Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Около 100 моторов для Ми-8 требуют срочной замены
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Заря в ДНР
Политика
Политолог назвал срыв переговоров с Россией главной задачей киевского режима
Мир
В Гватемале объявлена эвакуация населения в связи с извержением вулкана Фуэго
Армия
Командир танкового полка Дараев представлен к званию Героя России
Политика
Захарова заявила о желании Зеленского увеличить число жертв среди боевиков ВСУ
Политика
В ГД предложили запретить въезд иностранцам за оскорбление России
Политика
Глава РФПИ Дмитриев назвал диалог Путина и Трампа возможностью для деэскалации
Мир
Вэнс назвал безумием выделение Байденом $300 млрд Киеву на военную помощь
Мир
Фицо поддержал резолюцию парламента Словакии об отказе от санкций против РФ
Политика
СРЗП поддержит законопроект об аресте имущества уехавших из РФ правонарушителей во втором чтении
Экономика
Рост числа китайских автомобилей в России повысил цены на АИ-92
Мир
Орбан заявил о разрушении Венгрии и всей Европы из-за санкций против РФ
Спорт
Алькарас победил Синнера и защитил титул чемпиона «Ролан Гаррос»
Армия
Пушилин сообщил о продвижении ВС России на двух направлениях
Мир
Самолет минимум с 16 пассажирами на борту упал в американском штате Теннесси
Спорт
Сборная Португалии победила Испанию в финале Лиги наций по пенальти

Плавучая "Хиросима" капитана Затеева

В 1955 году СССР вступил в стратегическую гонку за подводные глубины. К этому моменту в США уже была построена первая атомная подводная лодка "Наутилус". Летом 1958 года она совершила свой первый трансарктический поход - через Северный полюс и начала регулярное подводное патрулирование в Арктике. Этот факт заставил руководство СССР и ВМФ закрыть глаза на все существующие проблемы в деле создания современных АПЛ. Перед промышленностью была поставлена задача строить корабли любой ценой, а выявляемые недостатки их конструкции устранять во время эксплуатации. Так появилась на свет лодка К-19 - "плавучая Хиросима", повидавшая за свою жизнь столько аварий, сколько не набралось бы на целый флот. Но самую большую трагедию К-19 пережила 4 июля 1961 года - эта авария могла закончиться третьей мировой войной, если бы не экипаж, который ценой собственных жизней остановил разрушение ядерного реактора и предотвратил взрыв. К-19 спустили на воду в октябре 1959 года. Это был первый подводный атомный корабль с баллистическими ракетами на борту, способными сокрушить все живое в радиусе нескольких тысяч километров. Ядерный реактор лодки К-19 позволял совершать самые дерзкие походы в любые точки Земли.
26
К-19 была обречена с рождения (фото Никита Рыбаков)
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 1955 году СССР вступил в стратегическую гонку за подводные глубины. К этому моменту в США уже была построена первая атомная подводная лодка "Наутилус". Летом 1958 года она совершила свой первый трансарктический поход - через Северный полюс и начала регулярное подводное патрулирование в Арктике. Этот факт заставил руководство СССР и ВМФ закрыть глаза на все существующие проблемы в деле создания современных АПЛ. Перед промышленностью была поставлена задача строить корабли любой ценой, а выявляемые недостатки их конструкции устранять во время эксплуатации. Так появилась на свет лодка К-19 - "плавучая Хиросима", повидавшая за свою жизнь столько аварий, сколько не набралось бы на целый флот. Но самую большую трагедию К-19 пережила 4 июля 1961 года - эта авария могла закончиться третьей мировой войной, если бы не экипаж, который ценой собственных жизней остановил разрушение ядерного реактора и предотвратил взрыв.

К-19 спустили на воду в октябре 1959 года. Это был первый подводный атомный корабль с баллистическими ракетами на борту, способными сокрушить все живое в радиусе нескольких тысяч километров. Ядерный реактор лодки К-19 позволял совершать самые дерзкие походы в любые точки Земли в скрытном положении, находясь в толще вод Мирового океана. Спуская на воду К-19, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении подводный атомоход "Наутилус" и атомную подводную лодку "Джордж Вашингтон". Последняя несла на борту три баллистические ракеты, и эти ракеты лишили сна лидера СССР Никиту Хрущева. Успешные испытательные пуски ракет "Полярис" с радиусом действия в 1500 миль с борта "Джорджа Вашингтона", появление ракет "Полярис А3" и "Посейдон С3" с радиусом действия в 2800 миль, "Трайдент С4" (3800 миль) не могли не озадачить политическое руководство СССР.

К-19 просто не могла не появиться на свет. И она появилась.

"Когда будут снимать фильм про нашу лодку, этот актер будет играть меня"

Командиром лодки был назначен Николай Затеев. "Космических кораблей было больше, чем таких подводных лодок, как К-19!" — с гордостью говорил он. Но при этом считал, что главное на лодке — не железо, а люди.

