Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Корейская группа выпустит песню с российским певцом Анатолием Цоем
Армия
Артиллеристы ВС РФ уничтожили танк Leopard в районе Красногоровки
Мир
СМИ рассказали об экстренном заседании в Турции из-за сообщений об угрозе путча
Экономика
Средняя цена ОСАГО снизилась в первые месяцы 2024-го
Общество
Спасатель рассказал об эвакуации людей из обрушенного дома в Белгороде
Спорт
Третьяк рассказал о ключевых задачах нового министра спорта Дегтярева
Происшествия
Развожаев сообщил об отражении массированной атаки на Севастополь
Мир
WSJ рассказала о работе в США над предложением о поставке Израилю оружия на $1 млрд
Интернет и технологии
Первый российский антивирус с ИИ не потребует обновлений
Политика
Путин озвучил цель России войти в четверку крупнейших экономик мира
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +18 градусов в Москве 15 мая
Происшествия
Системы ПВО сбили ракеты ВСУ вблизи аэродрома Бельбек в Севастополе
Мир
Путин указал на использование Западом неоколониальных методов для своей выгоды
Культура
К 225-летию Пушкина готовят NFT-выставку на «Тавриде»
Общество
В клинике IQ Plastique рассказали о предъявлении обвинений задержанным хирургам
Культура
Россиянка рассказала, как попала в k-pop группу X:IN
Политика
Путин заявил о приоритетности подготовки современных кадров для госуправления

У нас был Голливуд

Студия им. Горького во времена СССР выпускала по 15-20 фильмов в год. Хотя на первые строчки бокс-офиса ее картины попадали не так уж часто, в десятке лучших они неизменно присутствовали, а их зрительская аудитория превышала 40 миллионов человек. Сегодняшний российский рекордсмен - "9 рота", которую посмотрели 25 миллионов зрителей, о показателях, к примеру, "Пиратов ХХ века" может только мечтать. "Я не для прибыли затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! Кинематограф я полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр", - объявил в 1915 году костромской купец Михаил Трофимов, основавший в Москве кинофирму "Русь"
0
У нас был Голливуд
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Студия им. Горького во времена СССР выпускала по 15-20 фильмов в год. Хотя на первые строчки бокс-офиса ее картины попадали не так уж часто (все-таки крупнейшей студией всегда был "Мосфильм", производивший по 50 лент за год), в десятке лучших они неизменно присутствовали, а их зрительская аудитория превышала 40 миллионов человек. Сегодняшний российский рекордсмен - "9 рота", которую посмотрели 25 миллионов зрителей, о показателях, к примеру, "Пиратов ХХ века" (120 миллионов, рекорд 1979 года) может только мечтать.

Киноателье "Русь" (1915-1924): Антихрист на полке

"Я не для прибыли затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! Кинематограф я полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр", - объявил в 1915 году костромской купец Михаил Трофимов, основавший в Москве кинофирму "Русь".

Такое отношение Трофимова к кино заставило Станиславского, который строго-настрого запретил актерам МХТ сниматься в синематографе, переменить точку зрения. Ему даже предложили экранизировать "Шинель", но Константин Сергеевич отказался, сказав, что к кинематографу нельзя обращаться время от времени, а нужно углубляться в него серьезно и основательно, на что у него нет ни малейшей возможности. Вместо себя Станиславский направил в "Русь" своего ученика Александра Санина.

Именно Санин и снял первый советский фильм, получивший мировое признание, - "Поликушка". Из 425 картин, которые Европа в 1923 году привезла для продажи в США, куплены были всего 6, в том числе и экранизация толстовского рассказа. Санин же снял первый советский фильм, так и не вышедший в свет. "Девьи горы" - апокриф о безуспешных поисках Сатаной и Иудой девы непорочной. Идея фильма о скором приходе Антихриста отвечала взглядам старообрядца Трофимова, но никак не идеологии советской власти, поэтому "Девьи горы" стали первой картиной, которая сразу же легла на полку.

"Ты веришь в идеалы революции, а я нет. Так что вот тебе ключи от студии", - заявил Трофимов в конце 1910-х годов своему напарнику Моисею Алейникову и уехал в Петроград строить самолеты.

"Межрабпом-Русь" (1924-1928): ложечки для Протазанова

Возглавив студию, которая вскоре стала кинематографическим органом организации "Международная рабочая помощь" (МРП), Моисей Алейников развернул бурную деятельность. Благо возможности позволяли. Руководство МРП сидело в Берлине, откуда для "Межрабпом-Руси" поставлялись пленка и аппаратура. Так что с точки зрения технического оснащения сравниться со студией не мог никто. Понятно, почему первый звуковой и первый цветной фильм появились именно здесь. К тому же студия в отличие от "Мосфильма" и "Ленфильма" не входила в состав Госкино, оставаясь независимой.

Связи с Германией помогли Алейникову и в другом важном деле. В 1918 году из России эмигрировал классик кинематографа Яков Протазанов, и, чтобы уговорить его вернуться, директор студии отправился в Берлин. Протазанов согласился сразу: "Я бы с радостью", - а вот жена его была дамой практичной и поставила вопрос ребром: "Где мы будем жить?" Алейников обещал все устроить. "А ложечки серебряные у нас будут?" - "Будут". - "Тогда едем".

Кстати, в тяжелые для советской власти годы, когда денег на кино не выдавали в принципе, выжить "Межрабпом-Руси" помог Юлий Райзман. Будущий режиссер "Коммуниста" пришел в такой восторг от студии, что уговорил своего папу - главного портного Москвы поддержать полюбившийся ему коллектив.

