Миссия Канделаки

В этом калейдоскопе хроники - небольшое официальное сообщение: "Назначить Канделаки Давида Владимировича торговым представителем Союза ССР в Германии".
Канделаки действительно ехал в Берлин торгпредом. Но лишь пять-шесть человек в стране знали о его истинном, поставленном лично Сталиным, секретном задании: выйти на гитлеровскую верхушку и прощупать возможность советско-германских контактов. Тайну открыл Западу советский разведчик-перебежчик Вальтер Кривицкий в своей разоблачительной книге "Я был агентом Сталина". Книга вышла накануне Второй мировой войны, и Кривицкий писал о преступном коварстве кремлевского диктатора, который еще в 1934-м пытался сговориться с диктатором берлинским. (Впрочем, Гитлер, пугая англичан, и сам допустил утечку информации о сталинском эмиссаре.)
Лев Безыменский - известный журналист, историк, германист, профессор Академии военных наук, автор подробного исследования о "миссии Канделаки", основанного на материалах из архива Сталина, на документах МИД. По его мнению, все было, что называется, "и так, и не так". Миссия действительно была закулисная. При этом...
- Канделаки проработал торгпредом в Берлине два с небольшим года. Сохранились не все его отчеты Сталину, но по ответам, по документам Литвинова и Молотова можно понять, о чем речь. По линии "тайной миссии" в разное время Канделаки реально ставились три задачи. Первая - по приезде: выяснить, намерено ли новое руководство Германии следовать "духу Рапалло" (начавшееся в 1920-е экономическое и секретное военно-промышленное сотрудничество СССР и Германии). Вторая: проверить слухи, что Гитлера может сменить Геринг. Третья: намекнуть немцам, что СССР может разместить на их предприятиях крупный военный заказ, и проверить реакцию. Ни на кого из первых лиц рейха Канделаки так и не вышел, переговоры велись с министром экономики Шахтом и его помощником Гербертом Герингом - кузеном "того" Геринга. Ни о каких секретных договоренностях говорить нельзя, фактически Канделаки вел обычный зондаж (другое дело, что помимо дипломатов). Причем, по мнению Литвинова, не очень умело: Литвинов считал, что для порученного задания у Канделаки не хватает опыта. Дальше зондажа дело не зашло. К идее контактов с гитлеровской Германией Сталин вернулся в 1939-м, но это - отдельная тема.
Самого Канделаки все вспоминают как человека умного, приятного в общении. Сталин его знал еще по дореволюционному подполью, потому и доверил "особую миссию". Лев Александрович Безыменский рассказал про письмо дочери Канделаки Тамары (уже наших лет). Та вспоминала: их с матерью Молотов как-то пригласил к себе на дачу на выходной. Был там и Сталин. Маленькая Тамара: "Товарищ Сталин, а когда папа вернется в Москву?" Сталин - очень серьезно: "Твой папа выполняет важное задание. Придется подождать". Письмо было из Казахстана: туда выслали семью Канделаки, после того как "папа" в 1937-м вернулся в Москву и был расстрелян.