Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Поп-звезд и юмористов сменила пропаганда монетизации

"И снова подмена понятий: вместо информации - прогосударственная пропаганда. Как апофеоз пропаганды начисто проваленной властями реформы о замене льгот денежными компенсациями - сюжет из программы "Время", в которой сотрудник некоего PR-агентства "разъясняет" телезрителям: "Нам поступает заказ на проведение акции протеста. И нам без разницы что рекламировать - пивной бренд, а может быть, вот такую акцию протеста пенсионеров..."
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Традиционный рейтинг телевизионных событий, который журналисты, пишущие о СМИ в разных изданиях, каждый месяц подводят на страницах "Известий", изменился. Если раньше журналисты называли лучшие программы, персоны и события месяца, то теперь они будут оценивать работу телеканалов и властей по двум номинациям: "За" (все то, что можно считать на телевидении и вокруг него позитивным, правильной тенденцией, полезным событием и.т.д) и "Против" (то же самое, только со знаком минус). Лидером января в первой номинации стал цикл Анатолия Смелянского, а отрицательным событием большинство назвало PR-кампанию монетизации льгот, затеянную госканалами.

1. "За" (люди, программы и события месяца, улучшившие ТВ)

2. "Против" (то, без чего российское ТВ стало бы лучше)

Александр Мельман, "Московский комсомолец": "Творческий поиск на НТВ затянулся"

1. Россия на ТВ поделена пополам на тех, кто за Кремлевской стеной, и всех остальных. Это и так понятно. Россия поделена на людей думающих, сомневающихся в себе, болеющих душою - и на гогочущих, надрывая животики, кайфующих от Сердючки и Киркорова. Тех и других можно понять, не навешивая ярлыки. Программа А. Смелянского "Предлагаемые обстоятельства" ("Культура") - мир театра, который сама жизнь, боль, изящество, деликатность. Ведущий рассказывает о пережитом так интимно, всех любя... Оторваться невозможно. Михаил Козаков на ТВЦ сделал фильм "Играем Шекспира". И опять боль, опять мучения - Козаков размышляет, обвиняет, мыслит. Вечно актуальный Шекспир ему в помощь. "Жизнь прекрасна" (СТС) - умеет Михаил Швыдкой создавать вокруг себя домашнюю, семейную атмосферу и погружать туда зрителя. Все замкнулось: песни, время, ностальгия. Программа эта - штучный товар на сегодняшнем ТВ. "В поисках утраченного секса. Женщины" (НТВ): оказывается, время можно показать и через секс. Важно, как это сделать. Здесь получилось стильно и не пошло. И хочется сказать: "О, секс, ты - мир".

2. Похоже, творческий поиск на НТВ затянулся. Здесь все время ищут. Ищут давно, но не могут найти. Программы пляшут по сетке в бешеном темпе. Иных уж нет. Пора бы и определиться со временем и местом ТВ-продукта, а то закрадывается подозрение, что на канале началась паника. Хотя все эти муки творчества можно понять и простить. Юлия Савичева, "Ночной дозор", а теперь и "72 метра" - этапы большого пути. Око за око, зуб за зуб. Известно, что такое клановая война за выживание. На "ТЭФИ" академики дружно прокатили "Первый", и нынче г-н Эрнст и компания жаждут реванша. Люди меряются амбициями, показывают друг другу, кто из них круче. Захотел "Первый" - и послал на "Оскара" свой любимый "Ночной дозор", хотя всем было абсолютно ясно, что у него там не было никаких шансов. Зато теперь можно крикнуть: "Я самый крутой". Только где здесь страна - непонятно.

Арина Бородина, "Коммерсант": "Вместо информации - прогосударственная пропаганда"

