Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Конгресс США одобрил продажу Польше крылатых ракет
Мир
Мелони лично заявила Макрону о несогласии с его словами об Украине
Мир
Свыше 70 учеников и педагогов отравились в ходе школьной поездки на юге Италии
Политика
Лавров поспорил с Небензей о легитимности Зеленского
Мир
На севере Франции из-за шторма приостановили движение поездов
Общество
Министр культуры РФ заявила о неготовности включить цирки в «Пушкинскую карту»
Происшествия
Подросток пострадал при сбросе взрывчатки с украинского БПЛА по Донецку
Мир
Германия объявила о передаче Украине крупного пакета военной помощи
Общество
Двух мужчин наградили медалью «Доблесть и отвага» за помощь людям при теракте
Мир
Глава МИД Латвии Кариньш подал в отставку
Мир
В Польше временно разблокировали КПП «Угринов-Долгобичув» на границе с Украиной
Интернет и технологии
Роскомнадзор заблокировал 11 Telegram-каналов после теракта в «Крокусе»
Армия
«Адмиралтейские верфи» провели закладку автономного глубоководного аппарата для ВМФ
Общество
При теракте в «Крокусе» погиб начальник управления дорожного хозяйства Люберец
Мир
Минимум 11 человек погибли на Мадагаскаре в результате циклона «Гамане»
Мир
Умер экс-футболист «Ливерпуля» и сборной Англии Ларри Ллойд

"В Москве могут вернуться к практике отстрела бездомных собак"

С должности руководителя отдела городской фауны департамента ЖКХ Москвы уволена Татьяна Павлова. Структур, подобных этому отделу, образованному по распоряжению мэра Юрия Лужкова в 1999 году, в России больше нет. Шесть лет назад его и возглавила Павлова - выпускница МГИМО, разработчик всех подготовленных отделом нормативно-правовых документов и проекта городского закона "О содержании домашних животных в Москве". И сегодня в зоозащитных кругах столицы нарастает паника: не собирается ли Москва отказаться от провозглашенного несколько лет назад гуманного отношения к четвероногим бомжам (программы стерилизации) и вновь поставить на поток убийство бездомных собак и кошек?
0
Сегодня в зоозащитных кругах столицы нарастает паника: не собирается ли Москва отказаться от провозглашенного несколько лет назад гуманного отношения к четвероногим бомжам и вновь поставить на поток убийство бездомных собак и кошек? (фото: Владислав Новый "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С должности руководителя отдела городской фауны департамента ЖКХ Москвы уволена Татьяна Павлова. Структур, подобных этому отделу, образованному по распоряжению мэра Юрия Лужкова в 1999 году, в России больше нет. Шесть лет назад его и возглавила Павлова - выпускница МГИМО, разработчик всех подготовленных отделом нормативно-правовых документов и проекта городского закона "О содержании домашних животных в Москве" (федерального закона о животных в России нет). И сегодня в зоозащитных кругах столицы нарастает паника: не собирается ли Москва отказаться от провозглашенного несколько лет назад гуманного отношения к четвероногим бомжам (программы стерилизации) и вновь поставить на поток убийство бездомных собак и кошек? Основания думать, что программа стерилизации собак будет свернута, имеются, призналась Татьяна Павлова в своем первом после увольнения интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.

Татьяна Павлова: Речь о моем возвращении в департамент или на другую государственную должность не идет. Речь о том, чтобы не перечеркнули всю нашу работу. Программу стерилизации бездомных животных поддерживает мэр Москвы. Письма в поддержку гуманного отношения к животным, когда в городе их еще убивали, подписывали по 40 народных артистов. Но отдельные чиновники саботируют и явно хотят "закопать" эту программу. Хотя именно в этом году она начала давать первые результаты. Мы впервые заказали мониторинг городской популяции бездомных собак. Им занимается Институт проблем экологии и эволюции им. Северцова, который абсолютно беспристрастен (о сути исследования "Известия" писали 03.02.06). Судя по его предварительным итогам, популяция беспризорных собак в нашем огромном городе не выросла (их число составляет 20-25 тыс.), перестала мигрировать, в ней почти 50% сук стерилизовано, все меньше щенков и собачьих "свадеб". Недавно по всем телеканалам показали Ульяновск, где столько бездомных животных, что их отстреливают из огнестрельного оружия, но все равно никак не могут справиться с ростом популяции. В Сочи, где регистрируется рост заболеваний бешенством, собаки реагируют на истребление безумным всплеском размножения, и каждый год их отлавливают и убивают все больше и больше. А Москва, которая не убивает, а стерилизует, справляется.