Не так давно о легендарной лодке К-19 в Голливуде был снят фильм. Роль командира корабля Николая Затеева в нем сыграл Харрисон Форд. Одними из первых зрителей фильма стали оставшиеся в живых члены команды. Среди них был и Геннадий Глушанков, служивший на К-19 командиром турбинной группы. Сравнивая экранный образ капитана с его реальным прототипом, Глушанков сказал:

— В фильме "К-19" Харрисон Форд не совсем точно передал его (капитана. — "Известия") слова. Там, где командир, обращаясь к экипажу, говорит, мол, без меня вы — ничто и без вас я — ничто. У Затеева все было круче: "Без меня вы — г... на палочке!" — заявил он нам. Мы, когда это услышали, аж дар речи потеряли. А он, помолчав, добавил: "И без вас я — г... на палочке!". Он такой был, наш командир, резковатый, но справедливый.

Когда вдова и дочь Затеева смотрели фильм "К-19", обе плакали, не стесняясь слез, — артист оказался удивительно похож на их мужа и отца в молодые годы.

— Много лет назад, когда папа еще был жив, я смотрела по телевидению фильм "Беглец" с Харрисоном Фордом в главной роли, — рассказывает дочь Николая Затеева Ирина. — В комнату вошел папа. Он увидел Форда и сказал буквально дословно: "Запомни, Ирина, когда будут снимать фильм про нашу лодку, этот актер будет играть меня". Так оно и случилось.

Нобелевская премия за спасение от третьей мировой

К-19 должна была стать ответом вероятному противнику. Но первый же поход К-19 ознаменовался настолько серьезной аварией, что в 1961 году мир оказался буквально на волоске от новой атомной войны. День аварии на К-19 — 4 июля, совпавший с Днем независимости США, мог стать самым черным днем земного календаря.

Авария атомного реактора могла привести и к взрыву лодки, а впоследствии — к глобальной экологической катастрофе пострашнее Чернобыля. Последствия радиоактивного отравления вод Мирового океана мы ощущали бы и по сей день. Но авария на К-19 могла стать и детонатором третьей мировой войны. Ее взрыв в Атлантике неподалеку от базы НАТО мог быть истолкован как недружественный акт СССР. Ответ мог быть простой: на Москву и тогдашний Ленинград полетели бы натовские ракеты.

В декабре 2005 года Михаил Горбачев, которого многие военные обвиняют в развале советского флота, выдвинул первый экипаж подводной лодки К-19 на Нобелевскую премию мира — за ликвидацию в 1961 году аварии реактора на борту атомохода.

Он считает, что подобная премия подводникам была бы символичной для всех людей Земли — военные моряки, созданные по сути для войны и убийств себе подобных, предотвратили новую мировую войну ценою потери восьми человек своей команды.

Рассказывает участник аварии Александр Перстенев:

— Из ядерного отсека мы вытаскивали своих товарищей за руки. Они постоянно падали в обморок, тела их были красного цвета. Но в тот момент мы даже не знали, что их кожа покраснела от радиоактивного излучения и высоких температур. Там, внутри отсека, всегда было жарко, и, работая в нем, мы надевали только тельняшки. В одиночку любому может быть страшно, но когда на тебя с надеждой смотрят товарищи, твой страх может только еще больше навредить им.

Три боеголовки и масса недоделок

От чего же на самой суперсовременной по тем временам советской лодке К-19 произошла авария? Этот вопрос мы задали Владимиру Погорелову, командиру электротехнического дивизиона того самого аварийного экипажа К-19 1961 года.

— Наша лодка строилась в невероятной спешке. Когда в Москве узнали о ходовых испытаниях первого американского атомного ракетоносца "Джордж Вашингтон", из Кремля поступила команда: "Опередить!". И — началось... В сроки не укладывались. В результате титанических усилий лодка была построена в рекордные сроки — за полтора года. Работы шли круглосуточно, без выходных. К ним подключили и наш экипаж. Моряки помогали в укладке кабелей, креплении оборудования, занимались черновыми, не требующими особой квалификации работами. Но американцы все-таки нас опередили. И вот в чем. Спешка сыграла свою недобрую роль и в дальнейшем — большую часть недоделок пришлось устранять, когда корабль уже вышел в море...

К-19 несла три баллистические ракеты Р-13, оснащенные 1,4-мегатонными боеголовками, которые были способны превратить в руины не один крупный город. Двигатель ракет работал на "тонке" — горючем ТГ-02, состоящем из смеси ксилидина и триэтиламина, которые окислялись раствором четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте. Каждый из этих элементов представлял из себя крайне реакционную, агрессивную смесь, опасную как для здоровья людей, так и для самого корабля. Поэтому было решено хранить в шахте ракету, заправленную только окислителем. Горючее размещалось в специальных емкостях (отдельно для каждой из трех ракет) вне прочного корпуса подводной лодки и подавалось на ракету в ходе предстартовой подготовки. Подобная схема заправки ракет и на берегу считалась очень опасной.

