"Революция в Киргизии с опиумным привкусом"

известия: Почему Аскар Акаев не воспользовался вашим предложением о помощи? И что конкретно предлагало ОДКБ?
Бордюжа: За ситуацией в Киргизии мы наблюдали долго и внимательно. Все происходящее в течение последних месяцев беспокоило. Я предлагал провести консультации всех представителей государств - членов ОДКБ, чтобы определить свои позиции и не допустить всплеска мародерства, бесчинств и грабежей.
21 марта я предлагал Аскару Акаевичу оценить совместно ситуацию и выработать меры политического, подчеркиваю, а не силового воздействия для обеспечения безопасности государства и его граждан. Дело ведь не в смене власти, не в фамилии лидера, дело в том, чтобы вопросы, в том числе главный вопрос о власти, решались в конституционном русле. Мысли не было сохранить власть или элиту во главе с Акаевым или, наоборот, привести к власти другие силы. Это дело внутреннее.
Аскар Акаевич ответил мне, что обстановка накаляется, но остается в пределах нормы. И он считает преждевременным включение потенциала ОДКБ.
известия: Получается, что в Москве и Астане спрогнозировали лучше?
Бордюжа: А что там прогнозировать, когда в Оше уже жгли здание администрации. когда разогнали омоновцев. Но он считал, что сможет мирными средствами, без помощи извне решить проблему. Согласись он на участие ОДКБ, это бы означало, что он сам не может справиться с ситуацией в стране, что, конечно, для него неприятно. Во-вторых, название организации - Договор о коллективной безопасности - чисто эмоционально создает такое впечатление, что прорабатывается вопрос о силовом подавлении политических движений.
К тому же он разговаривал не только с президентами государств - членов ОДКБ, но и с послами Евросоюза и США. Но президенту ведь информацию подают, а он ее анализирует. Видимо, так подали, так доложили, может быть, приукрашивая. Может быть, кто-то был против оказания помощи извне. Но случилось то, что случилось. И сегодня мы видим, какого цвета там эта революция.
известия: Какого, зеленого?
Бордюжа: Да не такого уж зеленого, она с опиумным привкусом и цвета черной ночи, когда мародеры выходят на работу.
Я бы не стал на первое место ставить исламский фактор. Люмпен-массы стали движущей силой захвата власти демократической оппозицией. В оппозиции режиму Акаева оказались две силы. Одна сила - та, которая была недовольна деятельностью Акаева и его окружения. Они думали взять власть ближе к осени, на президентских выборах. А вторая часть пришла из Оша и из пригородов Бишкека, им было наплевать на демократическую оппозицию. Они шли, зная, что должны разгромить органы власти и отыграться на честных предпринимателях.
Больше всего настораживает то, что сейчас происходит в Оше. Во главе органов власти там стоит один из самых богатых людей на юге Киргизии, который владеет подавляющим большинством собственности. Думаю, оттуда растут ноги многих процессов, которые происходят и происходили в Бишкеке и в Оше. Здесь, на мой взгляд, очень большой привкус наркомафии и организованной преступности.
Где была милиция, стражи порядка? Почему они разбежались, сняли форму, не защитили граждан? Я думаю, потому что президент не дал команды на силовое решение вопроса. Силовое решение по митингу - да. А силовое решение по грабежам - это совсем другое. 400 человек ранены - это только зарегистрировано. Это значит, что несколько тысяч избитых, десятки обворованных.
известия: А все-таки есть опасность окрашивания в зеленые тона?
Бордюжа: "Хизб-ут-Тахрир" очень серьезно работает во всей Центральной Азии, возмущая сознание особенно молодежи, привнося религиозные догмы, стараясь создать социальную базу, на которую можно было бы опираться в дальнейшем в худшем понимании этого слова. Они активно действуют в Таджикистане, Казахстане и в России. Это общая проблема. Нужны координированные шаги по противодействию попыткам исламизации всех государств - членов ОДКБ. Именно скоординированные. Потому что эти структуры, как ртуть, перетекают из одной страны в другую.Это надо пресекать. В противном случае мы получим массу проблем. И это уже не будет противодействие бывших демократов и нынешних, а противодействие, замешанное на религиозном факторе и не приемлющее мирного разрешения кризиса.
известия: Есть ли еще возможность для использования механизма ОДКБ?
Бордюжа: Мы как минимум два-три раза предлагали уже новому руководству использовать площадку ОДКБ, у нас есть статья 2 договора, которая предполагает в случае обострения ситуации в государствах немедленно задействовать механизм консультаций. Но пока ответа нет.
известия: Но зато ОБСЕ официально попросила о помощи Казахстан?
Бордюжа: Казахстан - мощная региональная держава в Центральной Азии, с хорошим имиджем руководителя, с хорошими возможностями влияния на киргизское руководство. Поэтому с позиции ОБСЕ, может быть, Казахстан предпочтительнее. Но то, что Россия вне конкуренции по своей возможной роли в урегулировании этого конфликта, ни у кого не вызывает сомнений.