"Межрабпомфильм" (1928-1936): Маяковский и Брик собирают кино

Одной из первых работ, снятых на "Межрабпомфильме", стал "Стеклянный глаз" Лили Брик. Картина, состоявшая из двух частей - из документальной съемки заводов, полей и пароходов и из нарезки кадров из западных фильмов, - разоблачала кино грез. Кстати, кадры зарубежного кино по просьбе Лили Брик подбирал лично Маяковский, ездивший тогда в Германию.

Главную роль в "Стеклянном глазу" сыграла Вероника Полонская. Когда съемки уже закончились, Брик вздумалось познакомить Маяковского с красивой женщиной. Повод нашелся быстро: Полонская снималась в своих костюмах и оставила их на съемочной площадке. Лиля вручила платья Маяковскому и отправила поэта на квартиру актрисы. Результатом той встречи стал бурный роман и знаменитая фраза в завещании поэта: "Товарищ Правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Полонская"...

"Союздетфильм" (1936-1948): Горький спас от Сталина

После войны Сталин вызвал министра кинематографии Ивана Большакова и сказал: "Что-то много у нас появилось посредственных фильмов". "Иосиф Виссарионович, ведь помимо гениев - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко - есть и ремесленники", - ответил чиновник. "Ремесленники кинематографом заниматься не должны, а раз гениев у нас даже десятка не наберется, то зачем в Москве работают две киностудии? Давайте "Союздетфильм" сделаем филиалом "Мосфильма". На том и порешили.

Но режиссер Марк Донской отправился к Ворошилову: "Эмблема "Союздетфильма" получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Нигде в мире нет студии детского кино, а у нас есть. Неужели же вы ее закроете?" Ворошилов проникся и пошел уговаривать Сталина. Вождь народов смилостивился: "Ну, раз там знаменитая трилогия была снята, то давайте присвоим студии имя Горького и оставим ее в покое".

"Московская киностудия им. М. Горького" (1948-1963): "Проще надо быть"

Первой признанной в Европе картиной Московской киностудии им. Горького была "Сельская учительница" все того же Марка Донского. Правда, изначально фильм назывался "Воспитание чувств", но Сталин, который в целом остался лентой доволен, заметил, что название слишком интеллигентское: "Надо проще. "Сельская учительница", например". "Какое прекрасное, какое близкое народу название!" - воскликнул Донской и переименовал картину.

"Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького" (1963-): приватизируют?

До перестройки студия процветала, после - как и все остальные кинокомпании - оказалась на мели. Сейчас количество (но, к сожалению, не качество) выпускаемых фильмов постепенно приближается к советским показателям - 20 фильмам в год. На этой неделе в прокат вышли произведенные на студии Горького "Греческие каникулы", громкой премьерой 2006 года должен стать "Бумер-2".

Впрочем, для полноценной работы студии необходимо переоснащение. Выход, казалось бы, был найден. Оставить архивы в собственности у государства, а производственные мощности передать в частные руки. Студия Горького должна была стать первой приватизированной кинокомпанией в России. Но в этом году Российский фонд федерального имущества дважды отменял аукцион по продаже 75% акций студии, а потом и вовсе объявил, что приватизация отменяется. По мнению директора компании Станислава Ершова, привлечение частных инвестиций (в размере $15-20 миллионов) студии Горького остро необходимо, в противном случае процесс модернизации затянется на долгие годы. Однако господин Ершов надеется, что к Новому году способ решения проблемы будет найден.

Золотая двадцатка студии Горького: лидеры проката

"Пираты XX века" - 1-е место в прокате 1979 года; 120 млн зрителей (фильм посмотрел каждый третий житель СССР)

"А зори здесь тихие" - 1-е место в прокате 1973 года; 66 млн зрителей

"Офицеры" - 1-е место в прокате 1971 года; 53,4 млн зрителей

"Маленькая Вера" - 1-е место в прокате 1989 года; 59 млн зрителей

"Тихий Дон" - 1-е место в прокате 1957 года; 48 млн зрителей

"Достояние республики" - 1-е место в прокате 1972 года; 47,14 млн зрителей

"Солдат Иван Бровкин" - 1-е место в прокате 1955 года; 40,37 млн зрителей

"Три плюс два" - 4-е место в прокате 1963 года; 35 млн зрителей

"Доживем до понедельника" - 16-е место в прокате 1968 года; 31 млн зрителей

"Дело было в Пенькове" - 13-е место в прокате 1958 года; 30,5 млн зрителей

"Карнавал" - 9-е место в прокате 1982 года; 30,4 млн зрителей

"Дом, в котором я живу" - 9-е место в прокате 1957 года; 28,9 млн зрителей

"Екатерина Воронина" - 11-е место в прокате 1957 года; 27,8 млн зрителей

"Живет такой парень" - 13-е место в прокате 1964 года; 27 млн зрителей

"Добровольцы" - 17-е место в прокате 1958 года; 26,6 млн зрителей

"Три тополя на Плющихе" (1968) - 26 млн зрителей; вышел 1769 копиями (для сравнения: "9 рота" вышла 422 копиями, "Турецкий гамбит" - 364)

"Юность Петра" - 14-е место в прокате 1981 года; 23,5 млн зрителей

"Белый Бим, Черное ухо" (1970) - 23,1 млн зрителей

"Карьера Димы Горина" (1961) - 20,8 млн зрителей

Первопроходцы

Именно на студии Горького появились:

первый фильм, положенный на полку, - "Девьи горы" (1918);

первый фильм, получивший всемирную известность, - "Поликушка" (1919);

первый фантастический фильм - "Аэлита" (1924);

первый звуковой фильм - "Путевка в жизнь" (1931);

первый музыкальный фильм - "Гармонь" (1934);

первый цветной фильм - "Груня Корнакова" (1936);

первый эротический фильм - "Маленькая Вера" (1988).
Комментарии
Прямой эфир