Но самым опасным местом на корабле был атомный реактор. Флот попросту еще не умел пользоваться столь сложной техникой. Освоение атомной энергии в то время шло, что называется "на ощупь". Именно поэтому 4 июля 1961 года во время учений "Полярный круг" в Датском проливе, когда на К-19 случилось ЧП, экипаж должен был действовать на свой страх и риск. В первом реакторе упало давление охлаждающей жидкости. Это могло привести к его взрыву, а в месте с ним и к взрыву баллистических ракет и торпед с ядерными боеголовками.

Как охладить раскаленный реактор и оградить подлодку от взрыва, моряки решали на свой страх и риск. Единственный выход — отвести тепло, выделяемое ТВЭлами (тепловыводящими элементами ядерного реактора), путем перекачки активной зоны водой. Раскаленный реактор усмиряли буквально вручную, тремя группами — по 2—3 человека в каждой. Единственное средство защиты — армейский противогаз, да и тот пришлось стащить с головы: радиоактивный пар заволакивал стекла.

Однако руководство страны подвиг моряков не оценило. В 1961 году капитан Затеев был готов сменить бушлат на тюремную робу — его обвинили за то, что покинул пусть и облученный корабль, но — "территорию СССР". Пусть и последним, пусть даже спасая жизни экипажа. Спас его честь и честь команды академик Александров, конструктор реактора. Со счетчиком Гейгера проплыл на катере мимо К-19 и долго не мог прийти в себя — люди не должны были выжить на К-19.

Жизнь после смерти

Долгие годы командир К-19 Затеев добивался, чтобы сказана была правда о причинах аварии. В самых высоких кабинетах. Память о товарищах, погибших при исполнении долга в борьбе за живучесть корабля, не давала ему ни покоя, ни сна. Но есть и сегодня люди, которые говорят мне: вы раздуваете эту историю. Не вмешайся команда в ход работы реактора, не было бы и жертв на К-19. Все бы само утряслось, устаканилось, техника, мол, умнее людей. Ветераны К-19 сегодня ищут деньги на лечение от воздействия "умной" техники.

У К-19 мистическая история. "Хиросима", "оставляющая вдов", "лодка Судного дня", "поцелованная дьяволом", "роковой корабль", "лодка-убийца" — какими только эпитетами не наградили К-19. На ней и после 1961 года были аварии, пожары, не избежала она и столкновений — над водой и под водой. Аварийность была настолько обыденным явлением, что у моряков даже появился свой особый жаргон в радиообмене с берегом: "У нас Хоттабыч" — утечка радиоактивности, или "Мы чихнули" — это посерьезнее, "полетел" атомный реактор...

Лодка считалась невезучей, но каждый раз исправно приходила в базу, и свой морской век окончила в разделочном доке в 2003 году. За почти полувековую историю на ней сменилась дюжина командиров и чуть больше экипажей. Ее утилизировали, сдав в металлолом, но сохранилось ограждение рубки и часть механизмов. И нашлись люди, которые решили восстановить лодку для истории, выполнив наказ первого командира К-19 Николая Затеева.

Так что в судьбе К-19 рано ставить точку.

Сегодня, 4 июля 2006 года, моряки первого экипажа подводной лодки К-19 соберутся в Москве и поднимут тост за погибших на ее борту моряков.

Боевой путь К-19

12 апреля 1961 года, в районе Баренцева моря, "K-19" едва не столкнулась с АПЛ США "Наутилус". После маневра уклонения "K-19" резко пошла ко дну и ударилась носом о грунт. К счастью, ничего не взорвалось.

4 июля 1961 года в Датском проливе в первом реакторе АПЛ падает давление охлаждающей жидкости.

15 ноября 1969 года "K-19" столкнулась в Баренцевом море на траверзе мыса Териберский с американской АПЛ Gato, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения.

24 февраля 1972 года северо-восточнее Ньюфаундленда на борту "K-19" вспыхнул пожар, унесший жизни 28 человек.

Через полгода, возвращаясь после ремонта в Северодвинске, при входе в губу Сайда (база Гаджиево) на борту "К-19" вспыхнул еще один пожар — от работы дизеля воспламенились сверхнормативные запасы горюче-смазочных материалов и краски, вывезенные с судоремонтного завода и припрятанные в ограждении рубки. Действиями экипажа и портовых служб пожар был ликвидирован, жертв не было. Наблюдая дымящийся атомоход, окруженный пожарными судами и буксирами, моряки на гаджиевских пирсах понимающе переглядывались: "Хиросима" вернулась...".

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности