Школьники играют в ООН

Сегодня Петербург посоветует миру - как решать накопившиеся проблемы: от ситуации в Грузии до нарушений прав человека в Средней Азии. Все рецепты зафиксированы в сборнике итоговых резолюций Десятой конференции Санкт-Петербургской модели ООН. Над ними трудились 700 старшеклассников из 21 страны. Штаб "детской ООН" расположился в 157-й гимназии.
- Первые модели появились почти одновременно с настоящей ООН, в конце сороковых годов прошлого века. Возникли они в Америке, поскольку метод ролевых игр как метод обучения был там довольно популярен. В 1968 году появилась гаагская модель ООН, она стала самой крупной в Европе, сейчас на ежегодных сессиях в Гааге собираются более трех тысяч делегатов, - рассказал "Известиям" замдиректора 157-й гимназии Игорь Персиянов.
В Петербурге десять лет назад все начиналось гораздо скромнее - над глобальными мировыми проблемами ломали головы семь десятков старшеклассников (у истоков проекта стояла замдиректора 157-й гимназии Наталья Рычкова). Сейчас в российскую северную столицу приехали ребята из Америки, Ливана, Чехии, Германии, Великобритании и многих других стран. "Вирус" оказался столь заразительным, что с "детской" ООН не хотят расставаться и бывшие участники - студенты. Нынешним генеральным секретарем избрана первокурсница Медицинского университета Наталья Бакунина.
Старшеклассники вживаются в роль дипломатов, представляют конкретное государство - члена ООН. И готовят проекты решений вопросов, которые, как правило, берутся из реальной повестки дня "взрослой" ООН. Так что есть время для раздумий - чтобы подготовиться и предложить мировому сообществу свой вариант решения проблемы, оформить ее в виде резолюции. "Совет безопасности ООН" в этом году обсуждал ситуацию в Грузии, проблемы международного трибунала для лиц, обвиняемых в серьезных нарушениях гуманитарного законодательства. "Комитет по правам человека" - ситуацию с правами человека в Средней Азии, международное законодательство по вопросам усыновления, права национальных меньшинств в бывших балтийских республиках.
- Ребята обсуждают с другими "дипломатами" насущные проблемы человечества. По сути - это такая коммуникация между школьниками из разных стран в формальной и неформальной обстановке. И, конечно, уникальный опыт общения и взаимодействия. На самом деле, главный педагогический результат - те, если угодно, личностные изменения, которые происходят в школьниках, - рассказывает Игорь Персиянов. - Когда на носу экзамены, не все предметники с энтузиазмом воспринимают "политическую" деятельность одиннадцатиклассников, все-таки это требует много времени. А для дальнейшего жизненного и личностного роста - это очень мощный импульс. Многие потом выбирают публичные профессии.
Ирина Радова
Ректор ГУАП Анатолий Оводенко: “Авиационных вузов в стране восемь, аэрокосмического приборостроения - один”
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения отмечает 65-летие грандиозным мероприятием в Ледовом дворце. На слет выпускников 12 апреля приглашены семь тысяч человек - те, кто закончил вуз в разные годы. Среди гостей будут российские космонавты – в этот день университет также отмечает 45-летие полета Юрия Гагарина. Ректор Анатолий Оводенко рассказал корреспонденту “Известий” Ирине Радовой о том, почему сегодняшние абитуриенты, как и их родители, выбирают небо и ГУАП.
известия: Вуз родился за полгода до начала войны. Правители страны понимали, что пора строить самолеты?
Анатолий Оводенко: Руководство страны понимало, что война будет, и что авиация – одно из главных направлений подготовки к ней. Это была логика развития страны и вообще образования. Так совпало, что в январе сорок первого появился вуз, а в июне началась война. Но симптоматично, то когда институт вернулся из эвакуации, было четко понимание: отрасль аэрокосмического приборостроения абсолютно необходима. Сейчас вышла книга об истории нашего университета - “Первый и единственный”. Авиационных вузов в стране еще восемь, а аэрокосмическим приборостроением – то есть начинкой самолета – занимаемся только мы. И для военных, и для гражданских целей. На 45 кафедрах есть все, что отвечает за любую составляющую управления полетом, его траекторию и так далее. Мы все это сохранили и успешно развиваем на современном уровне.
