Доцент Ирина Дедюхова: "Я предчувствовала трагедию на Басманном рынке"

известия: После вашей статьи создается впечатление, что рухнуть должны сотни домов...
Дедюхова: Я с ужасом жду, когда пойдут разрушения серии 1-335 с неполным каркасом - это в основном панельные пятиэтажки. У вас их много в Новых Черемушках. А у нас в Ижевске - 42 таких дома. А как построены у вас "Алые паруса"? Они стоят в пойме Москвы-реки - небывалый эксперимент. Все держится благодаря повышенной прочности современных материалов. Возникла дамба на пути фильтрации подземных вод. Произойдет застаивание воды на очень большом массиве, и дома будут трещать. Да что говорить, очень много в России зданий, представляющих опасность.
Причем никаких мер не принимается. Наоборот - после "Трансвааля" Госстрой почему-то отменил лицензирование на проектные и строительные работы. И еще отменили преподавание в вузах теории надежности!!! Она была нашей системой расчетов предельной надежности по нагрузке и включала мощный раздел - аварии и разрушения. Мы по ним учились, а теперь этого нет. Здание рухнет, а нам скажут: ну что делать, эксперимент не прошел, зато расчистилась площадка.
известия: Вы написали, что обрушение на Басманном рынке для вас не было неожиданностью. Это действительно так?
Дедюхова: Я ждала чего-то подобного. Не именно в этом месте, а вообще. Понимаете, металл очень подвержен температурным деформациям и особенно плохо воспринимает низкотемпературные перепады. А какие у вас стояли морозы! Этот переход всегда критический. Морозы прошли - надо было провести внеплановый осмотр, потому что возможно хрупкое неожиданное разрушение. Еще в 1977-1978 годах в Ижевске произошли обрушения от перепадов температуры - сложился цех из металлокаркаса. Тоже произошло рано утром, потому что именно в это время идет смена воздушных масс. После этого у нас ввели обязательные проверки после ненормированных перепадов. Но это у нас, в Ижевске.
известия: Вот прокуратура и арестовала директора рынка, который не организовал проверку...
Дедюхова: Инициатива должна была исходить не от него, а от государственного архитектурного контроля. Где этот контроль был, хочется спросить. А директор рынка мог вообще не знать, как нужно эксплуатировать вантовое сооружение (висящая на металлических тросах кровля). Интересно, какую эксплуатационную документацию получил директор. Если ему дали копию проекта и там все четко сказано, как надо здание эксплуатировать, - это одно. А если ему просто передали рынок в собственность, то в обрушении виновна мэрия, которая избавлялась от собственности безо всякой документации. Что касается проверок - вспомните бассейн в Чусовом. Сначала его проверяли специалисты Пермского политеха и дали заключение, что здание надо срочно закрывать на реконструкцию. Владельцы быстро нашли других экспертов, которые за деньги дали нужное заключение. Теперь их посадили.
известия: Ирина Анатольевна, сейчас все специалисты встали на защиту Нодара Канчели, а вы - наоборот, почему?
Дедюхова: У него нет никакого опыта в проектировании, нет ни одной книги по вантовым конструкциям. Главные институты по вантовым конструкциям были в Киеве. Канчели брал за основу их проекты. Например, двузальный кинотеатр "Украина" в Харькове или автобусная стоянка в Киеве. Но Украина южнее, и вопрос в том, просчитал ли Канчели снеговую нагрузку или нет.
Никто не отменял ни лицензирование, ни теорию надежности
Эксперты отнеслись к статье и выступлениям госпожи Дедюховой крайне негативно.
- Во-первых, Басманный рынок рухнул, когда температура была нормальная, примерно минус 6 градусов, - заявил "Известиям" завкафедрой инженерных конструкций Московского архитектурного института профессор Александр Шубин. - По расчетной схеме элементы его оболочки, то есть тросы, работают на растяжение, и все это было учтено. А разрушение от температурного перепада может произойти разве что в районах Крайнего Севера. Во-вторых, стальные тросы находятся в бетоне, дальше идет слой утеплителя и гидроизоляция. Так что эти несущие элементы находятся в тепле. Да и сам по себе рынок отапливался. Что касается отмены лицензирования на проектные работы, то этого точно не было. Наоборот, получение лицензии ужесточили. Уже около пяти лет помимо заявки в лицензионную палату надо предоставить список сотрудников фирмы, документы о высшем образовании специалистов-проектировщиков, а также сертификат о прохождении курсов повышения квалификации. Также требуются список выполненных проектов за последнее время и отзывы о сооружениях от их заказчиков. Теорию надежности тоже никто не отменял. Это одна из составляющих СНиПов. Ходят разговоры, что наши СНиПы хотят заменить на европейские, но пока что отечественные нормы, которые жестче европейских, никто не отменял. Откройте любой учебник, даже за последний год, - там все осталось, как прежде.
Еще один эксперт, который просил не публиковать его имя, оценил тезисы госпожи Дедюховой как галиматью.
- Такое впечатление, что человек вообще не представляет, о чем говорит, - сказал эксперт.
Он уточнил, что предмет, который называется "Теория надежности", в большинстве вузов не преподается. Студенты изучают ее во время других лекций.
- В Ижевске, наверное, сначала выделили ее в отдельный предмет в качестве эксперимента, а потом отменили, - предположил эксперт.
Эксперт также напомнил, что Нодар Канчели - доктор наук, а значит, по меньшей мере 20 научных работ у него есть.