У нас был Голливуд
Киноателье "Русь" (1915-1924): Антихрист на полке
"Я не для прибыли затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! Кинематограф я полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр", - объявил в 1915 году костромской купец Михаил Трофимов, основавший в Москве кинофирму "Русь".
Такое отношение Трофимова к кино заставило Станиславского, который строго-настрого запретил актерам МХТ сниматься в синематографе, переменить точку зрения. Ему даже предложили экранизировать "Шинель", но Константин Сергеевич отказался, сказав, что к кинематографу нельзя обращаться время от времени, а нужно углубляться в него серьезно и основательно, на что у него нет ни малейшей возможности. Вместо себя Станиславский направил в "Русь" своего ученика Александра Санина.
Именно Санин и снял первый советский фильм, получивший мировое признание, - "Поликушка". Из 425 картин, которые Европа в 1923 году привезла для продажи в США, куплены были всего 6, в том числе и экранизация толстовского рассказа. Санин же снял первый советский фильм, так и не вышедший в свет. "Девьи горы" - апокриф о безуспешных поисках Сатаной и Иудой девы непорочной. Идея фильма о скором приходе Антихриста отвечала взглядам старообрядца Трофимова, но никак не идеологии советской власти, поэтому "Девьи горы" стали первой картиной, которая сразу же легла на полку.
"Ты веришь в идеалы революции, а я нет. Так что вот тебе ключи от студии", - заявил Трофимов в конце 1910-х годов своему напарнику Моисею Алейникову и уехал в Петроград строить самолеты.
"Межрабпом-Русь" (1924-1928): ложечки для Протазанова
Возглавив студию, которая вскоре стала кинематографическим органом организации "Международная рабочая помощь" (МРП), Моисей Алейников развернул бурную деятельность. Благо возможности позволяли. Руководство МРП сидело в Берлине, откуда для "Межрабпом-Руси" поставлялись пленка и аппаратура. Так что с точки зрения технического оснащения сравниться со студией не мог никто. Понятно, почему первый звуковой и первый цветной фильм появились именно здесь. К тому же студия в отличие от "Мосфильма" и "Ленфильма" не входила в состав Госкино, оставаясь независимой.
Связи с Германией помогли Алейникову и в другом важном деле. В 1918 году из России эмигрировал классик кинематографа Яков Протазанов, и, чтобы уговорить его вернуться, директор студии отправился в Берлин. Протазанов согласился сразу: "Я бы с радостью", - а вот жена его была дамой практичной и поставила вопрос ребром: "Где мы будем жить?" Алейников обещал все устроить. "А ложечки серебряные у нас будут?" - "Будут". - "Тогда едем".
Кстати, в тяжелые для советской власти годы, когда денег на кино не выдавали в принципе, выжить "Межрабпом-Руси" помог Юлий Райзман. Будущий режиссер "Коммуниста" пришел в такой восторг от студии, что уговорил своего папу - главного портного Москвы поддержать полюбившийся ему коллектив.
"Межрабпомфильм" (1928-1936): Маяковский и Брик собирают кино
Одной из первых работ, снятых на "Межрабпомфильме", стал "Стеклянный глаз" Лили Брик. Картина, состоявшая из двух частей - из документальной съемки заводов, полей и пароходов и из нарезки кадров из западных фильмов, - разоблачала кино грез. Кстати, кадры зарубежного кино по просьбе Лили Брик подбирал лично Маяковский, ездивший тогда в Германию.
Главную роль в "Стеклянном глазу" сыграла Вероника Полонская. Когда съемки уже закончились, Брик вздумалось познакомить Маяковского с красивой женщиной. Повод нашелся быстро: Полонская снималась в своих костюмах и оставила их на съемочной площадке. Лиля вручила платья Маяковскому и отправила поэта на квартиру актрисы. Результатом той встречи стал бурный роман и знаменитая фраза в завещании поэта: "Товарищ Правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Полонская"...
"Союздетфильм" (1936-1948): Горький спас от Сталина
После войны Сталин вызвал министра кинематографии Ивана Большакова и сказал: "Что-то много у нас появилось посредственных фильмов". "Иосиф Виссарионович, ведь помимо гениев - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко - есть и ремесленники", - ответил чиновник. "Ремесленники кинематографом заниматься не должны, а раз гениев у нас даже десятка не наберется, то зачем в Москве работают две киностудии? Давайте "Союздетфильм" сделаем филиалом "Мосфильма". На том и порешили.
