Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Экономика
В ЦБ объяснили необходимость регулирования рассрочки
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Белоруссия сняла запрет на импорт продукции производителя чая и кофе «Орими»
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Происшествия
В Калужской области из-за взрыва БПЛА была повреждена энергетическая инфраструктура
Общество
Союз журналистов выразил соболезнования в связи с гибелью Семена Еремина
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Происшествия
Удар молнии повредил взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Культура
Актер Бикович высказался об адаптациях кинокомедии «Холоп» в других странах

Судьба Невзлина зависит от исхода суда над Пичугиным

В среду продолжились предварительные слушания по делу Алексея Пичугина. Бывший начальник отдела службы безопасности "ЮКОСа" обвиняется в организации убийства двух человек и нескольких покушений. В организации тех же самых преступлений прокуратура обвиняет Леонида Невзлина - Басманный суд санкционировал заочный арест последнего 23 июля. По версии прокуратуры, именно по указаниям Невзлина действовал Пичугин, и теперь судьба Невзлина во многом зависит от исхода начавшегося процесса. По словам одной из потерпевших, Ольги Костиной, материалы дела не оставляют сомнений в том, что покушение на нее организовано сотрудниками "МЕНАТЕПа". Однако широкой огласке эти материалы преданы скорее всего не будут, поскольку дело поступило в суд под грифом "секретно"
0
Бывший вице-президент "ЮКОСа" Леонид Невзлин курировал служба безопасности, которую возглавлял Алексей Пичугин (фото PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


Дело Алексея Пичугина будет рассматривать суд присяжных. По крайней мере такое пожелание сам подсудимый высказал на предварительном следствии. Вместе с ним перед судом предстанет Алексей Пешкун, который, по версии следствия, является одним из посредников в организации преступлений.

Предварительные слушания всегда проходят в закрытом режиме. Но, по всей видимости, в деле Пичугина закрытым будет весь процесс. Как рассказал "Известиям" адвокат Алексея Пичугина Георгий Каганер, в среду судья попыталась взять со всех участников процесса подписку о неразглашении, мотивируя это тем, что в суд дело поступило с грифом "секретно".

- Мы потребовали предъявить постановление, в котором должно быть указано, на каком основании дело объявлено секретным, - рассказал "Известиям" Георгий Каганер, - но такого документа в деле не оказалось: на этапе следствия никаких секретов не было. Поэтому мы заявили, что дадим подписку только после того, как увидим постановление. Я считаю, что прокуратура просто боится открытого и гласного процесса.

На заседании суда в среду защита Пичугина заявила несколько ходатайств. Прежде всего, по словам Георгия Каганера, защита потребовала вернуть дело в прокуратуру для исправления неточностей в обвинительном заключении. По мнению адвокатов, в документе не уточнены мотивы, по которым, с точки зрения следствия, были совершены преступления. Ходатайство было отклонено.

- По нашему мнению, это решение было немотивированным, - рассказал "Известиям" Георгий Каганер, - поэтому мы заявили ходатайство об отводе судьи Натальи Олихвер. Ходатайство рассмотрела она сама и тоже отклонила. Мы также заявили ходатайство об отводе прокурора, но и оно было отклонено.

В деле Алексея Пичугина четыре эпизода и трое потерпевших. Один из эпизодов связан с бывшей сотрудницей PR-службы "МЕНАТЕПа" Ольгой Костиной. В ноябре 1998 года под дверью квартиры родителей Костиной, в которой она была прописана, взорвалось самодельное взрывное устройство. Его мощность составляла примерно 400 граммов в тротиловом эквиваленте, взрывной волной пробило перекрытия, но, к счастью, никто не пострадал.

Выйти на исполнителей взрыва удалось через полгода. В апреле 1999 года оперативникам угрозыска Тамбова удалось задержать четырех членов банды Коровникова. В Тамбове на их счету была серия изнасилований, убийств и других преступлений. Все четверо - молодые люди из хороших семей, причем у Коровникова два высших образования. Местные милиционеры их считали отморозками и искали давно. В ходе допросов Коровников неожиданно признался, что выполнял несколько поручений в Москве. Поначалу следователи сочли эти заявления блефом, но Коровников подробно описал схему закладки устройства у квартиры Костиной, а мама Костиной в свою очередь опознала Коровникова - готовясь к покушению, он приходил в квартиру родителей под видом сотрудника Мосгаза. При этом Коровников заявил, что взрыв ему не заказывали, просили только избить Костину, хотя против убийства тоже не возражали.

Кроме того, Коровников рассказал, что еще одну акцию организовать не успел и перепоручил ее своему приятелю из Волгограда. Речь шла об избиении руководителя аппарата "МЕНАТЕПа" Колесова летом 1998 года. В Генпрокуратуре считают, что под видом ограбления Колесова должны были убить, однако появление посторонних помешало осуществлению этих планов.

Посредником между бандой Коровникова и Алексеем Пичугиным, по версии следствия, являлся житель Тамбова Сергей Горин. В конце 90-х годов он работал в тамбовской структуре "МЕНАТЕПа". Позже - в ходе реструктуризации компании - он потерял работу. В "ЮКОСе" ему обещали работу, однако шли месяцы, а никаких предложений не поступало. Сергей Горин решил проявить инициативу, неоднократно обращался к своему другу Алексею Пичугину, а также к Леониду Невзлину и другим топ-менеджерам компании. По некоторым сведениям, он встречался даже с отцом Михаила Ходорковского - Борисом Моисеевичем.