1. Самый запоминающийся проект января - цикл А. Смелянского "Предлагаемые обстоятельства" на канале "Культура". Три недели подряд после полуночи, минимум специальных телевизионных средств, в кадре полчаса только рассказчик... А слушаешь на одном дыхании, и невозможно оторваться!!! Смелянскому удалось сделать один из самых заметных проектов не столько об истории театра, сколько об истории страны. Достойная работа - сериал "Курсанты" на "России" - прошла почти незаметной из-за того, что канал зачем-то решил поставить премьеру о войне в дни новогодних праздников. Сериал по воспоминаниям военных лет Петра Тодоровского местами получился более чем пронзительным, с хорошими актерскими работами. Но вряд ли каналу стоило разбрасываться таким штучным и статусным проектом ради программного эксперимента. Андрей Лошак в "Береге мертвых" в цикле "Профессия - репортер" на НТВ, как всегда, показал высокий репортерский класс: оказавшись в первые часы после трагедии на Пхукете, он просто фиксировал то, что видел, ни давая никаких оценок происходящему. Вдвойне приятно, что профессионализм репортера был оценен рекордным для канала рейтингом. Сериал НТВ "Ландыш серебристый" - крепко сделанный и очень ироничный, с отличной работой Юрия Стоянова и Александра Цекало. Их Стас и Лева из хорошо знакомого им мира шоу-бизнеса, настоящий парный конферанс.

2. И снова подмена понятий: вместо информации - прогосударственная пропаганда. Как апофеоз пропаганды начисто проваленной властями реформы о замене льгот денежными компенсациями - сюжет из воскресной программы "Время" в середине января, в которой сотрудник некоего PR-агентства "разъясняет" телезрителям: "Нам поступает заказ на проведение акции протеста. И нам без разницы что рекламировать - пивной бренд, а может быть, вот такую акцию протеста пенсионеров. Так что главное - это заказ. Заказчик платит деньги, а мы эти деньги отрабатываем". Вот примерно по такой же схеме происходит и сотрудничество госканалов и Кремля. НТВ лицо в целом сохранило: митинги протеста, хоть и очень аккуратно (в основном в середине выпусков), но показывали ежедневно. До сюжетов про то, как пенсионеры собирались на площади "и в спокойной обстановке обсуждали все плюсы и минусы проводимой реформы", а "руководители города занимались ее разъяснением всем желающим", здесь, слава богу, не дошли.

Сергей Фомин, "Телефорум": "Монетизация льгот еще раз подтвердила классический "закон Черномырдина"

1. Тенденция к здоровому консерватизму. "Играем Шекспира" (ТВЦ) с Михаилом Козаковым. Если раньше цитаты из классики вставлялись в тексты нынешних политкомментаторов, то здесь классические тексты сопровождались записями сюжетов из выпусков новостей. Этот прием закономерно продолжился обсуждением классического феномена карнавала ("Что делать?", "Культура"), открытого Бахтиным именно на материале литературы эпохи Возрождения. Артистическая карнавализация фонтанировала и в изящно-ироничной атмосфере "Церемонии вручения премии "Чайка" (СТС), и в образе Владимира Гиляровского, исполненном известным московским краеведом (он же - автор сценария этого выпуска "Гениев и злодеев", "Первый") Алексеем Митрофановым, отличающимся, как и его персонаж, истинно раблезианской корпулентностью, и в программе "Дом культуры для аборигенов" ("Новые чудеса света", "Первый"), превратившей в драматический эффект даже само ожидание зрителем ее появления, задержавшегося почти на год. При том что в "Апокрифе" ("Культура") тоже дебатировалась более чем традиционная проблема - есть ли вечная жизнь после смерти, весьма актуальная на фоне всего, что оказалось связано с проблемой монетизации льгот, еще раз подтвердившей классический уже "закон Черномырдина" ("хотели как лучше, а...") в подавляющем числе новостей и аналитических программ, а особенно в том выпуске "К барьеру!" (НТВ), где классически здравомыслящий Андрей Дементьев окончательно отправил в жанровое небытие давно отработанные штампы "политического постмодерна" Жириновского.

2. Тенденция к бессмысленному экспериментаторству - повторное всплытие "Розыгрыша" на "Первом", который никак не может управиться с драгоценным saturday night time, занимая его программами для идиотов. Тот же Жириновский всегда с удовольствием участвовал в подобного рода развлекаловке.

Анна Качкаева, радио "Свобода": "Госканалы не решились разделить ответственность за пропаганду замены льгот на деньги"

1. "Что делать?" с Виталием Третьяковым ("Культура") - неспешность и разумность академического разговора выделяются на фоне клипово-рваного телевизионного потока. Монтажно-компьютерные ухищрения становятся неуместными, если на экране личность и одновременно талантливый рассказчик - "Играем Шекспира" Козакова (ТВЦ), "Предлагаемые обстоятельства" Смелянского ("Культура"). "Пестрая лента" ("Первый") хотя и поставлена на конвейер, в последнее время все больше выделяется штучностью и деликатностью подхода. Тщательно и элегантно исполнены фильмы в научно-популярных рубриках канала "Новый день" ("Первый"). Все эти очень разные программы - свидетельство едва угадываемого, но, кажется, уже свойственного не только каналу "Культура" нового внимания телевидения к повествовательно-эпической, размышляющей манере, которая способна существовать рядом с зомбирующим весельем.

