Они любить умеют только мэтров

Так говорила Маска
Чем старше становится "Золотая маска", тем более пышными оказываются ее церемонии
Нынешнюю церемонию в филиале Большого театра поставил Дмитрий Бертман, в котором склонность к авангардным сценическим выходкам мирно уживается с любовью к гламуру. Сочетание оказалось счастливым. Глаз к концу вечера буквально изнемог от созерцания костюмированной массовки и многочисленных плазменных экранов, на одном из которых (конечно же самом большом) красовалась эмблема национальной театральной премии. Пафосная красота то и дело оттенялась иронией.
Главной находкой Бертмана оказалась сама Золотая Маска она заговорила. Отчего сразу же оказалась похожа на Уста истины. Вручанты уже не вскрывали конверты с заветным именем, а вместе с залом узнавали судьбу номинантов от оракула времен цифровых технологий. С помощью незатейливой анимации уста называли имя лауреата, и их голос казался гласом свыше. Особенно леденили душу слова ожившей Маски: "В этой номинации премию решено не вручать". В такие минуты о существовании жюри как-то забывалось. Вот уж воистину есть высший судия.
Валентин Гафт, Игорь Костолевский, Инна Чурикова, Галина Тюнина, Николай Цискаридзе, Ольга Свиблова в общем, все выходившие на сцену театральные и медийные лица внимали оракулу с каким-то почтительным благоговением, так что удачная сценарная находка оказалась еще и сильным PR-ходом. Такую Маску нельзя не уважать.
Церемония тем временем текла своим чередом. Окруженного живописной толпой голосистого Зураба Соткилаву сменял на сцене одинокая звезда ушедшей эпохи Лев Лещенко. Пародию на финальные гекатомбы великих опер (Кармен, Травиата, Норма в общем, все-все-все умерли тут разом) экспрессивные прыжки балета "TODES". Балерин в пачках, певиц в вечерних платьях и пианистов во фраках на вечере, как несложно догадаться, не было. Зато в финале на сцену вдруг выкатили восковые фигуры Станиславского и Немировича и предложили лауреатам с ними сфотографироваться. Фигура Станиславского, надо сказать, была исполнена столь реалистично, что, столкнувшись с ней за кулисами незадолго до финала, мы с приятелем буквально потеряли дар речи.
По окончании церемонии я подвозила в гостиницу прекрасного немецкого режиссера Михаэля Тальхаймера, чей спектакль "Эмилия Галотти" получил премию в номинации "Лучший зарубежный спектакль, показанный в России". Тальхаймер трепетно прижимал к груди увесистую бархатную коробку с "Маской". Он вообще был очень тронут этой наградой и приехал получать ее с мамой, которая весь вечер не могла отвести от сцены глаз. "А как вам церемония?" допытывались они. Сами же то и дело роняли: It was so bizarre (это было так причудливо), It was so interesting (это было так интересно) и еще несколько раз не нуждающееся в переводе слово kitsch. Дело в том, что устраивать церемонии так, как их устраивают у нас, почти нигде не принято. Вот совсем недавно в Турине вручали престижнейшую награду "Европа театру" (ее получили в этом году Гарольд Пинтер и Жозеф Надж). Скука, признаться, была смертная. На сцене огромный стол президиума. За ним 14 человек. Все произносят речи. Вот вам и церемония. После такого наше желание сделать нам красиво и весело воспринимаешь с благодарностью. Узнав, что увиденное только что на сцене на следующий день покажут по одному из центральных каналов, Тальхаймер с мамой и вовсе пришли в восторг. "У нас это было бы решительно невозможно", заявили они. В общем, русский церемониальный китч пришелся сдержанным немцам очень по душе. Ну а мы с ним и так давно уже сроднились.
Они любить умеют только мэтров
Сначала о решении, порадовавшем, кажется, всех. Ну, или почти всех. Премию в номинации "Новация" получил Андрей Могучий за спектакль "Между собакой и волком". Хотя победу эту многие предсказывали, она досталась Могучему в нелегкой борьбе.
