Беслан: правда, вымысел или спекуляции?

Доклад парламентской комиссии, расследующей обстоятельства теракта в бесланской школе, в ближайшее время обнародован не будет. Об этом в среду заявил глава комиссии, заместитель председателя Совета федерации Александр Торшин. Требуется время, чтобы закончить работу. Между тем ко второй годовщине трагедии свое особое мнение опубликовал член комиссии депутат Юрий Савельев. Скорее всего депутат использовал для раскрутки своего "особого мнения" недобросовестных политтехнологов и журналистов. Г-ну Савельеву очень хотелось стать главным комментатором годовщины событий в Беслане. Разве это не противоречит обязательствам члена комиссии не выступать до официального оглашения доклада парламентской комиссии, а также профессиональной этике и здравому смыслу?
"Известия" с помощью собственных экспертов изучили открытые материалы дела и попытались разобраться: что же все-таки произошло в бесланской школе 3 сентября.
"У нас тут взорвалось. Будем воевать с вами"
3 сентября 2004 года - третьи сутки бесланского кошмара. В спортзале школы больше тысячи заложников. Третьи сутки, сидя на полу, люди мучаются от жары, голода и жажды. Зал разделен на две части - посредине проход, чтобы боевики в масках и камуфляже могли спокойно ходить из конца в конец. Дети сидят под бомбами, подвешенными на баскетбольных щитах и по всему залу. Состояние людей логичнее всего назвать "мерцающим сознанием", когда реакции притуплены, внимание рассеянно.
Террористов в зале мало. Двое стоят "на контактах" в противоположных углах зала, еще двое переминаются с ноги на ногу у дверей. Остальные расположились по периметру школы, удерживая каждый свой угол обстрела. Внешне обстановка ничем не отличалась от предыдущих дней. Но это для заложников. Боевики же наверняка осознают, что их невыполнимые требования выполнены и не будут. Террористы чувствуют, что развязка близка.
%%VYNOS1%%Время примерно час дня. К школе подъезжает машина МЧС. Спасатели должны забрать тела убитых ранее мужчин. Собравшиеся на площади перед Домом культуры окружают машину и слушают новости, хотя главные события разворачиваются у них перед глазами.
В школе главарь террористов по кличке Полковник разговаривает по телефону с выступающим в роли переговорщика Михаилом Гуцериевым. В этот момент - на часах 13.03 - раздался сильный хлопок. Потом еще один.
Полковник озадачен.
- У нас тут взорвалось, - мрачно проговорил он, — будем воевать с вами.
- Воюй с нами, отпусти детей, - сорвался на крик переговорщик.
- Я никого не отпущу, - отрезал Полковник. - Я выполняю приказ и свой долг.
В этот момент по школьному двору уже бежали дети - первые из спасшихся заложников.
Гранатометы с вертолетов не стреляют. Даже по террористам
Провести свое собственное исследование выводов по главному эпизоду трагедии "Известия" побудила очевидная "нестыковка" целого ряда деталей в докладе Юрия Савельева.
Эксперты, вникнув в этот довольно объемный документ "особого доклада" Савельева, пришли к выводу, что с реальными обстоятельствами дела он не имеет ничего общего. Говорили даже о подгонке фактов под уже существующую концепцию, об отборе нужных показаний свидетелей и игнорировании тех, которые противоречат доказываемой гипотезе.
%%VYNOS2%%В подтверждение своей версии Савельев приводит показания 15 свидетелей. Но только двое из них своими глазами якобы видели, как в зал что-то влетало. "Огненный шар" в версии Цириховой и "предмет, похожий на консервную банку," в версии Кудзиевой. Остальные 13 свидетелей оперируют выражениями "считаю", "мне показалось"...
"... Первый взрыв был все-таки снаружи. Это мое мнение", - говорит свидетель Мисиков. "Что взорвалось в первый раз, - я не знаю. Но этот писк со стороны двора я помню" (Созиева-Агаева). "Сам я взрыва не видел и не знаю, где он был. Но, по моим ощущениям, взрыв был снаружи..." (Дзуцева).
Любопытно, что на предварительном следствии многие из этих людей о предмете извне не упоминали. "На третий день в обеденное время в зале произошел взрыв бомбы, которую установили боевики, и люди стали выпрыгивать в окно", - это цитата из первых показаний Ханаевой, которая "СЕЙЧАС на 300%" уверена во вмешательстве внешних сил. Еще одна цитата, на этот раз из первых показаний Дудиевой, которая теперь говорит о влетевшем в окно камне: "3 сентября в зале взорвались взрывные устройства, заложенные боевиками, и стал рушиться потолок, стены".
Что значат эти противоречия в показаниях? Обман? Вряд ли. Просто по прошествии времени человеческий ум начинает искренне верить в то, во что он хочет верить.
