Великая амнистия

"Указ Президиума Верховного Совета "Об амнистии". В результате упрочения советского общественного и государственного строя, повышения благосостояния и культурного уровня населения, роста сознательности граждан (...) укрепились законность и общественный правопорядок, а также значительно сократилась преступность в стране. Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях не вызывается необходимостью дальнейшее содержание в местах заключения лиц, не представляющих большой опасности для государства".
Дальше перечень статей УК, по которым подлежали освобождению осужденные различных категорий, и тех, по которым дела вообще прекращались. Под документом стояли подписи Ворошилова и Пегова (председателя и секретаря Президиума Верховного Совета), но в новейшей истории за этой амнистией закрепилось название "бериевской". Ибо инициатором ее был Лаврентий Берия, ставший после смерти Сталина первым заместителем председателя Совмина СССР и министром внутренних дел. В перестройку, помнится, ходила даже "конспирологическая" версия: дескать, он задумывал нарочно выпустить из лагерей бандитов, чтобы народ взвыл, а следом железной рукой навести порядок, завоевывая популярность. Потом заговорили про то, что лагеря были переполнены, в них уже вызревали восстания Воркутинское, Кенгирское, надо было "стравить пар". Бытует еще одно объяснение: верхи (и Берия в том числе) осознавали необходимость либерализации.
По амнистии 1953 года на волю вышли 1,2 миллиона человек. Современному читателю она памятна по замечательному фильму "Холодное лето 1953 года": вырвавшиеся из лагеря уголовники бесчинствуют в таежном поселке. Фильм не врет - случались и бесчинства, имело место резкое обострение криминогенной обстановки в стране. Но было и другое.
Ветеран "Известий" журналист-международник Борис Пиляцкин по первой профессии - адвокат. В описываемое время учился на юридическом факультете МГУ. Он вспоминает тогдашние события:
На лекциях по уголовному праву нас учили, что такой акт высшей государственной милости, как амнистия, еще со времен древней Греции непременно связан с важным событием победой в войне, праздничной датой и т.п. Амнистия 27 марта 1953 года буквально ошеломила своей невероятной неожиданностью. Ведь другого повода, кроме смерти Сталина, не было. Неужели?!
Никогда больше ни при советской власти, ни в постсоветской России не было амнистии, которая охватывала столько статей УК, даровала милосердие такому количеству людей. Для сравнения: куцая амнистия 7 июля 1945 года, приуроченная к Победе, освобождала из заключения лишь осужденных на срок не свыше 3 лет. А сейчас... Достаточно сказать, что освобождались все заключенные, осужденные за должностные и хозяйственные преступления (а это до 10 лет!). На свободу выпускались многие категории заключенных мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет. Но главная новация заключалась в статье 1. Свободу со снятием судимости обретали все осужденные на срок до 5 лет включительно. По смыслу Указа впервые освобождались политзаключенные, сидевшие в лагерях по 58-й статье. Что же касается получившей хождение версии об "амнистии бандитам и убийцам", то замечу, что в статье 7 говорилось о ее неприменении к лицам, осужденным на срок свыше пяти лет за бандитизм и умышленное убийство.
Великая амнистия марта 1953 года до сих пор не оценена по достоинству. А ведь тогда, меньше чем через три недели после похорон Сталина, народ справедливо связал ее со смертью тирана, и она стала ПЕРВЫМ знаком того, что его эпоха уходит в прошлое.
До ХХ съезда оставалось еще около трех лет.