"Новация" в этом году оказалась довольно сильной. Кроме "Собаки", в ней были представлены спектакль по пьесе самого талантливого драматурга нового поколения Ивана Вырыпаева "Бытие N 2", необычное театральное сочинение Дмитрия Крымова "Недосказки" и всегдашний номинант и лауреат "Маски" театр "Тень" с презабавнейшей "Смертью Полифема", где роль Циклопа сыграли ноги Николая Цискаридзе. Жюри тем не менее верно решило, что тут, как в фигурном катании, надо оценивать не только чистоту прыжка, но и его сложность. Поскольку в "Собаке и волке" решены сложнейшие постановочные задачи, ему досталась помимо первой "Маски" еще и вторая — премия критики. Что лишь подтверждает неслучайность выбора жюри.
Могучий, увы, стал единственным представителем нового театрального поколения, который удостоился расположения высоких судей в драматической номинации. Все прочие награды достались мэтрам. В некоторых случаях — достались более чем справедливо. Алисе Фрейндлих, получившей "Маску" за моноспектакль "Оскар и Розовая дама", зал устроил настоящую овацию. Я не припомню другого случая, когда актриса или актер, уже получившие национальную премию "За честь и достоинство", потом удостаивались этой награды вновь — уже как реальный участник театрального процесса. Фрейндлих это удалось. Трудно не порадоваться и за Василия Бочкарева, ставшего лауреатом "Маски" за роль Прибыткова в "Последней жертве". Сам спектакль, что интересно, на "Маску" выдвинут не был. Из этого можно сделать оптимистический вывод, что остались еще в нашем театре актеры, умеющие интересно играть роли вне интересной режиссуры. Их становится все меньше и меньше и скоро не станет вовсе. Василий Бочкарев — из последних могикан.
Дальше мы переходим к самым важным и опасным номинациям — лучший режиссер и лучший спектакль. И тут победу мэтров можно признать лишь с некоторыми оговорками. Лучшим режиссером был назван Петр Фоменко, лучшим спектаклем большой формы — его же "Три сестры". В малой форме одержал победу спектакль "Шинель". И что тут, спрашивается, возразишь? Разве не достойны "Маски" Фокин и Неелова? Но все время не оставляет досадное ощущение, что неправильно было оставлять за бортом спектакль "Мальчики" Сергея Женовача, который явил нам образец тонкого и умного психологизма. Ничуть не менее интересного, чем формальные выверты "Шинели". Разве не достоин награды постановщик "Трех сестер"? Да он и десяти наград достоин. "Я счастлив стоять на сцене, на которой до меня стоял господин Фоменко", — сказал интендант Дойчес-театра, получавший вместе с Михаэлем Тальхаймером "Маску" за "Эмилию Галотти". Интенданта можно понять. Фоменко уже не просто режиссер. Он — легенда театрального мира, и любовь к нему — это в значительной степени любовь к легенде. А все же одну из двух его "Масок" надо было бы отдать Кириллу Серебренникову.
Вот ведь удивительное дело. Человек поставил в прошлом сезоне три очень яркие работы, каждая из которых вызвала целую бурю в прессе. Ему между тем вручили утешительный спецприз (еще один спецприз достался Евгению Марчелли — за очень любопытные спектакли "Фрекен Жюли" и "Вишневый сад", поставленные в Омской драме). Эта удивительная несовместимость вкусов российской театральной общественности со стилем молодого и, безусловно, талантливого режиссера — предмет отдельных размышлений. Но то, что главные действующие лица прошлого сезона вчистую проиграли легендам, ясно свидетельствует о предпочтениях нынешнего жюри: они любить умеют только мэтров.
Приправа вместо основного блюда
Оперная программа "ЗМ" в этом году была на редкость обширна: девять спектаклей из Москвы, Питера, Перми и Уфы. Провинция и небольшие столичные театры блистали в первую очередь жесткими режиссерскими концепциями с большим количеством полуголых женских тел и прочих смелостей.
