"Кредиттраст" не успел отцепиться от Содбизнесбанка

Представители банка считают, что "Кредиттраст" погубило общественное мнение. Слишком уж часто в последнее время его имя связывали со ставшим одиозным именем Содбизнесбанка. Спеша продемонстрировать свою непорочность, "Кредиттраст" в конце мая пригласил из ЦБ индивидуального куратора, который должен был анализировать операции банка. Но уверения в неаффилированности не помогли - слишком уж рынок привык к тому, что эти два банка "ходят парой".
Называлось даже имя настоящего владельца обоих банков - бизнесмен Александр Слесарев. Правда, никаких документальных подтверждений этому пока не нашлось, хотя косвенно причастность бизнесмена к обеим кредитным организациям прослеживается. В 2002 году он являлся председателем наблюдательного совета "Кредиттраста". К тому же, по словам бывшего председателя правления Содбизнесбанка Игоря Захарова, именно Слесарев был главным покупателем из тех, кто в 2002 году приобрел банк. Наконец, ровно год назад с разницей всего в одну неделю оба банка выпустили облигационные займы с идентичными условиями размещения, и аналитики, рассуждая о перспективах этих выпусков, ориентировались именно на аффилированность банков.
Потому попытка откреститься от тесной связи Кредиттрастбанка с Содбизнесбанком с самого начала была обречена на неудачу. В акте проверки, которую Центробанк провел в Содбизнесбанке в январе этого года, Кредиттрастбанк упоминается чуть ли не на каждой странице. В период последнего увеличения уставного капитала Содбизнесбанка в 2001 году деньги всех учредителей по одной и той же схеме приходили из Кредиттрастбанка: со счетов шести обществ с ограниченной ответственностью 239,08 миллиона рублей переводилось на счета учредителей Содбизнесбанка и уже после этого вносилось в уставный капитал последнего.
Кроме того, основная доля кредитного портфеля Содбизнесбанка была распределена между пятью не очень известными страховыми компаниями, и кредитные средства также размещались на счетах этих фирм в Кредиттрастбанке. "Кредиттраст" являлся крупнейшим партнером Содбизнесбанка на рынке межбанковских кредитов, на валютном рынке и рынке ценных бумаг.
Даже среди руководства Содбизнесбанка есть "варяги" из "Кредиттраста". На момент проверки Центробанком таких среди высшего менеджмента было трое. Председатель правления Роман Петров, первый заместитель председателя правления Дмитрий Юсин и председатель совета банка Игорь Кигас ранее работали именно в Кредиттрастбанке. Игорь Кигас, кстати, согласно базе данных Московской регистрационной палаты, еще в 1999 году стал учредителем фирмы "Юта", которая тогда же стала учредителем банка "Кредиттраст" с двадцатипроцентным участием. Поговаривали, что истинным хозяином обоих банков является некий бизнесмен Александр Слесарев, но официальных подтверждений не последовало. Даже в Центробанке утверждали, что не знают, кто на самом деле владеет Содбизнесбанком: на прошлой неделе в одном из пресс-релизов Банк России обратился к "лицам, считающим себя владельцами банка", с просьбой откликнуться.
Между тем в пятницу "Кредиттраст" еще более запутал ситуацию, сменив одного неизвестного владельца на другого. По словам председателя правления банка Александра Тимофеева, который вчера пообщался с группой кредиторов, именно новому владельцу принадлежит инициатива о ликвидации кредитной организации. Этому предшествовало окончательное поражение в борьбе за "чистоту связей". Целый ряд банков закрыл для "Кредиттраста" лимиты на межбанковском рынке, а напуганные вкладчики поспешили забрать свои деньги из банка и за несколько дней сняли с его депозитов 200 млн рублей. Такого удара "Кредиттраст" перенести не смог. Ему не хватило денег даже выкупить свои облигации на 60 млн рублей. Неудивительно, что неизвестные хозяева решили не дожидаться, пока к ним будут предъявлены претензии, и успели закрыть банк сами. Стоит напомнить, что Содбизнесбанк тоже пытался объявить о добровольном закрытии, однако ЦБ не признал это решение банка.
Как заявил первый заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов, для самоликвидации "Кредиттраст" должен будет получить разрешение у Банка России и провести ряд процедур. Соответственно решение Центробанка тоже станет не автоматическим и будет положительным, если активов хватает для удовлетворения требований всех кредиторов. В противном случае не исключен отзыв лицензии у банка с дальнейшей процедурой принудительной ликвидации либо банкротства.
Тем не менее Александр Тимофеев уверил вкладчиков, что деньги им будут возвращены. Как рассказал "Известиям" пресс-секретарь банка Константин Дробышев, будет создана инициативная группа, которая в понедельник предметно обсудит с руководством банка порядок отдачи долгов. В любом случае, даже если речь пойдет о принудительной ликвидации, вкладчики, обязательства перед которыми составляют около 8% всех обязательств банка, могут не беспокоиться - обязательных резервов, депонированных в ЦБ, на них хватит. Вопрос только в том, когда они смогут вернуть свои деньги.