Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Количество погибших при обрушении магистрали в провинции Гуандун выросло до 36
Общество
Экс-дистрибьюторы RC Group стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве
Мир
Во Франции призвали прекратить поставки оружия ВСУ и начать переговоры
Мир
СМИ сообщили о смерти еще одного источника утечек о проблемах самолетов Boeing
Армия
Морпехи группировки «Днепр» уничтожили диверсантов ВСУ на острове в дельте реки
Мир
Захарова назвала ИИ-консультанта МИД Украины позорным заигрыванием с расовой темой
Экономика
Выдачи ипотеки в марте упали почти на 40%
Общество
Синоптики пообещали москвичам облачную погоду без осадков 2 мая
Мир
Протестующие разбили окно в здании парламента Грузии и закинули туда дымовую шашку
Культура
Режиссер Франко рассказал о важности фильмов о ментальном здоровье
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Армия
Снайперы группировки «Центр» уничтожили группу пехоты ВСУ на авдеевском направлении
Общество
Порочащие честь интернет-страницы предложили блокировать до суда
Армия
Российские танкисты огнем прямой наводкой уничтожили опорный пункт ВСУ
Культура
Главный приз музыкального фестиваля «Дорога на Ялту» отправится в Китай
Армия
Разведчики с помощью ПТРК «Корнет» уничтожили украинский дрон типа «Баба-Яга»
Мир
Украинский хакер Васинский получил в США 13 лет тюрьмы за киберпреступления

Сергей Никитин, специалист по антропологической реконструкции: "Чтобы получилось живое лицо, нужно из себя половину крови выкачать"

С 1993 года большая группа исследователей целенаправленно и подробно изучает женский некрополь Московского Кремля. В результате чего в пристройке Архангельского собора появится музей "кремлевских жен". Самой необычной частью проекта стала антропологическая реконструкция скульптурных портретов известных женщин кремлевского прошлого. Этим занимается Сергей Никитин, главный специалист московского бюро судебно-медицинской экспертизы. О том, почему он взялся за реконструкцию обликов исторических персонажей, эксперт-криминалист Сергей Никитин рассказал в интервью обозревателю "Известий". - От черепа царицы Анастасии остались только кучка праха и косичка. По сохранившимся его остаткам мы смогли определить только ее возраст - 25-30 лет, а для восстановления внешнего облика он оказался непригоден. Но бывает, что утраты, если они не столь значительны, не мешают реконструкции. Понимаете, потрясающая пластика и органичность черепа позволяют восстанавливать многие отсутствующие его части. Так, в частности, удалось реставрировать и черепа императора Николая II, его дочерей, камердинера императора Алоизия Труппа, останки которых были обнаружены под Екатеринбургом. Сейчас заканчиваю монографию, обобщающую мои более чем 30-летние наблюдения. Она будет прикладной. Я же сам - практик и понимаю, что эта работа будет востребована экспертами-криминалистами и антропологами.
0
Современные медико-криминалистические технологии позволяют восстановить точный образ всех великих людей прошлого, чьи останки пребывают в относительной сохранности
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 1993 года большая группа исследователей целенаправленно и подробно изучает женский некрополь Московского Кремля. В результате чего в пристройке Архангельского собора появится музей "кремлевских жен" (о том, что интересного обнаружили ученые и что нам покажут в новом музее, "Известия" писали 11 августа). Самой необычной частью проекта стала антропологическая реконструкция (восстановление по черепу) скульптурных портретов известных женщин кремлевского прошлого. Этим занимается Сергей Никитин, главный специалист московского бюро судебно-медицинской экспертизы. О том, почему он взялся за реконструкцию обликов исторических персонажей, эксперт-криминалист Сергей Никитин рассказал в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.

вопрос: Как вы решились начать изучение некрополя? Сами же как-то сказали, что не по-человечески это - вскрывать могилы, тревожить усопших.

ответ: Нам не просто так захотелось вскрыть гробницы, заглянуть внутрь и в костях покопаться. Не дай Бог. Просто намечалась реконструкция подвальной палаты Архангельского собора и реставрация находящихся там с 1929 года саркофагов царских жен. Невозможно реставрировать каменный саркофаг с упокоенными в нем останками. Их надо было достать, составить опись. Вот и появилась возможность изучить останки и воссоздать облик известных женщин. Не осталось никаких портретов этих исторических персонажей, фактически ничего, кроме упоминания в летописях. А тут - уникальная возможность увидеть лица. Разве это не интересно? Но закончатся исследования, мы вернем все в саркофаги, и никто больше их не тронет. Кстати сказать, египтяне тоже вскрывали древние погребения и даже выставляли своих фараонов на всеобщее обозрение. Правда, по усохшей мумии трудно представить внешность, лица там практически нет, только череп, обтянутый кожей. Остались достаточно условные изображения фараонов - кстати, интересно было бы сравнить, насколько они соответствуют черепу. Сегодня это вполне реально: можно сделать томографию, по ней - пластиковую копию черепа (как мумии, так и живого человека) и реконструировать по черепу портрет.