Несмотря на присутствие в афише большого специалиста в этой области Дмитрия Бертмана с геликоновским спектаклем "Упавший с неба" (по "Повести о настоящем человеке" Прокофьева), главными выглядели "Травиата" из театра "Санкт-Петербург Опера" в постановке Юрия Александрова и пермская "Кармен" в постановке Георгия Исаакяна. Впрочем, все это оставило жюри совершенно равнодушным. Та же судьба постигла по-детски беспечную "Волшебную флейту" из Уфы, сделанную немецким режиссером Уве Шварцем и (что грустно) невероятно изящного пермского "Соловья" Стравинского, поставленного хореографом Татьяной Багановой и по этой причине выглядевшего скорее балетом, чем оперой.
По две постановки представили главные театры страны. Большой — "Мадам Баттерфляй" Пуччини, классический спектакль Боба Уилсона, адаптированный им для российской сцены, и "Детей Розенталя" Леонида Десятникова в постановке Эймунтаса Някрошюса. Обе работы тоже главных призов не получили. Ну Уилсону, положим, они не очень и нужны (номинирован был спектакль, но не режиссерская работа). А вот ради Десятникова жюри имело все основания воспользоваться (однако не воспользовалось) одним из своих спецпризов: вошло бы это награждении в историю — ведь по понятным причинам номинации "композитор" в масочном списке нет. Да и дирижерскую работу Ведерникова в этом спектакле не стыдно бы было поощрить. Но с дирижерами жюри проявило необычайную строгость — не награжден никто. А так как вовсе проигнорировать "Детей" было бы, видимо, неловко, то спецприз выдали на весь спектакль сразу с утешительной формулировкой "за инициативу в развитии современной российской оперы".
Подобный же спецприз с еще более фантастической формулировкой — "за музыкальное событие сезона 2004-2005" (ею жюри, если вдуматься, расписалось в собственной несостоятельности) — получили мариинские "Тристан и Изольда" Вагнера в постановке многолетнего "масочного" победителя Дмитрия Чернякова. Из четырех номинаций, по которым был выдвинут спектакль, одобрение жюри вызвала только Лариса Гоголевская, получившая "Маску" за тот подвиг, что она совершила на сцене в роли Изольды (мужчин, как и дирижеров, решили в этом году не награждать). Впрочем, Черняков за последние годы набрал такой вес в театральном мире, что ему уже впору выходить из "масочной" игры.
Главное же одобрение "Маски" в этом году получило "Путешествие в Реймс" Россини ("Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссера") — милый молодежный капустник, сделанный силами Академии молодых певцов Мариинки и французского постановщика Алена Маратра. Это спектакль совсем другой весовой категории, чем "Тристан", и был привезен в качестве то ли нагрузки, то ли приправы к нему — иначе Гергиева, радеющего за свою молодежь, было не заманить в Москву. Таким образом, приправу приняли за основное блюдо, а два самых громких спектакля прошлого года — "Тристан" и "Дети Розенталя" — оказались стыдливо вынесены в последние, необязательные премиальные строчки. Такого казуса в истории оперной "Маски" еще не случалось.
На танцевальном фронте без перемен
Главной приметой нынешней балетной "ЗМ" можно считать средневзвешенность. Не было повергающих в культурных шок премьер, но не случилось и откровенно громких провалов.
Из ярких впечатлений отмечу "Ромео и Джульетту" Красноярского театра оперы и балета и по достоинству награжденную работу художника Семена Пастуха в "Болте" Большого театра. Жизнерадостный "Сон в летнюю ночь", некогда поставленный Джоном Ноймайером в Гамбурге, в БТ растворился без остатка. Взамен явился балет по-менторски нудный и, что удивительно для пропитанного эротикой сюжета, стерильный. Причина столь разительной метаморфозы кроется в простом факте: наши балетные прежде всего танцовщики и уже затем люди. Не могут они так подать заученные движения, чтобы все поняли: это их, артистов, свободное самовыражение.
