.

- Как вы определяете, правда ли то, что вчера было в театре, или чушь?

- Для меня это чувство благодарности. Оно одинаково дорого для меня как для зрителя, так и для художника. Это чувство благодарности. Не восхищения, не трепета, не зависти - благодарности. Когда я благодарен художнику за то, что он поделился со мной тем, что ему дорого, я ему благодарен. Потому что любой человек от благодарности становится лучше.

- Что вы сами как режиссер хотите получить от этой постановки?

- Я не хочу зрителей ни удивлять, ни поражать - я хочу сам удивляться вместе с ними.

- Я знаю, что вы целый год вынашивали идею этой постановки. А если она артистам не понравится?

- Во-первых, я вынашивал идею не год, но шестьдесят шесть лет своей жизни. Во-вторых, в театре есть время, чтобы артиста понять, это не кинематограф. Театр - это совместная жизнь, которая не измеряется временем репетиций. Часто начинается с непонимания, и потом, когда возникает понимание, оно абсолютно реально. Артист должен обожать то, что ему предлагает режиссер. Но я же не маститый режиссер, и мне приходится его убеждать. Вот Мейерхольд говорил: "Ты сначала затопай, а потом появится правда жеста". Сейчас это не пройдет: мне надо либо заставить актера, либо так убедить, чтобы он поверил. А ведь его точка зрения может не совпадать с моей. Театр - это же инструмент для многократного использования, это не как в кино: снял - и готово. Или взять балет: постановку Петипа может танцевать Лепешинская, Уланова или Лопаткина, но и движения, и рисунок те же, а наполнение разное. Я думаю, что драматический спектакль в этом смысле тот же инструмент. Он должен работать независимо от того, хорошо играет артист или нет.

- Выходит, режиссер - главное действующее лицо в театре?

- Нет, его не должно быть видно. В том-то и дело, если его видно, он занимается самовыражением. Тогда как его задача - понять автора. Недаром есть выражение "раскрыть образ". Вот как раньше икону заворачивали, а потом раскрывали, то Бог там уже все написал, живописцу надо только нанести детали. То же в театре - когда ты смотришь большое произведение искусства, то талант режиссера в том, насколько он делает правильно, то есть так и никак иначе.

- Актеры все разные, из разных театров, как вы с ними справляетесь?

- Я вам скажу: надо уметь создавать иллюзию праздника. Нельзя мучить друг друга, жизнь и так коротка, и в мучениях и судорогах рождать спектакль - гиблое дело. Надо, чтобы артисты влюбились в это дело и бежали в театр, на праздник. Конечно, в этом есть определенная химия между актерами и режиссером, которых он обожает и может бить, целовать, щипать, давать под зад, как мать делает черт-те что со своим ребенком.

- Так чего в результате ждать зрителю?

- Музыкальной комедии с моментами драмы. Это должно быть очень весело. Вот вы смотрите на ребенка, как он ползает, он ничего смешного не делает, но вы отчего-то улыбаетесь. Потому что вам просто приятно на него смотреть. Потому что это сама жизнь.

Ия Саввина, актриса:

 На съемках "Аси" все деревенские люди, занятые в картине, Андрея Кончаловского обожали. Для них Андрей Сергеевич был свет в окошке, потому что он, как никто другой, умел находить с ними общий язык. И он же сумел соединить этих естественных, как трава, людей с профессиональными актерами, которых в "Асе" раз, два и обчелся: Любовь Соколова, я и Сашка Сурин, и то он не актер, а режиссер. Безусловно, огромная заслуга тут и оператора Георгия Рерберга. В общем-то все деревенские фильмы Кончаловского незабываемы. По поводу "Дворянского гнезда" я даже написала открытое письмо, в котором непонятно, обругала или похвалила картину, но Андрей Кончаловский сказал, что это была лучшая критика на его фильм. Я никогда его не предавала, даже когда кто-то пытался докопаться, почему я не стала сниматься в "Рябе", я говорила: "Оставьте меня в покое, режиссер сам решает, что ему нужно". А Андрея я только попросила: "Не делай продолжение "Аси", сними другой фильм". У нас всегда были хорошие отношения, но его книга произвела на меня очень неприятное впечатление. По-моему, описывать свои любовные похождения гнусно и недостойно его таланта.
Комментарии
Прямой эфир