2. Десять дней январского отдыха все на экране пело и плясало. Негде было обсудить удивительную способность некоторых российских граждан веселиться рядом с многотысячной могилой. То же - и с монетизацией. Госканалы не решились разделить ответственность за летнюю кампанию по пропаганде замены льгот на деньги. После единообразных интервью "назначенных для разъяснений" министров в январском эфире новостей вновь появились славные бабушки, осчастливленные возможностью прикупить санаторные путевки. В кадры репортажей государственных каналов так и не попали омоновцы с собаками и надписи на написанных от руки плакатах: "Путина - на нашу пенсию". Замечательный некогда политический корреспондент Алим Юсупов вроде попытался реабилитировать "Первый канал", взяв здравое интервью у Юлии Тимошенко. После чего почему-то сделали вывод, что для незаурядных способностей Тимошенко придется искать новый майдан. Без комментариев. Зато в России будут реализованы незаурядные желания по части ТВ министров Иванова и Соколова - идея патриотического и православного каналов должна овладеть массами за деньги масс.

Лариса Хавкина, "Комсомольская правда": "С сериалами на ТВ беда"

"За". В январе мне решительно стало нравиться НТВ. Не могу сказать, что раньше не нравилось - но уж больно разнокалиберный у канала был репертуар. Особую тоску навевали сериалы. Новый год НТВ начало вполне ударно. Отмечу "Винтовую лестницу" - спокойный и приятный детектив с хорошей актрисой Инной Чуриковой и "Ландыш серебристый", отличившийся в самом сложном для наших сериальщиков жанре - комедии. А еще фильм "Берег мертвых" Андрея Лошака о последствиях таиландского цунами. Очень сильный и очень страшный фильм - может, потому что снят без надрыва и истерики.

"Против". А вообще с сериалами на ТВ беда. Если с нашим горячим приветом "Зите и Гите" - фильмом "Близнецы" на "Первом" - еще можно смириться, то совершенно непонятно, как в эфире "России" мог появиться такой бездарно-глупый сериал, как "Возвращение Титаника-2". Одна надежда, что авторы наконец прикончат своего главного героя и нам не придется стать свидетелями третьей части его мытарств.

Елена Афанасьева, "Эхо Москвы": "Зрители морщатся, но смотрят концерты и юмор"

1-2. Телевидение января это бесконечные праздники и закон о монетизации льгот. Длиннейшие новогодние каникулы, ставшие не слишком желанным подарком и для граждан страны, для телевидения оказались тяжким испытанием. Все премьеры и все архивы (так "Первый канал" даже прервал собственный пятилетний мораторий и повторил все "Старые песни о главном", которые, как хорошее вино, от выдержки показались только лучше) не могли заполнить вещание одиннадцати праздных дней. Дыры неизбежно затыкались сборными эстрадными концертами и юмористическими программами - продуктом одновременно ругаемым и потребляемым. Зрители морщатся, но, оправдываясь тем, что больше смотреть нечего, смотрят, создавая этим программам невиданные для более качественного зрелища рейтинги. Профессионалы морщатся, но, оправдываясь необходимостью набирать высокие доли, ставят приторное зрелище в эфир. И ни один из каналов, опасаясь проиграть конкурентам, не может разорвать этот замкнутый круг. Ситуация напоминает приснопамятную гонку вооружений. Но и во времена "холодной войны" даже такими заклятыми противниками, как две тогдашние сверхдержавы, подписывались договоры о сокращении вооружений. Не настало ли время и нашим телевизионным сверхдержавам - в первую очередь "Первому" и "России" - подписать договор о "разоружении"?! И ввести лимит на эстрадные концерты и юмористические программы - не больше определенного количества часов в месяц. От такого добровольного ограничения каналы если и потеряют некоторый процент доли аудитории, то приобретут несравнимо больше - простор для развития на освободившемся эфирном пространстве действительно нового телевидения.