в: Работающие в Кремле рассказывают шепотом, что в захоронении Анастасии Романовны, первой жены Ивана IV Грозного и первой русской царицы, когда его вскрыли, оказалось "две головы". Звучит зловеще.

о: Но так могло быть. Судя по всему, второй череп оказался там в 1929 году, когда большевики приняли решение о сносе Вознесенского женского монастыря. Работникам Музеев Кремля удалось спасти его царский женский некрополь: они описали и перенесли в Архангельский собор тяжеленные каменные гробницы с останками известных женщин. Некоторые саркофаги, например, великой княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского, когда их откопали, развалились. Как выяснилось в ходе нашего исследования, второй череп принадлежал как раз Евдокии. Видимо, его в 1929 году положили в ближайший целый саркофаг, которым оказался как раз саркофаг царицы Анастасии. Была же большая суматоха, аврал, все делалось вручную. Вообще сотрудникам Музеев Кремля памятник надо поставить за этот научный, культурный и человеческий подвиг.

в: Почему скульптурный портрет Евдокии, основательницы Вознесенского монастыря и первой похороненной в его некрополе в 1407 году, вам сделать удалось, а Анастасии Романовны, умершей в 1560-м, - нет?

о: От черепа царицы Анастасии остались только кучка праха и косичка. По сохранившимся его остаткам мы смогли определить только ее возраст - 25-30 лет, а для восстановления внешнего облика он оказался непригоден. Но бывает, что утраты, если они не столь значительны, не мешают реконструкции. Понимаете, потрясающая пластика и органичность черепа позволяют восстанавливать многие отсутствующие его части. Так, в частности, удалось реставрировать и черепа императора Николая II, его дочерей, камердинера императора Алоизия Труппа, останки которых были обнаружены под Екатеринбургом. Сейчас заканчиваю монографию, обобщающую мои более чем 30-летние наблюдения. Она будет прикладной. Я же сам - практик и понимаю, что эта работа будет востребована экспертами-криминалистами и антропологами.

в: Не удалось восстановить и портрет второй жены Грозного - кабардинки Марии Темрюковны?

о: Да, и это тоже очень жаль. Зато лицевая часть черепа его третьей жены, Марфы Собакиной, прекрасно сохранилась.

в: Наверное, когда создавали ее портрет, все время держали в уме, что это же была по сути победительница одного из первых конкурсов красоты на Руси, проведенного по царскому указу.

о: Она и в самом деле была удивительной красоты. Но перед свадьбой начала болеть, а через две недели после свадьбы умерла, фактически так и не став женой, - такая вот судьба ждала юную красавицу, и это зафиксировано церковными документами. Поскольку у нас судебно-медицинская служба, мы решили установить причину ее смерти. Кремлевская история в этом смысле особенно интересна. Отравили же до Марфы солями ртути первую жену Ивана Грозного Анастасию Романовну, в ходе исследований это было доказано абсолютно точно. На наличие металлических ядов были проверены и останки Марфы Собакиной. Правда, анализ ничего не показал. Возможно, был использован растительный яд, не поддающийся химическому исследованию, а может быть, и супруг что-то с ней учинил.

в: Вы долго работали над портретом Марфы?

о: С мая 2002 года по декабрь 2003-го, около полутора лет. В подобных делах спешка неуместна. И потом - это же не основная моя работа. По сути, исторической реконструкцией я занимаюсь в свободное время - после 6-8 вечера и до двух часов ночи. Обдумываю каждую черточку воссоздаваемого лика.

в: Что значит - работать над ликом?

о: Чтобы портрет живым получился. Тут надо разделять судебно-медицинскую, научную и антропологическую часть реконструирования и другой этап - работу над образом. Это занимает больше времени, чем собственно само восстановление.

в: У вас даже термин такой есть - "одушевление" портрета. И как же происходит "одушевление"?

о: Это нужно из себя половину крови выкачать и ввести ее в восстанавливаемый портрет. Я должен почувствовать череп - его глазницы, его контуры. Понять, например, как глаза приоткрыть. Могу две недели сидеть напротив и смотреть на этот облик, пока еще не оживленный. А потому вдруг понять, что и как надо сделать, чтобы человек "ожил". Скульпторам проще, они ваяют с натуры. А моя "натура" - череп с пустыми глазницами.

в: А какой портрет реконструировать сложнее - женский или мужской?

о: Думаю, что женский. Даже у нашего учителя Михаила Михайловича Герасимова портреты мужские получались гораздо лучше женских. Женская красота сложнее в воспроизведении, чем мужская огрубленность.

в: Судя по реконструированному облику Софьи Палеолог, заморская супруга великого князя Ивана III, еще в юности пережившая массу трагических событий, была очень сильной и волевой женщиной. Я не ошибаюсь, что на вашем скульптурном портрете у нее просматриваются усики?

о: Верно. И это не выдумка. Когда я начал исследовать череп Софьи Палеолог, то на внутренней стороне лобной кости обнаружил наросты - так называемый внутренний фронтальный гиперостоз. Иначе говоря, это показатель гормональных нарушений, проявляющихся, кстати, не только в "омужествлении" лица. С возрастом Софья Палеолог должна была заметно располнеть. Но я не стал изображать ее такой, смоделировал поближе к черепу. Просто удивительно, как эта маленькая женщина (ее рост около 160 см) с большими гормональными проблемами родила 12 детей.

в: Это правда, что в ближайшее время вы собираетесь "оживить" Наталью Кирилловну, мать Петра I?

о: Да. Многим, и мне в том числе, интересно будет увидеть, как она выглядела, понять, что Петр унаследовал от матери. Череп ее прекрасно сохранился. Реально реконструировать и портрет последней жены Ивана Грозного - Марии Нагой, и портрет первой его тещи (матери Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой). Я ее называю первой тещей на Руси. Она была постриженкой Вознесенского монастыря, ушла туда после смерти дочери. Это пожилая, за 70 лет, женщина, таких портретов в этом проекте я еще не делал.

в: Специалисты говорят, что в Русском музее вроде бы сохранились парсуны (так на Руси назывались ранние светские портреты) с изображениями Натальи Кирилловны. Не собираетесь на них взглянуть?

о: Вот закончу реконструкцию, и, если они действительно сохранились, сравним.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Сергей Никитин - эксперт медико-криминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Главный специалист по антропологической реконструкции - восстановлению внешности человека по костным останкам. Закончил Московский мединститут им. Пирогова, антропологической реконструкцией начал заниматься с 1972 года в лаборатории Михаила Герасимова. Восстановил портреты иноков Киево-Печерского монастыря - летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита - и первого игумена этого монастыря Варлаама. В 1990-х принимал участие в "царской" экспертизе - идентификации останков императора Николая II, членов его семьи и приближенных. С его помощью удалось определить останки Николая II, его дочери Анастасии. В рамках "кремлевского" проекта восстановил портреты Софьи Палеолог, Елены Глинской, Евдокии Донской, Ирины Годуновой, Марфы Собакиной и Маши Старицкой, дочери Владимира Андреевича Старицкого, племянницы Ивана Грозного, погибшей вместе с родителями в 1569 году (вся семья была отравлена по приказу Ивана Грозного). В 2000 году на международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

Какими были первые красавицы Руси

Изучая фольклор и древнюю литературу, можно сделать выводы о мужских вкусах прежних времен в отношении женщин. Эталон женской красоты на Руси менялся. В раннем Средневековье главными красавицами считались полные, сильные девушки с пышным бюстом, широкими бедрами - явный пережиток первобытной эстетики. Но уже в допетровской России образ отечественной красавицы стал другим. Предпочтительной стала уже не полная, но статная, непременно высокая, фигура, белое лицо с ярким румянцем и высокими "соболиными" бровями. Даже фасоны и детали женской одежды были подчинены к зрительному созданию величественного и статичного образа. Кстати, малоподвижность - важное достоинство россиянки прежней эпохи. Вертлявые хохотушки обществом не приветствовались.

Кремлевских мужчин восстанавливал Михаил Герасимов

Сергей Никитин - не первый, кому довелось восстанавливать портреты кремлевских небожителей. 43 года назад в Кремле работал Михаил Герасимов (1907-1970) - известный археолог, антрополог, скульптор, основоположник Российской школы антропологической реконструкции, создавший скульптурные портреты-реконструкции первобытных людей и ряда исторических личностей, в том числе Ярослава Мудрого и Тимура (Тамерлана).

В 1963-м Герасимов изучал захоронения в Архангельском соборе. Собор в то время переживал очередную реставрацию, работы шли ниже уровня пола и было принято решение о вскрытии и исследовании ряда останков. Герасимов сделал тогда три портрета, в том числе Ивана Грозного, первым доподлинно установив, как он выглядел (портреты хранятся сегодня в Музее истории Москвы). Правда, и уровень науки тогда был другой, и материалов о тех работах сохранилось мало - никакого сравнения с нынешним проектом изучения женского некрополя, когда используются все новейшие методы.

Комментарии
Прямой эфир