В то же время десятки свидетелей говорят о том, что все началось со взрыва бомбы, установленной террористами. Мало того, уже в ходе штурма, то есть когда отовсюду слышалась стрельба, боевики в течение двух часов вели со контртеррористическим штабом переговоры по телефону. И ни разу не упомянули о гранатометных выстрелах с крыш окружающих домов.
Однако обратимся к техническим подробностям, которые исключают многие субъективные предположения. Эксперты "Известий" обращают внимание на несоразмерность разрушений от двух взрывов гранат, влетевших, по версии Савельева, в спортзал. Первая разрушила лишь часть подвесного потолка. Вторая, якобы менее мощная, пробила серьезную брешь в полуметровой кирпичной стене.
Граната с зарядом в несколько килограммов тротилового эквивалента, влетевшая на чердак, должна была привести к значительным повреждениям. Но на снимках места взрыва мы видим отверстие в метр и вывалившиеся наружу почти целые кирпичи. Такое разрушение характерно для бесконтактного взрыва, который произошел внутри здания.
В докладе также утверждается, что взрыв во время пожара установленного террористами взрывного устройства вызвал подброс металлической фермы потолка. Однако эксперты считают: мощность устройства, на которое указывает Юрий Савельев, слишком мала - 660 граммов тротила. Взрыв даже не перебил кронштейн, на котором была установлена бомба, лишь слегка его погнул. Ферму, по мнению специалистов, подбросил как раз взрыв пятикилограммовой бомбы, которая пробила брешь в стене под окном.
Перечисленные Савельевым виды оружия, из которых якобы стреляли по школе, оставляют в воздухе характерный след. Но никто из десятков свидетелей, внимание которых было приковано к происходящему вокруг школы, этого следа почему-то не видел. К тому же среди изъятого с места происшествия нет частей этого оружия, хотя не найти его не могли. Кроме того, медики установили: смерть подавляющего большинства заложников наступила из-за попадания поражающих элементов - проволоки и металлических шариков, которыми были начинены именно бомбы боевиков.
Но тогда что же за огненный шар видели заложники? Расчеты пожаро-технической экспертизы указывают, что при взрыве пятикилограммового взрывного устройства образуется сфера раскаленных продуктов взрыва диаметром около 6 метров. Такой внезапно появившийся шар вполне можно было принять за влетевший извне.
Еще одна деталь. Эксперты указывают (и сам Юрий Савельев это признает), что в некоторых случаях гранатометчики на крышах соседних зданий просто физически не могли попасть туда, где, по версии автора доклада, есть следы гранатометных выстрелов. К примеру, эксперты убеждены, что с крыши дома № 41 по Школьному переулку невозможно попасть в стену под окном. На это Юрий Савельев отвечает: выстрелы могли быть сделаны с вертолетов. Почему в таком случае не утверждать, что стреляли с НЛО? Это логичнее, поскольку в случае такого выстрела струя раскаленного газа разрушила бы обшивку вертолета, и он бы попросту рухнул. Любой военный знает: к человеку с гранатометом сзади ближе чем на 30 метров подходить нельзя.
Боевики стреляли зажигательными патронами
Что же все-таки случилось после 13 часов в бесланской школе № 1? По заключению ситуационной экспертизы, в момент, когда к школе подъехали сотрудники МЧС, внутри спортзала один за другим произошло два взрыва. Впрочем, эксперты ФСБ считают, что взрывов было три - на баскетбольном щите у западной стены, у входной двери и под окном во двор школы.
В материалах дела и судебного процесса над Нурпаши Кулаевым можно найти немало подтверждений тому, что взорвались установленные боевиками бомбы. Бывшая заложница Дудиева упомянула, что слышала, как "полетели стекла". Но стекла в спортзале разбиться не могли - они небьющиеся, сделаны из пластика. После взрывов они вылетели целиком, причем во многих местах оказались пробиты поражающими элементами - все теми же шариками и болтами, то есть начинкой взрывных устройств.
Многие показания заложников свидетельствуют о том, что первый взрыв произошел у входной двери в зал со стороны школьного двора. Это место было завалено партами и стульями, которые полетели внутрь зала. Возможно, именно куски мебели некоторые заложники приняли за прилетевший извне предмет. Взрывом выбило дверь, через открывшийся проем многим удалось бежать. Этот же взрыв мог стать причиной пожара. "И тут горячий воздух такой, и свист, и что-то полетело, - вспоминает бывшая заложница Бердикова, - как будто сгорели мы... У меня голова начала гореть. И тело".
Большинство заложников уверены, что взрыв стал для боевиков полной неожиданностью.
"Боевики были спокойны, не суетились. Если бы была какая-то суматоха, по ним было бы видно", - вспоминает Басаева-Чеджемова. Но есть весьма конкретные показания двух свидетелей, указывающие на то, что как минимум один боевик знал о взрыве за доли секунд до него.
А. Табиев: "Недалеко находился боевик и держал ногой взрывное устройство. В одно время читал Коран. Дочитав, он отложил Коран в сторону и отпустил ногу с взрывного устройства. Я сразу понял, что может произойти взрыв, и, накрывшись руками, прижался к полу".
Л. Гудиева: "Когда был взрыв, я помню звук отлипающего скотча. Это было между вторым и первым окошком. Но взрывное устройство, которое отлипло, до пола не достало. Моя голова была направлена на боевика, который сидел на кнопке. Когда скотч отлипал, я обратила внимание, что этот человек, который сидел на кнопке, а его долго не меняли, не расправляясь, не корчась, он на левый бок упал. После этого раздался взрыв... Раздался второй взрыв. Полетели какие-то кусочки... И я увидела, что боевик, который в углу, над ним круглая дыра в потолке. Доски горели. В это время два боевика стояли около туалета. Они в оцепенении были, они не ждали такого".
Можно предположить, что сидевший на кнопке боевик увидел отлепляющийся скотч и инстинктивно упал на бок, укрываясь от возможного взрыва. В этот момент он отпустил педаль, и прогремел взрыв, пробивший брешь в потолке. Эту версию подтверждают и другие факты. Из видеозаписи, сделанной террористами, и показаний свидетелей следует, что у забаррикадированной двери во двор в северо-восточном углу находилось взрывное устройство, похожее на мину МОН-90, рядом с которым стоял боевик и держал замыкатель-"педаль". Точно такое же устройство было рядом с террористом в северо-западном углу. Заложники называли эти бомбы чемоданами. Однако сапер 58-й армии Набиев, разминировавший зал, устройств такой конструкции не обнаружил. Это позволяет сделать вывод, что именно они сработали около часу дня 3 сентября.
В то же время Набиев показал, что цепи взрывных устройств замыкались не только в "педалях". Провода шли внутрь школы, где был еще один замыкатель. По всей видимости, террористы не исключали, что подорвут зал вместе со своими. Известно также, что бомбы были связаны не одной, а несколькими электроцепями. Возможно, после первого взрыва, увидев, что заложники бегут, Полковник замкнул вторую цепь.
Необходимо сказать несколько слов о пожаре, который, как утверждалось, стал причиной гибели многих заложников. По версии Юрия Савельева, он возник из-за попадания гранаты в чердачные помещения спортзала. Однако начальник инженерных войск 58-й армии сапер Гаглоев, который вместе с Набиевым вошел в спортзал, утверждает: тогда пожара еще не было. Видимость была нормальной, никакого дыма не наблюдалось. По мнению Гаглоева, пожар начался не от взрывов, а от стрельбы трассирующими пулями и подствольными гранатометами, которую террористы вели по спортзалу из столовой. В показаниях Гаглоева указано, что за те полчаса, которые он находился в зале, террористы не менее 6 раз попадали из гранатомета в центр зала, где еще находились живые заложники. Кроме того, в спортзале были найдены пули от патронов, которые использовали боевики. Эти патроны калибра 7,62 мм - бронебойно-зажигательные образца 1932 года.
P.S.
Доклад Савельева можно анализировать и дальше, находя, скорее всего, все новые несовпадения. Однако мы остановимся на том, что изложили выше. Если оспорить этот доклад вполне под силу журналистам, то тем более весомы контраргументы экспертов и коллег Савельева по парламентской комиссии. К тому же многие сотрудники Балтийского государственного технического университета, знаменитого питерского Военмеха, который до депутатства возглавлял Ю. Савельев, считают доклад политическим, так как он "не выдерживает никакой профессиональной критики".
Свою трактовку бесланской трагедии Ю. Савельеву удалось грамотно "пристроить" в СМИ. Депутат на собственном примере знает, как это лучше сделать. Как писали тогда некоторые издания, в 1989 году ему удалось не без помощи широко и грамотно развернутой в прессе кампании закрыть уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Тогда он лишь месяц отсидел в знаменитой питерской тюрьме "Кресты". Но технологию собственной раскрутки изучил досконально: главное - побольше крикливых публикаций и жесткой критики власти. Тем более что всегда есть циничная группа журналистов и пиарщиков, готовых оказать услуги по тиражированию лжи, наживающих капитал на горе людей, потерявших близких родственников.
Придет время, и комиссия по Беслану озвучит свои выводы... Важно, чтобы и мы сделали свои выводы, не забывая о тех, кто честно работал, пытаясь по крупицам собрать правду о сентябрьских событиях, и о тех людях с "особым мнением", для которых это был лишь повод попиариться, которые собственное тщеславие поставили выше чести.