А монетизация... Складывается ощущение, что иные авторы и исполнители закона хотели бы списать свои просчеты на телевидение, которое "не так объяснило". Но, как говорится, нечего на зеркало пенять...

Александр Нахалов, агентство "Телескоп", "Газета": "Михаил Лесин не станет высказывать первое, что приходит ему на ум"

1-2. Январь принес ощущение, что некоторые подвижки на нашем телерынке в ближайшее время все-таки будут. Во-первых, прошла информация о том, что Анатолию Чубайсу и РАО "ЕЭС" настоятельно рекомендуют расстаться со своей долей в REN TV. Во-вторых, люди в погонах, похоже, "пробили" свою навязчивую идею создания патриотического телеканала "Отчизна", вещание которого в дециметровом диапазоне Москвы и области грозят начать к 23 февраля. В-третьих: в марте на частотах нынешнего М1 появится телеканал "Домашний" от "СТС-Медиа" (правда, раньше они рассчитывали создать канал для женщин). Наконец, в январе советник президента РФ по СМИ Михаил Лесин высказал предложение задействовать метровый потенциал "третьей кнопки", где сейчас вещают ТВЦ и "3 канал", для создания специализированных, в том числе социально значимых, проектов - "детских, образовательных, информационных". Нынешних обитателей этой частоты, по мнению экс-министра, можно было бы перевести в кабельную сеть. К этой идее можно было бы отнестись спокойно - сколько разных противоречивых инициатив высказывалось в последнее время начальниками СМИ от государства. Но ведь Михаил Юрьевич - человек слишком искушенный в тонкостях аппаратной работы и руководства медиа-отраслью, чтобы высказывать перед широкой общественностью первое, что приходит ему на ум.

Хорошо все это или плохо? История с "Домашним каналом" - наверное, хорошо. Возможная продажа REN TV - наверное, не очень. С "третьей кнопкой" ситуация еще менее очевидная. Появление "Отчизны" - это как с избранием губернатором Михаила Евдокимова: никто всерьез не верил, а оно случилось. Что ж, поживем - увидим: ведь к "Спорту" вместо ТВС смогли же привыкнуть, даже понравилось.

Ирина Петровская, "Известия": "Когда людям нужны объяснения и дискуссии, главные дискуссионные программы отдыхают"

1. "Предлагаемые обстоятельства" - авторский цикл Анатолия Смелянского ("Культура") - не только о театре, но и о всех нас, оказавшихся не на свободе, а в оглушительной пустоте. "Профессия - репортер. Берег мертвых" - программа Андрея Лошака (НТВ) - не только рассказ о последствиях трагедии в Юго-Восточной Азии, но и диагноз многим из нас. Документальный фильм Ильи Зимина "Пир коммунизма" (НТВ) - ироничное исследование феномена "Книги о вкусной и здоровой пищи" как феномена советской мечты о коммунизме". "Неделя" Марианны Максимовской (REN TV) - наиболее полный и объективный рассказ о событиях в стране... "Пять вечеров" ("Первый канал"), которые с трудом, через два раза на третий разворачиваются от полоскания чужого белья к обсуждению общественно значимых проблем. Жестокий, но справедливый розыгрыш "светской львицы" Собчак в программе "Розыгрыш" - развенчание силами ТВ дутых героев, сотворенных тем же ТВ, - полезная штука.

2. "Против": новогоднее ТВ на большинстве телеканалов - клонированная воинствующая бездарность. Новогодний всеобъемлющий юмор на большинстве телеканалов - то же самое. Такое ощущение, что ТВ уверено: в праздники народ, и без того убогий, окончательно дуреет, и ему чем хуже, тем лучше. Удивительная эмоциональная глухота телевизионщиков, легко перемежающих кадры ужасающей трагедии в Юго-Восточной Азии с рекламными новогодними заставками, где Дед Мороз как символ смерти бродит среди не тронутых цунами пейзажей. Отсутствие в эфире почти весь январь "Времен" Познера и "Основного инстинкта" Сорокиной (она возвращается лишь в начале февраля) весьма показательно: когда людям нужны как воздух объяснения и дискуссии, главные дискуссионные программы отдыхают. Дуэль "Жириновский - Дементьев" в программе "К барьеру!" - много ора. Толку чуть. Церемония вручения национальной премии "Золотой Орел" ("Первый канал") - торжество патриотизма, народности и державности в сочетании с торжеством корпоративности: чаще, чем Эрнста, показывали, может быть, только Копполу: мэтры, однако!

