Cудьи и полководцы

Род Мечниковых вел свой отсчет от известного просветителя Николая Гавриловича Милеску (1636-1708), чьи предки, жившие на территории нынешних Румынии и Молдавии, служили по военному и судебному ведомству (за что и получили позднее прозвища "спафарий" или "спотарий", то есть "командующий войсками", и "мечник", то есть "судья").
Сам Николай Гаврилович от судебных дел был далек, он больше интересовался политикой, литературой, путешествиями. В России он появился в конце 1660-х годов, служил драгоманом при государе Алексее Михайловиче, обучал грамоте его сына Петра.
В 1675 г. Николай Милеску совершил поездку в Китай, по дороге туда он вел подробные путевые заметки. Проведя в Пекине в качестве посла три года, вернулся в Москву с подарками от местных правителей, с бесценными коллекциями книг и рукописей. Но на Руси правил уже другой государь - Федор Алексеевич, который, основываясь на доносе, приказал арестовать Милеску и сослать в Сибирь. Реабилитация пришла уже от Петра I, он не забыл о своем старом учителе.
Николай Гаврилович поселился на Украине и посвятил оставшиеся годы литературному труду (трактаты по теологии и эстетике: "Арифмология", "Книга о сивиллах", "Книга Хрисмологион", "Книга Иероглифийская", "Книга Василиологион"; греко-латинский словарь; "Описание Китайского царства"), воспитанию детей и племянников, которые по настоянию дяди перебрались в Россию. Один из них - Юрий Степанович за службу свою Петру Великому получил имение недалеко от Харькова. Старший сын его принял фамилию "Мечников", а младший - фамилию "Спафарьев".
Потомок Николая Милеску Илья Иванович Мечников пошел по военной службе, но, будучи по натуре эпикурейцем, любил игру в карты, отличное вино и светское общество. На одном из петербургских балов он познакомился с Эмилией Львовной Невахович, которая вскоре стала его женой. Она была дочерью известного просветителя и с ранних лет вращалась в писательском кругу (Александр Пушкин звал ее Милочкой).
Женитьба не охладила пыл Ильи Ивановича, он быстро проиграл все приданое жены. Под давлением супруги полковник Мечников подал в отставку и отправился в родовое имение на Харьковщину. Там, вдали от столичного шума, выросли трое сыновей и дочь Ильи Ивановича и Эмилии Львовны. (Не последнюю роль в их воспитании и обучении сыграл дядя - Дмитрий Иванович Мечников, старый холостяк, не чаявший в племянниках души.)
Дочь - Екатерина Мечникова в семнадцать лет вышла замуж и всю свою жизнь посвятила мужу и детям.
Старший сын - Иван Ильич (1836-1881) служил прокурором Тульского окружного суда, председателем Киевской судебной палаты, т.е. делал по тем временам совсем неплохую карьеру. Но тяжелая и неизлечимая болезнь оборвала все планы. Его брат вспоминал: "Мысль о смерти страшила его. Но так как все мы должны умереть, то он кончил тем, что примирился, говоря себе, что в сущности между смертью в 45 лет или позднее - лишь одна количественная разница". И.И. Мечников долго дружил с Львом Толстым, который и описал его последние дни в повести "Смерть Ивана Ильича".
Еще один из братьев, Николай, пошедший по правоведческой стезе, придерживался того принципа, что "цель жизни в счастье и следует как можно более быстро идти ему навстречу". Он и шел - карты, рестораны, "ночные бабочки". Умер Николай Мечников от грудной жабы, обостренной застарелым сифилисом.
Лев Ильич Мечников к 21 году успел поучиться в училище правоведения, на медицинском факультете Харьковского университета, на арабско-персидско-турецко-татарском отделении факультета восточных языков и на физико-математическом факультете Петербургского университета, в Академии художеств, выучить тринадцать языков, два раза стреляться на дуэли, послужить в дипмиссии генерала Б.П. Мансурова и в Русском обществе пароходства и торговли, объездить всю Европу и Ближний Восток. В 22 года он едва не погиб, сражаясь в рядах армии Джузеппе Гарибальди: в битве при Вольтурно (1860 г.) tenente (лейтенант) Мечников, командуя артбатареей, успешно отражал атаки неаполитанской пехоты. А затем, подняв гарибальдийцев в контратаку, был сражен осколками вражеского снаряда. От смерти его спасли французские врачи, которых нанял Александр Дюма-отец, ставший Мечникову другом.
