Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Айвазовский идет на новый рекорд

В Лондоне началось русское арт-безумие: три аукционных дома - Christies, MacDougalls и Sothebys - начали "русские торги". За три дня на продажу будет выставлено почти полторы тысячи икон, картин, ювелирки. Первым в бой пошли Christies: торги начались в 10 утра по местному времени, и уже через два часа здесь произошла сенсация. Семидесятый лот - картина Ивана Айвазовского "Исаакиевский собор в морозный день" была продана за 1 млн фунтов стерлингов. Если учесть, что покупателю предстоит заплатить еще и двадцатипроцентный аукционный сбор, можно уверенно говорить, что на торга в Лондоне поставлен абсолютный рекорд не только для Айвазовского
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В среду в Лондоне началось русское арт-безумие: три аукционных дома - Christie's, MacDougall's и Sotheby's - начали "русские торги". За три дня на продажу будет выставлено почти полторы тысячи икон, картин, ювелирки.

Первым в бой пошли Christie's: торги начались в 10 утра по местному времени, и уже через два часа здесь произошла сенсация. Семидесятый лот - картина Ивана Айвазовского "Исаакиевский собор в морозный день" (редкий для художника-мариниста городской вид) была продана за 1 млн фунтов стерлингов (примерно 1,9 млн долларов). Если учесть, что покупателю предстоит заплатить еще и двадцатипроцентный аукционный сбор, можно уверенно говорить, что на торга в Лондоне поставлен абсолютный рекорд не только для Айвазовского, но и для всей истории "русских торгов" (наши Малевич, Кандинский и Шагал ставят свои рекорды, как правило, на торгах модернизма, поскольку признаны в мире как интернациональные, а не сугубо русские художники). Все три аукционных дома открыли предпродажные экспозиции. Желающие могут не просто посмотреть вещи поближе, но и потрогать руками: услужливые ассистенты без проблем достают из витрин самовары или столовое серебро. Покупателям здесь доверяют. Еще бы - все они зарегистрированы и проверены, Sotheby's даже выпустил листовку о том, что имеет право потребовать от клиента предъявить удостоверение личности: «В международном масштабе законы и регулирования необходимы для предотвращения процесса «отмывания денег» с использованием поддельных документов с именами невинных людей, как вы».

Торги Sotheby's и Christie's проходят в шикарных интерьерах их головных офисов на Нью-Бонд-стрит и Кингс-стрит соответственно. Торги только что созданного аукционного дома MacDougall's - в обычном лондонском террас-хаусе: выставку они повесили на обычных фанерных выгородках. «У нас все по-домашнему», - улыбается Екатерина Макдугал, сохозяйка аукциона.

Впрочем, дело, конечно, не в интерьерах, а в качестве работ и в ценах на них. Честно говоря, если судить о русском искусстве по этим полутора тысячам произведений, то сложится довольно неприглядная картина. Попросту: русские художники рисовать не умели! Дело, естественно, не в том, что рисовать не умели (некоторые все же умели), а в том, что на рынке почти не осталось хороших вещей.

При этом цены - безумные. На вопрос корреспондента «Известий», откуда взялась такая гигантская цена на Айвазовского - ведь в последние годы его произведения достигали лишь миллионной (в долларах) отметки, директор Русского отдела Christie's Алексис де Тизенхаузен ответил просто: «Это рынок!». И не поспоришь: у рынка свои законы - если покупают за миллион, то почему бы не попробовать продать и за два. Что называется, спрос. К искусству эти законы не имеют никакого отношения: ну и что, что за те же два миллиона можно купить небольшого Рубенса - художника (с точки зрения истории искусства) куда более значимого. Нет, хотим Айвазовского. То есть Рубенс - это серьезный высокохудожественный вклад в коллекцию, а Айвазовский - это проявление ностальгии (напомним, что главные покупатели на лондонских «русских торгах» - наши соотечественники). Именно ностальгия, по словам Тизенхаузена, - вторая причина столь высокой цены на не очень-то шедевр Айвазовского: все-таки Петербург, Исаакий, снег, зима, крестьянин, торжествуя...

Помимо Айвазовского Christie's предлагает стандартный рыночный набор русского искусства: Николай Сверчков (портрет Александра II и кайзера Вильгельма в коляске на фоне Петропавловской крепости - эстимейт 200-250 тысяч фунтов), Иван Шишкин (типичный лесной пейзаж - 450-550 тысяч), Илья Репин (эскиз семейного портрета -350-450 тысяч и очень странная, какая-то неказистая картина, изображающая военную атаку во главе с медсестрой, - 250-350 тысяч), а также Маковский, Бурлюк, Коровин и т.д.

Примерно тот же набор и у Sotheby's. Топ-лот - тоже Айвазовский, но подешевле («Спасшиеся» - эстимейт 350-500 тысяч), Константин Маковский («Русская красавица» - 180-250 тысяч), Петр Верещагин («Рынок в Нижнем Новгороде» - 350-450 тысяч), Василий Шухаев («Тройной портрет» - 120-180 тысяч), Филипп Малявин («Вихрь» - 400-600 тысяч), несколько эротических картинок Льва Чистовского (рядом - персональный охранник), портреты Маревны, чудовищный по колориту и манере «Носорог» Сергея Шутова (правда, и цена соответствующая - 6-8 тысяч). Самый интересный в этом стандартном перечне лот, по мнению директора Русского отдела Sotheby's Джоанны Викери, - самовар в виде головы лешего со штампом Фаберже (80-120 тысяч).

Гораздо более необычным может стать аукцион MacDougall's: здесь выставлены произведения художников Парижской школы, прославленных во всем мире, но пока не пользующихся особым вниманием русских коллекционеров. Цены по сравнению с Christie's и Sotheby's смешные: Осип Цадкин (эстимейт 8-10 тысяч фунтов), Мане-Кац (10-15 тысяч), Андрей Ланской (9-12 тысяч), Эрте (гуашь - 1,5-2 тысячи), Пинхус Кремень (3-4 тысячи), Леопольд Сюрваж (4-6 тысяч) и т.д. Возможно, покупателями этих работ будут не русские коллекционеры, а западные, так как, скажем, Цадкина - одного из величайших художников XX века - по таким невысоким ценам в мире не найдешь.
Комментарии
Прямой эфир