известия: Но ведь задача была сократить популяцию?

Павлова: Нынешний год - переломный. Очень скоро всем будет видно, что число бездомных животных снижается. Конечно, аналогичную программу необходимо принять и в Московской области, а столичные законодатели должны наконец утвердить закон "О содержании домашних животных в Москве", чтобы граждан, которые привозят с дач нестерилизованных самок и их потомство, можно было жестко штрафовать. Нужны приюты, строительство которых в этом году по существу только началось. Еще год-два, и программа стерилизации окончательно приживется в столице, ее уже не убьешь, и потом она завоюет всю Российскую Федерацию. Но если сейчас, в данный конкретный момент, переломить ей хребет, она больше не возникнет ни в одном нашем городе. И Россия - как проклятая страна - будет продолжать убивать животных.

известия: Вы не сгущаете краски?

Павлова: Судите сами. 16 января в нашем департаменте был провален конкурс на содержание животных в приютах. Деньги из городского бюджета не получили в итоге три больших приюта, где содержались городские животные, в том числе единственный в городе государственный - на Рассветной аллее, куда животные попадают после смерти владельцев или изымаются по решению суда. Все они были участниками тендера, но их конверты даже не вскрыли - по технической причине конкурс был признан несостоявшимся. Потом в Москве грянули адские холода. А денег, заложенных в бюджет, нет - ни для животных, ни для людей, работающих на 30-градусном морозе. Я благодарна людям и организациям, которые все-таки помогли тысяче животных в трех приютах выжить, заплатив за корма. Но городские деньги были отпущены только 20 марта - после того, как вмешались общественные организации. Ну и мэра побоялись: если бы эта история дошла до него, мало никому не показалось бы. Вот так начался Год собаки.

А потом телеканалы запестрели наводящими ужас историями про покусанных людей, про 100 тысяч московских бездомных собак и про бессилие программы стерилизации. Затем в Северо-Восточном округе педагог Лидия Попова вступилась за стерилизованных бездомных собак, которых вместе с нарядом милиции и ловцами приехал забирать сам глава управы "Ростокино", и теперь против этой женщины возбуждено уголовное дело по такому количеству статей, что ей реально грозит 5 лет лишения свободы. Кроме того, этой весной по городу пошла волна так называемых серых отловов. Мне на мобильный люди стали сообщать о фирмах, которые параллельно нашей программе стерилизации по просьбе ДЕЗов и предприятий приезжают, отлавливают и порой прямо на месте убивают бездомных собак. Пик этих жалоб пришелся на март. Раньше наш отдел реагировал на них очень быстро - мы собирали адреса, номера машин и отправляли их в ГУВД. Одно из уголовных дел - о расстреле собак на Ленинградском шоссе, которое, кстати, началось со статьи "Псовая охота" в "Известиях", закончилось тем, что потерпевшим впервые в московской истории был признан наш департамент, то есть, в конечном счете, город - как собственник этих животных. После того громкого "ленинградского дела" четыре года была тишина. Убивать животных боялись. И вдруг этой весной бояться перестали. Почему?

известия: Вы знаете ответ?

Павлова: Начнем с того, что бояться теперь нечего - запросы на синих бланках правительства Москвы больше не посыпятся из отдела городской фауны ни в ГУВД, ни в прокуратуру. В свое время уголовное дело об убийстве собаки по имени Мальчик на станции метро "Менделеевская", о котором первыми написали "Известия", сопровождалось массой наших запросов - в прокуратуру, в следственные органы, в ГУВД на метрополитене. А на недавнюю историю с охранником на станции метро "Коньково", насмерть забившим собаку рукояткой ножа, из нашего департамента не последовало ни одного запроса. Потому что отделу в новой структуре департамента приходит конец.