В 2002 году Сергей Горин и его супруга Ольга пропали - неизвестные в масках ворвались в их дом, заперли детей в ванной, а мужа с женой увели из квартиры. Позже в гараже неподалеку были найдены следы крови и мозгового вещества. Супругов Гориных сочли убитыми, и, по версии следствия, организовал убийство именно Алексей Пичугин.

По некоторым данным, одним из свидетелей по делу об убийстве Гориных проходил его товарищ Алексей Пешкун. Однако в ходе следствия выяснилось, что Пешкун и сам замешан в организации покушений в Москве. Пешкуну было предъявлено обвинение, и сейчас он находится на скамье подсудимых вместе с Пичугиным.

До последнего времени Алексей Пичугин считался заказчиком всех этих преступлений. Однако 23 июля по обвинению в организации убийства Гориных и покушений на Костину и Колесова заочно был арестован совладелец "ЮКОСа" Леонид Невзлин. Кроме того, Невзлину инкриминируется покушение на главу австрийской компании East Petroleum Евгения Рыбина. Таким образом, Алексей Пичугин, по идее, должен стать в суде либо посредником, либо организатором. Однако даже адвокат Пичугина Георгий Каганер в беседе с корреспондентом "Известий" затруднился ответить, в каком качестве его подзащитный предстанет теперь перед судом.

Еще один эпизод в деле Пичугина - давление на предпринимателя Сергея Лобикова, который снимал помещение под бильярд-клуб в подконтрольном "ЮКОСу" здании Московского дворца молодежи. По некоторым сведениям, Пичугин курировал это здание в "ЮКОСе" - объект по сути был его вотчиной. Между ним и арендатором Лобиковым возник конфликт - Пичугин требовал от Лобикова платить арендную плату в двойном размере. Согласно заявлению потерпевшего, в присутствии свидетелей Пичугин неоднократно угрожал убить Лобикова и членов его семьи.

По мнению представителей защиты, доказательств версии обвинения в материалах дела нет.

- Все выводы следствия основаны на предположениях, - сказал "Известиям" Георгий Каганер, - и эти предположения доказательствами не подкреплены. Например, Пичугин обвиняется в убийстве Гориных. Следствие исходит из предположения, что это убийство было выгодно Пичугину, поскольку Горин якобы мог рассказать о его противоправных действиях. И из этого предположения делается вывод о виновности Пичугина, и больше никаких доказательств нет.

Потерпевшая Ольга Костина: "Думаю, Ходорковский не имел ко всему этому прямого отношения - из-за занятости"

В интервью "Известиям" потерпевшая по делу Пичугина Ольга Костина заявила, что силовое воздействие было характерной особенностью кадровой политики "ЮКОСа" при Леониде Невзлине.

- На днях стало известно, что прокуратура считает заказчиком покушения на вас Леонида Невзлина. Как вы к этому относитесь?

- Я нисколько не удивлена. Вообще я не могу разглашать подробности расследования, поскольку дала подписку, но скажу, что Леонид Невзлин в качестве предполагаемого заказчика появился, скажем так, не вчера.

- Что за конфликт произошел между вами и "ЮКОСом"?

- Вы знаете, меня сразу после взрыва и на протяжении всего расследования представители правоохранительных органов спрашивали о том же самом. Как тогда, так и сейчас я не могу назвать ни политической, ни экономической подоплеки. Думаю, дело было в каких-то личных, в некотором роде бытовых представлениях Леонида Невзлина о его месте и роли в судьбах окружающих его людей. У нас были непростые отношения. Леониду Борисовичу периодически казалось, что я мешаю его личным интересам и интересам компании. Через общих знакомых он то передавал предупреждения об ответственности, то требовал чуть ли не "присягнуть" ему. Это было просто несерьезно. Излишне говорить о разных "весовых категориях", в которых мы находились. Дважды я пыталась ему это объяснить. Должно быть, не удалось.

- То есть вы уверены, что заказчиком был именно Невзлин?

- Определить виновность может только суд. Из материалов дела абсолютно точно следует, что организовывал все Пичугин. Но я с Пичугиным никогда не была знакома, и мотивов против меня у него быть не могло. А Невзлин курировал службу безопасности и был одержим идеями, скажем так, спецслужб и силового воздействия. Я думаю, что произошедшее со мной и с Колесовым - таких эпизодов на самом деле было гораздо больше. Просто в этих случаях они были слишком грязно исполнены. Многолетняя безнаказанность довольно часто приводит к такого рода проколам. Вообще атмосфера подозрительности и подобострастия не была для компании чем-то удивительным. Некоторым сотрудникам периодически демонстрировали, что их личные разговоры контролируются. Бывало, что некоторых запирали в службе безопасности и часами подвергали перекрестному допросу. Жаловаться, как вы понимаете, было некуда. Некоторые после "воспитательной работы" получали повышения по службе. Некоторые боялись перейти в другую компанию после намеков на сложную криминогенную ситуацию в стране. Я, кстати, спрашивала Невзлина, знает ли он, за что избили Колесова. Он сказал, что знает, но не скажет, так как это касается репутации компании.

- Как вы думаете, не пытается ли прокуратура через Невзлина выйти на Ходорковского?

- Думаю, что нет. Ходорковский не имел ко всему этому прямого отношения - из-за занятости. Или просто делал вид, что его это не интересует. Такую атмосферу создал Невзлин. Вообще для репутации Ходорковского и компании в целом процесс по делу Пичугина не менее важен, чем налоговые претензии государства. Защита Пичугина уверяет общественность в своем стремлении к открытому процессу, который якобы пытаются закрыть суд и прокуратура. Лукавят. Обнародование материалов произведет эффект разорвавшейся бомбы.
Комментарии
Прямой эфир