Но режиссер Марк Донской отправился к Ворошилову: "Эмблема "Союздетфильма" получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Нигде в мире нет студии детского кино, а у нас есть. Неужели же вы ее закроете?" Ворошилов проникся и пошел уговаривать Сталина. Вождь народов смилостивился: "Ну, раз там знаменитая трилогия была снята, то давайте присвоим студии имя Горького и оставим ее в покое".
"Московская киностудия им. М. Горького" (1948-1963): "Проще надо быть"
Первой признанной в Европе картиной Московской киностудии им. Горького была "Сельская учительница" все того же Марка Донского. Правда, изначально фильм назывался "Воспитание чувств", но Сталин, который в целом остался лентой доволен, заметил, что название слишком интеллигентское: "Надо проще. "Сельская учительница", например". "Какое прекрасное, какое близкое народу название!" - воскликнул Донской и переименовал картину.
"Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького" (1963-): приватизируют?
До перестройки студия процветала, после - как и все остальные кинокомпании - оказалась на мели. Сейчас количество (но, к сожалению, не качество) выпускаемых фильмов постепенно приближается к советским показателям - 20 фильмам в год. На этой неделе в прокат вышли произведенные на студии Горького "Греческие каникулы", громкой премьерой 2006 года должен стать "Бумер-2".
Впрочем, для полноценной работы студии необходимо переоснащение. Выход, казалось бы, был найден. Оставить архивы в собственности у государства, а производственные мощности передать в частные руки. Студия Горького должна была стать первой приватизированной кинокомпанией в России. Но в этом году Российский фонд федерального имущества дважды отменял аукцион по продаже 75% акций студии, а потом и вовсе объявил, что приватизация отменяется. По мнению директора компании Станислава Ершова, привлечение частных инвестиций (в размере $15-20 миллионов) студии Горького остро необходимо, в противном случае процесс модернизации затянется на долгие годы. Однако господин Ершов надеется, что к Новому году способ решения проблемы будет найден.
Золотая двадцатка студии Горького: лидеры проката
"Пираты XX века" - 1-е место в прокате 1979 года; 120 млн зрителей (фильм посмотрел каждый третий житель СССР)
"А зори здесь тихие" - 1-е место в прокате 1973 года; 66 млн зрителей
"Офицеры" - 1-е место в прокате 1971 года; 53,4 млн зрителей
"Маленькая Вера" - 1-е место в прокате 1989 года; 59 млн зрителей
"Тихий Дон" - 1-е место в прокате 1957 года; 48 млн зрителей
"Достояние республики" - 1-е место в прокате 1972 года; 47,14 млн зрителей
"Солдат Иван Бровкин" - 1-е место в прокате 1955 года; 40,37 млн зрителей
"Три плюс два" - 4-е место в прокате 1963 года; 35 млн зрителей
"Доживем до понедельника" - 16-е место в прокате 1968 года; 31 млн зрителей
"Дело было в Пенькове" - 13-е место в прокате 1958 года; 30,5 млн зрителей
"Карнавал" - 9-е место в прокате 1982 года; 30,4 млн зрителей
"Дом, в котором я живу" - 9-е место в прокате 1957 года; 28,9 млн зрителей
"Екатерина Воронина" - 11-е место в прокате 1957 года; 27,8 млн зрителей
"Живет такой парень" - 13-е место в прокате 1964 года; 27 млн зрителей
"Добровольцы" - 17-е место в прокате 1958 года; 26,6 млн зрителей
"Три тополя на Плющихе" (1968) - 26 млн зрителей; вышел 1769 копиями (для сравнения: "9 рота" вышла 422 копиями, "Турецкий гамбит" - 364)
"Юность Петра" - 14-е место в прокате 1981 года; 23,5 млн зрителей
"Белый Бим, Черное ухо" (1970) - 23,1 млн зрителей
"Карьера Димы Горина" (1961) - 20,8 млн зрителей
Первопроходцы
Именно на студии Горького появились:
первый фильм, положенный на полку, - "Девьи горы" (1918);
первый фильм, получивший всемирную известность, - "Поликушка" (1919);
первый фантастический фильм - "Аэлита" (1924);
первый звуковой фильм - "Путевка в жизнь" (1931);
первый музыкальный фильм - "Гармонь" (1934);
первый цветной фильм - "Груня Корнакова" (1936);
первый эротический фильм - "Маленькая Вера" (1988).