известия: Современный уровень означает, в том числе, новые специальности?
Оводенко: Только за последние два месяца мы открыли две новые специальности, связанные с инноватикой, и “Логистику”. Сейчас думаеи об открытии кафедры и специальности “Нанотехнологии в водородной энергетике”. Мы находим средства для развития направлений, касающихся современных супертехнологий. Любопытно, что в ряде развитых стран прежде не было профильных вузов - химических или технологических. Технических специалистов готовили, как правило, в политехнических университетах. Сегодня ведущие страны мира – США, Германия, Франция, Китай - профилизируют политехнические вузы для подготовки инженеров для аэрокосмоса, поскольку это совершенно особая отрасль знаний, требующая своих технологий, перечня предметов и подготовки, своей науки.
известия: В последние годы ГУАП входит в первую пятерку петербургских вузов по конкурсу среди абитуриентов. Неужели нынешнее поколение прагматиков тоже притягивают небо и космос?
Оводенко: Думаю, нынешние абитуриенты не так уж прагматичны и утилитарны при выбора вуза. Во-первых, ГУАП сегодня - не просто средоточие аэрокосмических специальностей, а многопрофильный вуз. У нас, например, действует мощный юридический факультет, создана единственная в стране ассоциация международного космического права. Учитывая специфику вуза, мы сконцентрировались на отрасли юриспруденции, которая имеет отношение к аэрокосмосу. То же самое касается других непрофильных направлений подготовки – их сейчас примерно двадцать процентов в общем объеме. Во-вторых, на всех одиннадцати факультетах мы держим планку – жесткую требовательность, качество учебного процесса. Университет получил премию качества Правительства Санкт-Петербурга в области образования за 2004 год. Сейчас заканчиваем проверку вуза на предмет международного стандарта качества образования, рассчитываем получить его к апрелю. Мы еще не знаем цифр бюджетного приема этого года, но по числу участников первых туров олимпиад и слушателей подготовительных курсов, можно предположить, что конкурс при поступлении в ГУАП летом будет не ниже, чем в прошлом году. Абитуриентов к нам привлекает имидж университета и, самое главное – качество подготовки и обучения. Учиться у нас сложно, отчисляем достаточно много студентов, которые не справились с жесткими требованиями. Причем примерно 80 процентов отчисленных через некоторое время снова к нам возвращаются.
известия: ГУАП – один из немногих петербургских вузов, сохранивших военную подготовку?
Оводенко: Помимо того, что включены в список вузов, где будут создаваться учебно-военные центры, мы выиграли грант министерства обороны на сумму более двух миллионов рублей. На эти деньги будем дальше развивать направление “Метрология”. ГУАП – единственный российский вуз, который осуществляет такую подготовку. По этому направлению у нас создана мощная гражданская кафедра, ее возглавляет член-корреспондент РАН Владимир Окрепилов. Кстати, чтобы попасть на военную кафедру, студентам надо выдержать конкурс, примерно три к одному.
известия: Сейчас трудно со стопроцентной точностью предсказать - сколько и какие специалисты понадобятся стране через пять лет. Получается, у ректоров должна быть хорошая интуиция?
Оводенко: Вузы не предсказывают будущее – они его создают. Я убежден, что в том или ином виде государство обязано вернуться к госзаказу. Оно должно вкладывать средства в подготовку нужных специалистов. Думаю, в каком-то виде вернется и обязательное распределение. Отмечу, что на бирже труда нет наших выпускников. Для тех, кто сразу не трудоустроился, мы проводим ярмарку вакансий, но в основном студенты находят работу сами. Более того, у нас есть специальности настолько востребованные, что ко мне обращаются руководители крупных предприятий, малого и среднего бизнеса с просьбой подготовить специально для них студентов второго-третьего курсов, особенно по востребованным специальностям – в том числе, по защите информации. Наверное, интуиция у ректора должна быть, здесь многое зависит от политики вуза. Например, за последние пять лет мы открыли дополнительно около сорока направлений. Понимаем, что сейчас нужно стране: нанотехнологии или водородная энергетика – это мировой уровень.