Одноактовки Мариинского театра "APPROXIMATE SONATA" Уильяма Форсайта и "REVERENCE" его молодого коллеги Дэвида Доусона приводят в неописуемый восторг сторонников европейского развития отечественного балета. Им, в частности, не важно, что по сравнению с форсайтовцами наши движутся как в замедленной киносъемке, а по уровню энергетики соотносятся с ними как автомобильный выхлоп с атомным взрывом. Главное, что вхождение в мир Форсайта освобождает от движенческих и психологических шор, вживленных в отечественных артистов на генетическом уровне. В прошлом году это ученичество уже было отмечено "Маской". Еще одна премия за тот же процесс — непозволительная роскошь.
Эксперты "ЗМ", похоже, неравнодушны к покойному Евгению Панфилову. Только так можно объяснить появление в программе, а затем и в списке лауреатов его "Клетки для попугаев", неровного и сумбурного спектакля, поставленного еще в начале 1990-х.
Борис Эйфман показал очередную "психоэротодраму" — "Анна Каренина". Награду получила исполнительница заглавной роли Мария Абашова. В мужском разделе жюри выбирало между осваивающим международные стандарты Александром Сергеевым ("Reverence"), нервным Денисом Савиным ("Болт") и в итоге победившим аккуратным Яном Годовским ("Сон..."). Работы хорошие, но не более того. Главное достижение отчетного сезона — легконогий сорванец Лизандр в "Сне..." (Иван Урбан) — почему-то выпало из поля зрения экспертов национальной премии.
Светлана Наборщикова
Кто получил "Маску"
ДРАМА
спектакль большой формы
"Три сестры", Театр "Мастерская Петра Фоменко", Москва
спектакль малой формы
"Шинель", Театр "Современник" и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
работа режиссера
Петр Фоменко — "Три сестры"
женская роль
Алиса Фрейндлих — "Оскар и Розовая дама", Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
мужская роль
Василий Бочкарев — Прибытков, "Последняя жертва", Малый театр, Москва
работа художника
Александр Боровский — "Шинель"
ОПЕРА
спектакль
"Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
работа режиссера
Ален Маратра — "Путешествие в Реймс"
женская роль
Лариса Гоголевская — "Тристан и Изольда", Мариинский театр, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ
спектакль
"Ночь открытых дверей", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
работа режиссера
Леонид Квинихидзе — "Фигаро здесь!", Театр музыкальной комедии, Новосибирск
женская роль
Вероника Гришуленко — Розина, "Фигаро здесь!"
мужская роль
Владимир Смолин — Эбенезер Скрудж, "Ночь открытых дверей"
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
балет, спектакль
"Сон в летнюю ночь", Большой театр, Москва
современный танец, спектакль
"Клетка для попугаев", Балет Евгения Панфилова, Пермь
работа балетмейстера/хореографа
Дэвид Доусон — "Reverence", Мариинский театр, Санкт-Петербург
женская роль
Мария Абашова — "Анна Каренина", Театр Балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
мужская роль
Ян Годовский — Филострат (Пэк), "Сон в летнюю ночь"
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Семен Пастух — "Болт", Большой театр, Москва
Специальная Премия Жюри музыкального театра
Мариинский театр — "за музыкальное событие сезона 2004-2005 - воплощение оперы Р. Вагнера "Тристан и Изольда"
Большой театр — "за инициативу в развитии современной российской оперы — "Дети Розенталя" Л. Десятникова и В. Сорокина
КОНКУРС НОВАЦИЯ
"Между собакой и волком", "Формальный театр", Санкт-Петербург
ПРИЗ КРИТИКОВ И ЖУРНАЛИСТОВ
"Между собакой и волком", "Формальный театр", Санкт-Петербург
Приз зрительских симпатий Nescafe Gold
"Оскар и Розовая дама", Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премия "За честь и достоинство" — Людмила Иосифовна Макарова
Премия "За честь и достоинство" -- Наталья Ивановна Терентьева
Премия "За поддержку театрального искусства России" -- Муртаза Губайдуллович Рахимов, Президент Республики Башкортостан
Премия "За поддержку театрального искусства России" -- Сбербанк России
Премия "За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2005 году" -- "Эмилия Галотти", Дойчес Театр Берлин, Германия — режиссер Михаэль Тальхаймер