И, главное, я вижу явную тенденцию. В конце марта, когда меня отпустили на пять дней в отпуск, в Мосгордуме прошли слушания о содержании домашних животных в городе. После слушаний председатель думской комиссии по здравоохранению Людмила Стебенкова сообщила журналистам, что жители города ставят вопрос о том, чтобы вернуться к практике умерщвления бездомных животных.

А через две недели после моего увольнения на одном из высоких совещаний был поставлен вопрос о том, что проблему регулирования численности бездомных животных нужно из нашего департамента передать в префектуры. Но так ведь и было до 2002 года, когда ловил и стерилизовал собак каждый округ. Пока городская Контрольно-счетная палата не выяснила, что деньги-то осваиваются, а собак не стерилизуют. По решению КСП мы и создали централизованную систему. Разговоры, что все нужно переиграть, приведут к одному: опять не будет ни стерилизации, ни контроля. А выходом окажется отстрел.

Боюсь, если Юрий Лужков не отреагирует на все это, Москва очень скоро перестанет быть единственным в России местом, где начала продвигаться программа стерилизации. За шесть лет работы в отделе ко мне не раз приходили документы с рукописными резолюциями Лужкова, однозначно говорящими о том, что мэр не считает возможным убивать бездомных животных, а станет регулировать их численность гуманными методами. Что это не пустячный, а крайне важный для города вопрос, который должен быть решен цивилизованным - европейским - способом. Эта твердая позиция мэра с моей личной человеческой совпадает абсолютно.

"А мы кричим, откуда у нас скинхеды?!"

Роксана Бабаян,
певица, президент Российской лиги защиты животных:

Потрясающе, что Москва первая приняла программу стерилизации, что за столицей по этой дороге идут уже семь субъектов федерации. В наш офис звонят из разных регионов, просят прислать документы, переговорить с их губернаторами, чтобы и у них бродячих собак тоже перестали убивать - они санитары города, уничтожающие наши бесконечные помойки, и на их место приходят крысы. Но, на мой взгляд, даже не это главное: гуманное отношение к слабому воспитывает человека. Если на глазах у ребенка собаку отстреливают профессиональные дяди, то он, и так живущий в жестком прессинге агрессии вокруг, потом сам берет винтовку и начинает стрелять. А мы кричим, откуда у нас скинхеды?! Ребенок, родители которого однажды вышвырнули из дома щенка, усвоит, что в трудной ситуации от слабого легко можно избавиться. Повзрослев, он со спокойной совестью отдаст своего папу в дом престарелых и забудет о нем. В Лондоне я видела огромную очередь людей, желающих взять животных из приюта. Это престижно, за это тебя будут уважать окружающие. Конечно, на то, чтобы и мы осознали, что общество может развиваться только тогда, когда занимается проблемами слабых, нужно время. Но Россия должна пройти этот путь. Поэтому нельзя Москве поддаваться никаким оголтелым настроениям и прерывать программу стерилизации.

Владимир Уражевский,
президент Союза кинологических организаций России:

- Стерилизация - гуманный и трезвый подход к проблеме, хотя есть, конечно, граждане, которым это не нравится, потому что на улицах еще много собак. Для изменения ситуации не хватает приютов. В решении этого вопроса активно участвовали отдел городской фауны и его руководитель Татьяна Павлова и департамент природы и экологии и его министр Леонид Бочин. Нашлись спонсоры, готовые выделить деньги на строительство приютов. Но пройти весь бюрократический круг, чтобы оформить землю и наконец-то построить приюты, в столице малореально. То есть Москва сама у себя не может оформить землю. Среди столичных чиновников есть нормальные, здравые люди, они стараются решать проблемы, но аппарат, сама система не дают этого сделать. Вот что страшно.

Комментарии
Прямой эфир