известия: Университет также входит в число петербургских инновационных вузов-лидеров?
Оводенко: Сегодня совершенно очевидно, что без развития высокотехнологичных отраслей мы не сможем сойти с нефтяной иглы. Во всем мире все, что востребовано и находится на переднем крае науки, всегда было и есть в аэрокосмической технологии. У нас действует единая мощная кафедра технологии, ее возглавляет генеральный директор мощного российского технологического объединения “Авангард” Валерий Шубарев. Там работают в нескольких научных лабораториях восемь докторов наук – сотрудники ГУАП и “Авангарда”. Вот вам простой пример – что такое современная технология, и как она должна адаптироваться к новым задачам. Кроме того, мы создали инновационно-технологический центр. Там собраны сливки со всех технических факультетов, они позволят сформировать, скажем так, гвардию научного прорыва. Важно, что там работает много молодежи. Мы гордимся тем, что у нас сегодня четвертая часть преподавателей моложе тридцати лет. Большинство наших молодых преподавателей - кандидаты наук, а всего 90 процентов преподавателей имеют ученые степени.
известия: Судя по всему, в ближайшем будущем вы намерены развиваться так же стремительно, как в последнее пятилетие?
Оводенко: Занимаемся активно структурной перестройкой, сейчас решением Правительства от 9.03.06 в состав ГУАП включен колледж “Авиационного приборостроения и автоматики”. Нам удалось полностью решить проблему общежитий – и для российских, и для иностранных студентов. В этом году все общежитские здания будут реконструированы, строим новое десятиэтажное здание на улице Гастелло. Будем и дальше инвестировать в кадры и учебно-лабораторное оборудование. Понятно, что это вопрос номер один для любого технического вуза, и здесь суммы исчисляются даже не тысячами, а миллионами долларов. Ну и, наконец, нашим руководителям надо думать о молодых преемниках. Это должны быть люди, которые понимают инновационную сущность технического вуза – то есть в первую очередь ученые, а потом уже менеджеры. Сейчас в университете работают девять членов РАН. Одна из них – Лидия Чубраева – возглавила факультет систем управления. Вот такой сплав: с одной стороны, признанные академики, с другой – молодые преподаватели. Еще одно направление нашей дальнейшей жизни – иностранные студенты. У нас их были десятки, теперь сотни. Думаю, для российской высшей школы, особенно технической, важно быть привлекательной для иногородних и иностранных студентов. Если приезжают, платят деньги, значит, мы все делаем правильно.
известия: Выходит, ГУАП все же родился под счастливой звездой?
Оводенко: Надеюсь и рассчитываю на это. Мне кажется очень важным, что преподавателям у нас интересно. Практически никто из ведущих ученых не уехал за границу, не перешел в другой вуз. Многие работают в этих стенах по сорок пять лет. Те, кто приходит, надолго связывает свою судьбу с университетом. Во многом благодаря им мы стали исследовательским, системообразующим, инновационным университетом.
ЛЭТИ встретил интеллектуальную весну
В четвертый раз Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ (СПбГЭТУ), который в этом году отметит 120-летие, организовал международный фестиваль интеллектуальных игр. Он стал составной частью общеуниверситетского праздника "Весна в ЛЭТИ".
В этом году на фестиваль приехали 50 команд из Финляндии, Армении, Беларуси и России. Интеллектуалы соревновались в игре "Что? Где? Когда?" и "блицкриге". Знаменитый знаток Александр Друзь стал почетным гостем фестиваля и членом жюри.