Сергей Варшавчик, "Независимая газета": "Стоит ожидать появления телеканалов МВД, ФСБ и МЧС, которые будут учить патриотизму"

1. Семисерийный фильм Василия Пичула "Четвертая мировая война" (НТВ) о корнях современного терроризма. Очень интересный проект Виктора Правдюка - 84-серийный документальный фильм "Вторая мировая война. День за днем" (ТВЦ), в котором каждому месяцу войны посвящена одна серия. Жаль, что канал показывает лишь одну серию в неделю. Блестящий и остроумный концерт Венского филармонического оркестра по произведениям Штрауса ("Культура"), посвященный Новому году.

2. Заявление советника президента России по СМИ Михаила Лесина о том, что вместо ТВЦ на "третьей кнопке" хорошо смотрелся бы русский аналог CNN, свидетельствует о попытке лоббирования государственным чиновником своего давнего коммерческого проекта. Столь же волюнтаристский стиль продемонстрировал и министр обороны Сергей Иванов, попросивший в письме на имя премьер-министра в ряде прочего "обеспечить выдачу разрешений (лицензий), необходимых для создания общероссийской сети распространения телеканала "Звезда". Любопытно, что патриотический канал "Звезда", вещание коего намечено начать 20 февраля на 57-й частоте, отдан на откуп Министерству обороны. В будущем, видимо, стоит ожидать появления телеканалов МВД, ФСБ и МЧС, которые с нарастающей силой будут учить аудиторию патриотизму в рамках своих ведомственных задач. Не говоря уже о православном канале, который, по мнению министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, поможет "привнести в семью утраченные духовные ценности", которые должны быть раскрыты исключительно через "призму православия". Псевдорасследование убийства Сергея Кирова ведущим программы "Человек и закон" ("Первый канал") Алексеем Пимановым, который торжественно представил зрителям не стиранные за 70 лет подштанники сталинского сановника со следами спермы. В целом получилось омерзительное зрелище. Попытка госканалов в новостях и аналитических программах представить митинги протестов в стране против монетизации льгот каким-то частным явлением.

Наталия Ростова, "Новая газета", радио "Арсенал": "Нет предела цинизму теленовостей"

1. Канал "Культура". "Культ кино" с Кириллом Разлоговым, "Вокруг смеха" с Аркадием Аркановым, "Великие романы XX века" производства BBC. Новая программа REN TV "Проверено на себе", "Час суда" того же канала, "Сканер" на "Первом".

2. Все-таки предела цинизму теленовостей нет. Чего стоит репортаж в программе "Время" на "Первом" об изменении ситуации с выплатами зарплат. Главный мотив: раньше не платили госкомпании (шахтерам), а теперь сотрудники частного сектора не могут выколотить зарплаты у новых русских капиталистов. Кульминация доказательства тезиса: "Юганскнефтегаз" несколько месяцев не платил сотрудникам. Впрочем, корреспондент оговаривается, что счета были заморожены. Видимо, Ходорковским, который на деньги рабочих купался в роскоши тюремной камеры. Если раньше можно было сравнивать лишь стилистику новостей на двух каналах, горячиться от подачи новостей "Первого", то теперь новости одинаковы на трех. Любимый прием "России" - вести о международных катаклизмах - пришел и на НТВ. Пример. Скороговоркой - о двух российских событиях: спецоперация в Нальчике и захват посла Гвинеи-Бисау в Москве студентами, не получающими стипендии. Подробнее - о премьерном показе фильма "Осама" в Москве. Остальные новости выпуска: арест итальянского мафиозо, невиданный пожар в Уругвае, начало форума в Давосе, найдены останки шерстистого мамонта, Неделя высокой моды в Париже и "кулинарные "Оскары" в Лионе. Такой же однотипной выглядела и новогодняя ночь. А то, что было после нее, - бесчисленные клоны от клоунады во все дни зимних каникул - просто не поддается никакому описанию. Может, прав был министр Иванов, говоривший о дебилизации населения?
Комментарии
Прямой эфир