Утром -математика, днем - футбол, а вечером "капустник"
Что в математике красивого
- Кто попадает на Летние школы?
- У Московского городского Дворца детского творчества - довольно большая сеть учебных групп, куда входят и более 500 школьников, посещающих занятия Малого мехмата МГУ. Это совместный проект МГУ и бывшего Дворца пионеров. Так вот, большинство московских детей, которые ездят на Летние математические школы - из Малого мехмата или из базовых школ, с которыми у МДДТ есть соглашения о сотрудничестве. Это школа № 1543 на Юго-Западе, лицей "Вторая школа", 218-я школа.... Все те, кто активно занимается математическим образованием в столице. Что касается немосквичей, то на Летних школах достаточно много школьников из Подмосковья (в частности, из Черноголовки, где работает очень интересная 82-я школа); ребята из Переславля-Залесского, из Нижнего Новгорода, Сарова; есть даже школьники из Омска и из Молдавии. В течение года проходит много общих математических мероприятий, куда учителя привозят команды, - сборы Всероссийской олимпиады, летняя конференция "Турнира городов", турниры "математических боев", которые теперь проводятся по всей России. От них к нам тоже попадает часть одаренных ребят.
- Сколько лет проходят такие Летние школы и какова их цель?
- Первые Летние школы начали проводить в конце 60-х гг. У истоков стояли академик Колмогоров, другие известные математики. Основная задача - собрать школьников, которые проявляют интерес к математике, и дать им сильный импульс к дальнейшим занятиям.
- Как обычно протекает жизнь в вашем лагере?
- Первая половина дня отводится под образовательную программу: это две или три пары учебных занятий. Их тематика совершенно различна: показать, что в математике красиво, интересно, и повысить технический уровень ребят (чтобы они могли эти красивые задачи решать). При этом преподаватели - опытные математики из институтов РАН, а также студенты и аспиранты мехмата МГУ и те, кто давно занимается со школьниками.
- Все занятия - только математические?
- В июльской смене две пары - математические, а третья - факультатив. Группы разновозрастные (к нам приезжают ребята с 5-го по 10-й класс): можно пойти на факультатив и по компьютерам (в каждом лагере есть компьютерные классы, где можно научиться программировать, заниматься веб-дизайном); а можно посещать факультативы по биологии, экономике. Что касается биологии, то этим летом к нам приезжал один из самых сильных аспирантов с кафедры биофизики МГУ. Ребята должны увидеть, что математические методы работают всюду: и в экономике, и в бизнесе, и в других науках. И если у тебя в какой-то момент в математике что-то не получается, не надо пытаться проламывать стену. Нужно попытаться найти что-то, где ты будешь лучше реализовываться. Обычно выпускники стремятся поступить на мехмат или на ВМК МГУ, хотя в других областях они, возможно, будут более успешными.
В этом году у нас работают даже не один, а два лагеря. Математическая часть проходит в лагере "Алые паруса", а в лагере "Берендеевы поляны" под Судиславлем появилась многопредметная школа, где есть специализации по экономике, биологии, химии, географии, программированию и английскому языку.
- Что делают дети после двух-трех пар занятий?
- Дальше у них большая спортивная программа: проходят турниры по футболу, волейболу, настольному теннису; по шахматам. Есть физруки, которые с утра проводят зарядку, а потом организуют спортивную жизнь. А по вечерам в лагере - интеллектуальные соревнования типа "Что? Где? Когда?"; капустники.
Девочки-математики тоже нужны
- Наверняка, ваши участнике в большинстве - мальчишки?
- Ну да. Только процентов 30 - девочки. В костромском лагере это деление нивелировано за счет большего числа участниц-девочек из Костромы. В Москве ситуация иная.
- В таком соотношении есть какая-то закономерность?
- При наборе математических классов в Москве, если удается набрать 4 девочки, то это считается достижением. Конечно, девочки создают атмосферу в мальчишеском классе. У математиков больше развито индивидуальное начало, поэтому кто-то должен этот сумасшедший коллектив сплотить (без девочек это не может произойти).
- Юные математики - люди замкнутые и погруженные в себя?
- Мы проводили исследование, и картина разительным образом отличалась от привычного стереотипа математика - человека рассеянного, шизоидного типа. Они все очень разные, хотя, конечно, сложных ребят среди них достаточно много. Школьники из Черноголовки, например, долго состязались за первенство в футболе с ребятами из московской школы № 1543, и мне кажется, у них соревнования между классами по футболу вызвали гораздо больше энтузиазма, чем игра в "Математический бой". Когда был чемпионат Европы по футболу, многие были прикованы к телеэкрану.
Без "среды" математика не вырастить
- И все-таки, какова главная задача таких Летних школ?
- Это конечно же выявление одаренных детей. На Летние школы попадают ребята, которые показали хоть какие-то результаты на олимпиадах разного уровня. А в нашем лагере он может понять, "его" это или нет, близка ли ему эта тематика.
- А важно, в какой школе ребенок учится? Может ли вырасти очень одаренный математик в отдаленной сельской школе?
- Сам по себе, без среды он вырасти не может. Если у него какие-то сверхспособности, среда его может в какой-то момент притянуть. Но если говорить о более усредненной ситуации, то чем раньше это взаимодействие произойдет и чем благоприятней будет почва, тем лучше для ребенка. Очень многое зависит и от того, как формируется характер: если он не научится работать, то способности не дадут никакого результата.
- Куда поступают потом дети, побывавшие на Летних школах?
- Из тех, кто кончил школу 10-12 лет назад, треть стала заниматься наукой, треть - программированием или информатикой и треть выбрала экономику и бизнес.
Как всегда, должно помочь государство
- Насколько важное значение придается Летним школам со стороны государства?
- Необходимо объединение усилий как общества, так и государства для того, чтобы создавать центры, которые занимаются одаренными школьниками. В идеале это должны быть не отдельные разрозненные лагеря, а единая система. В регионах к Летним школам стоит подключать их лучшие вузы. Нужна помощь государства, чтобы регионы могли получать финансирование. Очень многое зависит и от конкретных политиков: в Костроме для развития Летних школ многое сделал председатель комиссии по социальной политике Михаил Батин, а поздравить победителей олимпиады в Летнюю школу приезжал сенатор от Костромской области Андрей Хазин, сам в прошлом победитель подобных соревнований. Сегодня в регионах финансирование Летних школ (как и обычных лагерей отдыха) идет по линии соцстраха и получить его часто - непросто.
- Кто мог бы взять на себя финансирование таких лагерей?
- В Костроме это получается достаточно хорошо за счет того, что есть понимание важности проблемы в исполнительной и законодательной власти. Там выделяются средства из областного бюджета для того, чтобы подобный лагерь мог нормально проходить. А в соседней Ивановской области практически ничего не проводится. Но если будет поддержка этого начинания на государственном уровне, отреагирует большее число регионов. У нас многие не смогли приехать на проходивший этим летом 10-й турнир Всероссийского научно-популярного журнала "Квант" "Математика 6-8", в котором участвовали школьники с 5-го по 9-й класс. Во многих областях не было выделено средств.