Голая правда искусства

На днях столичные театралы, по совместительству, возможно, являющиеся эротоманами, ознакомились с очередной премьерой единственного на всю Москву "голого" театра. "Уроки настоящего русского языка" пьеса, сочиненная профессором Венского университета Владимиром Яременко-Толстым, привлекла режиссера Ганина своей актуальностью. Студентам в вузах недокладывают знаний, и скоро никакой диплом не сможет гарантировать им достойное трудоустройство. Плохо учат в Москве, плохо учат в Вене, и в Сорбонне та же проблема, о чем в антракте по громкой связи вещал профессор тамошнего славянского отделения.
Театр Ганина никогда не был профессиональным в полном смысле слова, однако на сей раз герои и исполнители слиты до нерасторжимости. В "Уроках..." заняты настоящие студенты, волонтеры. "В знак протеста они выйдут на сцену голыми", анонсирует программка. Интересно, в знак чего у Ганина играли голыми раньше?
Представьте себе гайдаевскую короткометражку "Наваждение", где Лида и Шурик перемещались бы по городу абсолютно ню. Или, дабы не впадать в кощунство, - сериал "Студенты" с пометкой ХХХ. Правда, особой эстетической ценности тела не представляют, так что об отсутствии на них одежды через пять минут забываешь. А ненормативной лексикой у Ганина всегда умели пользоваться с толком. Не похабно, но смешно.
В спектакле разъясняется этимология самых популярных русских народных слов, а также сообщается множество интереснейших подробностей из истории Государства Российского. Оказывается, эта самая история была хоть и грубовата, зато очень сексуальна...
Главную роль в "Уроках..." сыграл студент РГГУ, лицо австрийской национальности. Зовут его Феликс, и он крайне озабочен вопросом: почему русский язык, который он слышит в университетских аудиториях, и не менее русский, звучащий на улицах, столь различны? Слова, которые Феликс выучил благодаря режиссеру Ганину, вряд ли обеспечат ему блестящую карьеру, но в темных переулках и в московском метро явно пригодятся.
Из трех партнеров Феликса по сцене одна девушка на данный момент бездельничает в академическом отпуске, а еще двое мальчик и девочка готовятся, между прочим, стать педагогами. Будут великий русский язык и не менее великую литературу в средних школах преподавать. Фамилии исполнителей, по их настоятельной просьбе, мною умалчиваются. Не ровен час из вузов повыгоняют...
Театр Кирилла Ганина возник вскоре после распада СССР. С тех пор здесь сыграна уйма премьер: "Фауст", "Лолита", "Алиса в Стране чудес", "Мадлен Олбрайт в постели с Клинтоном", "Мастер и Маргарита" (после чего наследники Булгакова подали в суд), "Муха-цокотуха" (подали в суд, как вы понимаете, правопреемники Чуковского, и спектакль пришлось срочно переименовывать в "Муху-потаскуху"). Последнее громкое дело против Ганина инициировала детективщица Дарья Донцова. Но там обстоятельства путаные. То ли Ганин Донцову со сцены оскорбил, то ли она первая его в очередном романе прокатила. В общем, квиты.
Пару лет назад творение Кирилла Ганина "Ленин в сексе" страшно возбудило Николая Губенко. Он даже направил тогдашнему министру внутренних дел Борису Грызлову официальную ноту прикройте гнездо разврата. "Заявились менты, посмеялись и ушли, рассказывает Ганин. Больше нас не трогали".
В том же сезоне на сцену "Концептуально-эротического театра" вышел сам Виктор Черепков. В ганинской концепции "Ревизора" бывшему владивостокскому мэру досталась роль Городничего. От стриптиза его, правда, освободили. На предпремьерный вопрос одной журналистки: "Виктор Иванович, а вы раздеваться будете?" Черепков тогда с гордостью ответил: "Не дождетесь! Меня уже десять лет пытаются раздеть и власти, и прокуратура, а ничего не получается..."
Вершиной творчества Ганина можно считать уморительно смешной спектакль "Эротические приключения Рыбкина в Киеве". Наутро после премьеры режиссер, который всю жизнь вытаскивал из почтового ящика только судебные повестки, ни разу не тратил на постановочные нужды больше 500 рублей и даже успел полежать в Институте Сербского, проснулся знаменитым...
То ли Кирилл Ганин взрослеет, то ли времена у нас меняются, но "Концептуально-эротический театр" год от года становится все более лиричным. В "Уроках настоящего русского языка" главное не обнаженная плоть, не идиоматические выражения, не шок и трепет, а студенческие романы, которые завязываются под Love Me Tender... Есть на свете один интернациональный язык язык любви. Не надо никакого эсперанто, когда разговаривают сердца. Правда, языку любви в вузах не учат.