Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посол Беляев заявил о фактической заморозке контактов России и Швеции
Мир
Глава МО Британии заявил об увеличении бюджета на оборону до 3% ВВП к 2034 году
Армия
Артиллеристы уничтожили два пункта управления дронами ВСУ в зоне СВО
Мир
Трамп заявил о повышении пошлины на импорт стали вдвое
Армия
Расчет БПЛА «Молния» уничтожил артиллерию ВСУ на южнодонецком направлении
Мир
СМИ узнали о планах Британии назвать РФ «насущной угрозой» в стратегическом обзоре
Мир
В Британии указали на недостаточное количество БПЛА у стран НАТО для ведения войны
Армия
Расчет БПЛА группировки войск «Днепр» уничтожил САУ ВСУ в Херсонской области
Происшествия
Рабочий погиб на строительной площадке цирка в Волгоградской области
Экономика
В России спрос на аренду загородных домов вырос на 40% в преддверии лета
Мир
СМИ назвали невозможным создание «Золотого купола» в течение второго срока Трампа
Мир
Пентагон заключил контракт на $536 млн на утилизацию авианосца Enterprise
Наука и техника
Ученый сообщил о самом крупном за год выбросе массы на Солнце в сторону Земли
Мир
СМИ узнали о подарке Карлу III от короля Бахрейна в 2023 году
Мир
Эрдоган выразил надежду на путь к миру после второго раунда переговоров по Украине
Мир
Трамп вручил Маску золотой ключ от Белого дома во время прощания
Происшествия
Тонны картофеля были выброшены в Приморском крае

Валентин Распутин, писатель: "Я стал терпимее к своим оппонентам"

С советской властью у меня в первую очередь были расхождения по национальному вопросу. Я всегда считал, что попытка упразднить национальности и превратить всех в одну семью бессмысленна. Вот, казалось бы, мы в Сибири всегда жили с бурятами в мире. Они наши соседи. Их самобытность никак не могла угрожать нашей самобытности, а наша - их. Но годы советской власти привели к тому, что буряты стали забывать собственный язык. Песни свои перестали петь. И не потому, что их заставляли эти песни забыть, а потому, что мы все советский народ, русский язык - это наш советский язык
25
Валентин Распутин, писатель: "Я стал терпимее к своим оппонентам" (фото: РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Во вторник в МХТ им. Чехова состоится премьера спектакля "Живи и помни", поставленного по знаменитой повести Валентина Распутина. Накануне премьеры с известным писателем встретилась обозреватель "Известий" Марина Давыдова. <?xml:namespace prefix = o />

известия: Вы в театр часто ходите, когда приезжаете в Москву?

Распутин: Нечасто, но хожу.

известия: В какие? Их тут много.

Распутин: Больше все-таки к Дорониной.

известия: Вы знаете наверняка, что МХАТ Дорониной и МХТ Табакова находятся не в самых приятельских отношениях. Для вас это не играло роли, когда вы узнали, что "Живи и помни" выходит у Табакова?

Распутин: Но эти театры находятся в России. И если они по-разному понимают... Хотя нет, не думаю, что они по-разному понимают Россию. Они по-разному понимают искусство. И Табаков считает, что своим искусством он служит России. И Татьяна Васильевна так считает. Просто разные методы воплощения. Я, конечно, больше на стороне Дорониной, это ближе мне. Олег Павлович несколько дальше. Но это талантливый человек. Чего уж там говорить.

известия: Вам не кажется несколько старомодным сам стиль доронинского МХАТа? Это же какое-то консервированное искусство.

Распутин: А это то, что и нужно сейчас. В этом спасение. И мне кажется, мир уже признает это. Даже самый дикий Запад уже понимает, что спасение в консервативности. Там ведь консерваторов больше, чем у нас. Я думаю, что и у Бога святые - они тоже все консерваторы. (Смеется.)

известия: Солженицын как-то назвал вас нравственником. А я вот думаю: если посадить рядом Доронину, Табакова, Додина, Захарова - это ведь очень разные художники, с разными политическими и эстетическими пристрастиями - и задавать им вопросы нравственного толка, они наверняка одинаково ответят. Почему же вопросы нравственности, вроде бы объединяющие нас, так часто становятся водоразделом в вопросах эстетических?

Распутин: Потому что эстетическое потом превращается в этическое. Что показывать и как показывать - вот в чем вопрос. Есть такая жизнь, о которой мы все знаем, но которая должна быть скрытной. Ее нельзя показывать на сцене. В зале ведь народ не только подготовленный, умеющий какие-то допуски делать в своем сердце, в душе своей, но и люди, которые будут считать, что увиденное на сцене - это и есть дозволенное. Когда мы идем в храм, мы же не позволяем себе каких-то вещей. А театр - это храм искусства. И в нем тоже каких-то вещей делать нельзя.

