Составлен спорный рейтинг "склонности" автомобилей к переворачиванию
NHTSA впервые за время своего существования провела столь масштабное исследование способности автомобилей опрокидываться при маневрах. Изменились и критерии оценки - раньше машинам ставили только что-то вроде "зачет-незачет": максимальная оценка "пять звезд" присваивалась автомобилям, вероятность переворота которых была меньше 10%, минимальная ("одна звезда") - машинам, которые могли "кувыркнуться" через крышу с вероятностью от 40 до 50%.
Прежняя проверка основывалась на таких параметрах, как вес и высота автомобиля, а полевые испытания ограничивались единственным тестом на резкий поворот при скорости 50 миль в час (80 км/ч).
Новая система оценки NHTSA более универсальна. Она включает реальный тест-драйв, во время которого машину намеренно переворачивают через крышу. Правда, как следует из отчета экспертов, только 15 из 69 попавших на испытания машин в реальности полежали на крыше. Остальные пускали в боковой занос виртуально - в методике NHTSA результаты реальных испытаний совмещаются с информацией, полученной от компьютерного моделирования центра тяжести автомобиля, и учета многих других параметров, самые простые из которых вес и высота.
Теперь NHTSA перешла к полноценной пятибалльной системе - машины получают последовательно от "пяти звезд" до "одной звезды" по мере ухудшения устойчивости на дороге. Кроме того, каждому автомобилю оценивают вероятность переворачивания в процентах.
Исследование проводилось среди трех категорий автомобилей 2004-го модельного года: четырехдверных легковушек, внедорожников и пикапов. Лучший и единственный результат "пять звезд" получил спортивный автомобиль Mazda RX-8, который, понятно, попал в рейтинг только благодаря нетипичному для спорткара изобилию дверей. Шанс переворачивания RX-8 минимален - 8%. Худшим и опять же единственным в своем классе ("две звезды") признан большой внедорожник Ford Explorer Sport Trac. Вероятность его переворота равна 34.8%.
При этом, как отмечают представители NHTSA, опубликованный рейтинг прежде всего предназначен не для автопроизводителей, а для покупателей автомобилей. По мнению пресс-секретаря организации Рея Тисона (Rae Tyson), информация об устойчивости к переворотам имеет не меньшее значение, чем цена, и должна быть доступна покупателю.
Как показывает статистика дорожно-транспортных происшествий, склонность автомобиля к переворачиванию - одно из самых опасных свойств четырехколесной техники. Действительно, всего лишь в 3% аварий, происшедших в Америке, машины оказывались на боку или на крыше. Но именно в таких ДТП погибает наибольшее количество людей - на них приходится треть всех смертей на американских дорогах. Впрочем, эксперты NHTSA, отметили, что три четверти погибших в момент аварии не были пристегнуты ремнями безопасности.
Уже появились и первые критические оценки рейтинга NHTSA. Например, общественные организации убеждены, что правительственная администрация придает слишком большое значение центру тяжести автомобиля и почти не уделяет внимания реальным крэш-тестам машин. Кроме того, по данным негосударственных организаций, 95% всех переворотов происходят по причине того, что автомобиль ударяется о какое-то препятствие на дороге, и лишь остальные случаи связаны с резким перестроением на скорости, которые рассматривал NHTSA в своих тестах. Об этом сообщает Газета.Ru.
Вероятность опрокидывания автомобилей 2004 модельного года
Марка | Модель | Количество звезд | Вероятность переворота (%) |
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ | |||
Mazda | RX-8 4-DR | 5 | 8 |
Acura | TL 4-DR | 4 | 10,3 |
Mazda | 3 4-DR | 4 | 10,5 |
Volkswagen | New Beetle Convertible | 4 | 10,5 |
Hyundai | Tiburon 2-DR | 4 | 10,7 |
Nissan | Maxima 3.5SE 4-DR | 4 | 10,7 |
Hyundai | Accent 4-DR | 4 | 10,9 |
Pontiac | Grand Prix GT 4-DR | 4 | 10,9 |
Chevrolet | Malibu LS 4-DR | 4 | 11,1 |
Hyundai | XG350L 4-DR | 4 | 11,1 |
KIA | Amanti 4-DR | 4 | 11,1 |
Suzuki | Forenza 4-DR | 4 | 11,6 |
Toyota | Solara SLE 2-DR | 4 | 11,6 |
Acura | TSX 4-DR | 4 | 11,8 |
Hyundai | Elantra 4-DR | 4 | 12,1 |
Toyota | Prius 5-DR | 4 | 13 |
Chevrolet | Aveo 4-DR | 4 | 13,3 |
Ford | Focus Wagon | 4 | 14 |
Toyota | Echo | 4 | 14,7 |
Subaru | Outback wagon | 4 | 15,5 |
МИНИВЭНЫ | |||
Nissan | Quest | 4 | 12,1 |
Ford | Freestar | 4 | 14,7 |
Mercury | Monterey (11) | 4 | 14,7 |
Toyota | Sienna | 4 | 15,9 |
ПИКАПЫ | |||
Chevrolet | Silverado 4x2 extended cab | 4 | 15,9 |
GMC | Sierra 4x2 extended cab (1) | 4 | 15,9 |
Ford | F-150 4x2 extended cab | 4 | 17,4 |
Chevrolet | Silverado 4x4 extended cab | 4 | 18,5 |
GMC | Sierra 4x4 extended cab (2) | 4 | 18,5 |
Ford | F-150 4x4 extended cab | 4 | 19,8 |
Toyota | Tacoma 4x2 extended cab | 4 | 19,8 |
Toyota | Tacoma 4x4 extended cab | 3 | 28,3 |
ВНЕДОРОЖНИКИ | |||
Chrysler | Pacifica 4x4 | 4 | 13 |
Chrysler | Pacifica 4x2 | 4 | 14 |
Nissan | Murano 4x4 | 4 | 15,1 |
Honda | Pilot 4x4 | 4 | 15,9 |
Nissan | Murano 4x2 | 4 | 15,9 |
Volvo | XC90 4x4 | 4 | 17,9 |
Buick | Ranier 4x4 (3) | 4 | 19,1 |
Chevrolet | Trailblazer 4x4 | 4 | 19,1 |
Dodge | Durango 4x4 | 4 | 19,1 |
GMC | Envoy 4x4 (3) | 4 | 19,1 |
Olds | Bravada 4x4 (3) | 4 | 19,1 |
Buick | Ranier 4x2 (4) | 3 | 20,4 |
Chevrolet | Trailblazer 4x2 | 3 | 20,4 |
GMC | Envoy 4x2 (4) | 3 | 20,4 |
Olds | Bravada 4x2 (4) | 3 | 20,4 |
Toyota | 4Runner 4x4 | 3 | 20,4 |
Ford | Escape 4x4 | 3 | 20,9 |
Mazda | Tribute 4x4 (5) | 3 | 20,9 |
Mercury | Mariner 4x4 (5) | 3 | 20,9 |
Dodge | Durango 4x2 | 3 | 21,2 |
Jeep | Liberty 4x4 | 3 | 21,9 |
Toyota | 4Runner 4x2 | 3 | 21,9 |
Ford | Explorer 4-DR 4x4 | 3 | 22,8 |
Mercury | Mountaineer 4-DR 4x4 (6) | 3 | 22,8 |
Ford | Escape 4x2 | 3 | 23,7 |
Mazda | Tribute 4x2 (7) | 3 | 23,7 |
Mercury | Mariner 4x2 (7) | 3 | 23,7 |
Jeep | Liberty 4x2 | 3 | 24,6 |
Chevrolet | Tahoe 4x4 | 3 | 26,3 |
GMC | Yukon 4x4 (8) | 3 | 26,3 |
Ford | Explorer Sport Trac 4x4 | 3 | 27,9 |
Chevrolet | Tahoe 4x2 | 3 | 28,3 |
Ford | Explorer 4-DR 4x2 | 3 | 28,3 |
GMC | Yukon 4x2 (9) | 3 | 28,3 |
Mercury | Mountaineer 4-DR 4x2 (10) | 3 | 28,3 |
Ford | Explorer Sport Trac 4x2 | 2 | 34,8 |