Новая драма наполеоновского театра

Хочется больше написать о генерале Позднякове, у которого, по Грибоедову, были "на лбу написаны театр и маскерад" и который был "сам толст, его актеры тощи". О человеке-соловье из "Горя от ума", "певце зимой погоды летней" - садовнике Позднякова. О Силе Николаевиче Сандунове, грузинском дворянине, актере и основателе бани - режиссере поздняковского крепостного театра. О другой, французской труппе, найденной наполеоновскими генералами на пепелище Москвы и приведенной в несгоревший дом Позднякова для создания императорского театра. О реквизите, похищенном из кремлевских сокровищниц, и о соборном паникадиле, повешенном над залом. Об одиннадцати спектаклях, известных по названиям, и об актерах, известных по именам и по амплуа (одна из актрис оставила мемуары). О ценах на билеты, приравнивавших франк к рублю. Об офицерских кутежах после спектаклей с французскими девицами Кузнецкого Моста. О распоряжениях Наполеона по театру, прерванных известиями из Тарутина. О мертвой лошади, оставшейся на сцене после бегства труппы. О гибели актеров на Березине или в других местах по ходу отступления Великой армии... Но приходится возвратиться к распоряжению московского правительства.
Оно принято в соответствии с решением городской комиссии по использованию жилого фонда и... "на основании заключенных инвестиционных контрактов". Иначе говоря, дом передан инвестору и подлежит расселению под предлогом аварийности.
По заключению МосжилНИИпроекта, износ здания составляет 65%, общее состояние дома ветхое, а на отдельных участках - аварийное, угрожающее безопасности проживания.
Жильцы, однако, не оценили перспективу расселения и в минувший вторник направили в районный суд иск о несогласии с методами экспертизы. Среди 20 подателей иска - владелец сапожной мастерской и хозяева семейного ресторана, живущие в доме более 30 лет. Сами мастерская и ресторан располагаются на первом этаже, в приватизированных помещениях. У рестораторов есть особые основания не верить экспертизе: они имеют собственную, положительную экспертизу инженерного состояния своего помещения. Замечательно, что положительную экспертизу выдал тот же МосжилНИИпроект, но четырьмя годами раньше.
В распоряжении правительства говорится, что собственники нежилых помещений "в реконструируемых и сносимых жилых домах" могут за счет собственных средств принять участие в реконструкции пропорционально занимаемым площадям. Однако в приложении к документу владельцы ресторана значатся лишь арендаторами.
Инвестор - ЗАО "НИО" - занимает офис здесь же, в строении 2. Генеральный директор ЗАО Григорий Скуратовский в принципе не против участия своих соседей в инвестиционном проекте. Однако исключает их из принятия архитектурного и конструктивного решения. По словам Скуратовского, владельцы ресторана должны принять в этом вопросе позицию главного инвестора, рискующего большей суммой.
Инвестор склоняется к варианту сноса и нового строительства не только 2-го, но и 3-го строения усадьбы, замыкающего двор с внутриквартальной стороны. Фасады этих корпусов (с явными стилистическими признаками классицизма) предполагается воспроизвести в новоделе. Обязательное требование московского правительства - создание машино-мест пропорционально площади офиса или жилья. Скуратовский говорит, что тут не обойдется без подземных гаражей - а это, по его словам, затруднительно без сноса строений.
Подземные гаражи - вот она, традиционная причина сноса всего наземного. Для той же цели соседний владелец только что снес флигель усадьбы Закревских (Леонтьевский переулок, 2-а), главный дом которой известен как посольство Греции (№ 4). Если добавить к этому недавний снос дома Мартынова, убийцы Лермонтова, в Леонтьевском, 13 - картина уничтожения одной московской улицы станет угнетающей.
Усадьба Позднякова оказалась так уязвима потому, что до последнего времени в списке вновь выявленных памятников истории фигурировал только главный дом (тоже входящий в инвестиционный проект). Несколько дней назад жильцы направили заявку в Управление охраны памятников города (ГУОП) на включение строений 2 и 3 в этот же список (по закону правом на подобные заявки обладает каждый гражданин России). В минувшую среду экспертная комиссия ГУОПа рассмотрела это предложение и приняла его единогласно. Напомним: капитальные работы на территории памятников истории запрещены.