Проведенное в госпитале время позволило Льву Ильичу осмыслить всю свою жизнь и понять, что - вечное, а что - преходящее: он женился, удочерил падчерицу. Да, впереди были еще десять лет борьбы за революционные идеалы в среде русской эмиграции, попытки вернуться в Россию, издание собственной оппозиционной газеты Flegello ("Бич"), но это был уже не тот Мечников, который когда-то был готов вызвать на дуэль всякого, кто презрительно отозвался бы о нем или о его друзьях-радикалах. Этот "новый Мечников" не стремился больше революционно изменить мир, он старался понять действие его «внутренних механизмов», разобраться в мировой истории, социологии, философии, этнографии и географии.
Выучив японский язык за год (был приглашен преподавать в самурайской школе в Сацумском княжестве), Мечников едет в Страну восходящего солнца, где два года читает лекции в местных университетах. Затем еще пару лет путешествует, собирая материалы для своих исследований. В 1878 г. он окончательно поселяется в Швейцарии, где местом его последнего "сражения" становится письменный стол: из-под его пера выходят такие оригинальные работы, что их "расхватывают" российские и европейские издатели. Но выхода в свет своего главного исследования - "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория прогресса и социального развития" - Лев Ильич так и не дождался. Книга эта и до сих пор служит подспорьем не только для историков или этнографов, но и для политологов, которые считают, что Мечников обозначил в этой книге основные узлы проблем цивилизации и глобализации.
Самый младший из братьев Мечниковых - Илья с ранних лет решил, что займется биологией. Но пути к вершинам науки не были усеяны розами: жизнь на грани нищеты, смерть - в 28 лет - первой и тяжелая болезнь второй жены, две попытки покончить жизнь самоубийством, поиск успокоения в наркотиках, тяжелая болезнь глаз, недопонимание со стороны коллег-соотечественников. И только получив приглашение Луи Пастера поработать в созданном им в Париже институте, Мечников, покинув в 1887 г. Россию и осев во Франции, обрел душевное спокойствие и материальное благосостояние.
На родине ученый бывал только наездами. Он, человек умеренно-консервативных взглядов, не понимал и не принимал идей российских радикалов, стремившихся "переустроить мир" с помощью насилия. В частном разговоре с влиятельным некогда Витте он даже предложил дать на управление революционерам один из городов, создав вокруг "санитарные кордоны", а затем, когда станет понятным, чем заканчиваются радикальные эксперименты, применить вооруженную силу для искоренения общественной заразы.
Но на первом месте для Мечникова всегда оставалась все же наука. Его считают создателем учения о фагоцитозе, теории иммунитета и концепции происхождения многоклеточных организмов, а также одним из основоположников эволюционной эмбриологии беспозвоночных.
В 1908 г. он - совместно с Эрлихом - был удостоен Нобелевской премии "за труды по иммунитету".
Последние семь лет жизни Мечников провел в заботах о племянниках, оставшихся на его попечении после смерти братьев, а также опекая младших братьев и сестер своей второй жены. Он помогал им материально, решал проблемы по переезду из России за границу, был в курсе всех их личных дел.
Следующие поколения Мечниковых не могли похвастаться такими же яркими фигурами, но их вклад в культуру и науку (внук Льва Николаевича Мечникова, например, был известным во Франции специалистом по гидроэлектростанциям), возможно, еще оценят.
ДРЕВО
Николай Гаврилович Милеску (1636-1708) - путешественник и писатель.
Его племянник:
Юрий Степанович (?-?) - в России жил с 1701 г.
Его правнук:
Евграф Ильич Мечников (1770-?) - сенатор.
Его сын:
Иван Евграфович (?-?)
Его дети:
1. Дмитрий Иванович (?-?) - холостяк.
2. Илья Иванович (1810-1878) - полковник в отставке и «эпикуреец».
Его жена:
Эмилия Львовна Невахович (?-?) - дочь просветителя.
Их дети:
I. Екатерина (1833-1898) - замужем за Яблонским.
- Ее сын:
Николай (?-?).
II. Иван (1836-1881) - прототип героя повести Льва Толстого.
Его жена:
Анастасия Михайловна Черкасская (1844-1901).
Их сын:
Илья (1869-1901)
III. Лев (1838-1888) - революционер и ученый.
Его жена:
Ольга Ростиславовна Скарятина (1834-?) - написала воспоминания о муже.
Дочь:
Надежда (1856-?) - приемная дочь Л. Мечникова, сохранила его архив.
Ее муж:
В первом браке за Леонидом Эммануиловичем Шишко (1852-1910); во втором - за Кочневским (?-?).
IV. Николай (1843-1899) - присяжный поверенный.
Его жена:
Софья Дмитриевна (?-?).
Их дети:
+ Лев (?-?).
Его дочь:
= Елена (1898-1965) - умерла в эмиграции.
Ее сын: Мечников (?-?) - инженер, жил во Франции
Ее муж:
Петр Иванович Афанасьев (1899-1951) - умер в эмиграции.
+ Эмилия (?-?).
V. Илья (1845-1916) - нобелевский лауреат.