известия: Храм - это храм, а театр - театр. В церкви действуют свои законы, а в искусстве свои. Поверять его одной нравственной пользой невозможно. Об этом, собственно, еще Пушкин писал...

Распутин: Я вам так скажу: когда у Додина или в МХТ у Табакова идут на какие-то эксперименты, то там это могут и с блеском делать. Мастерство есть мастерство. Но когда им подражают, особенно когда подражает провинция, то чаще всего получается просто похабство.

А потом знаете, я стараюсь об этих вещах поменьше спорить сейчас. Это поначалу я спорил. Нужно так, а так ненужно. Мне кажется, сейчас атмосфера сама уже - может быть, даже без участия общества - способствует сближению полярных позиций. Этого сближения гораздо больше теперь, чем несколько лет назад. Я это чувствую...

известия: И вы можете сказать, что сами стали за последнее время терпимее к тому, кого считаете своими оппонентами? 

Распутин: Безусловно, могу. Иначе я, наверное, и не согласился бы, чтобы "Живи и помни" ставили в МХТ у Табакова. Если не идти навстречу друг другу, никогда и не встретишься.

известия: Театральная Москва полнится слухами, что вам как-то очень пришлась мхатовская постановка. Вроде и замечаний никаких не было.

Распутин: Ну какие-то замечания были, но несущественные. Текст мой. Игра хорошая. Это, безусловно, психологический театр, то есть то, что сейчас уже почти утеряно. Думаю, и у Олега Павловича во многих спектаклях утеряно. Молодые талантливые актеры...

известия: А если бы вы решили, что интерпретация текста не соответствует его смыслу и духу, вы бы запретили спектакль? В вашей жизни вообще бывали такие случаи?

Распутин: Все же до запрета никогда не доходило. Видимо, просто знали, с кем имеют дело. Я, откровенно говоря, шел на этот спектакль с некоторой опаской.

известия: Почему?

Распутин: Сам материал непростой. Сейчас, знаете, многие театры любят представлять постельные сцены. А тут такая возможность в общем была. Все-таки четыре года муж с женой не виделись. Но в Художественном театре это сделано очень деликатно.

известия: В былые годы вы воспринимались как оппонент советской власти. Теперь же те времена представляются вам куда благостнее нынешних...

Распутин: С советской властью у меня в первую очередь были расхождения по национальному вопросу. Я всегда считал, что попытка упразднить национальности и превратить всех в одну семью бессмысленна. Вот, казалось бы, мы в Сибири всегда жили с бурятами в мире. Они наши соседи. Их самобытность никак не могла угрожать нашей самобытности, а наша - их. Но годы советской власти привели к тому, что буряты стали забывать собственный язык. Песни свои перестали петь. И не потому, что их заставляли эти песни забыть, а потому, что мы все советский народ, русский  язык - это наш советский язык. Я вспоминаю, как один американский композитор хотел послушать бурятские песни. И вдруг выяснилось, что они не могут их уже петь. Не могут - и все. Я даже не представлял себе, как все запущено. Мне до того было стыдно перед этим американцем, я ведь уверял его, что мы с легкостью найдем нужный ему фольклорный материал. А сейчас другая крайность. Бурятия хочет учить в школах русских детей бурятскому языку. Зачем это, спрашивается? Ведь бурятские понятия в нашем сибирском русском языке уже давно укоренены. Мы прекрасно понимаем друг друга. А вот как бы в отместку. Был крен в одну сторону, теперь в другую.

И все же если жестко выбирать между тем миром и этим, я бы, конечно, выбрал тот мир. При советской власти в народе еще не было потеряно чувство ответственности. Еще можно было по вопросам Байкала поднять общественное мнение, а сейчас - ведут вдоль озера нефтяную трубу, ну и бог с ней. Каждый просто старается выжить поодиночке. Пошли уже просто какие-то базарные отношения.

известия: Вы всегда были защитником народа от неправедной власти. Но не кажется ли вам, что беды России  связаны не только с неправедной властью, но и с самим народом. Я приведу простой пример: таких грязных подъездов, как у нас, я нигде не видела - ни в богатой Швеции, ни в бедной Болгарии. И это невозможно объяснить ни антинародной властью, ни плохой работой муниципалитета.

Распутин: Я согласен. Идеализировать наш народ не стоит. Наше несчастье было в том всегда, что мы слишком богаты. Слишком большая территория, слишком много возможностей. Потому и крестьянин пашню мог эксплуатировать до тех пор, пока она не перестала давать урожай. Он не удобрял почву, а просто изматывал ее до самого конца. Он знал, что он потом просто рядом раздерет пашню и все. И эти традиции остались. Но есть ведь и другие традиции. И надо стараться их не втаптывать в грязь.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности