Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
РФ не обсуждала с ООН подключение организации к Черноморской инициативе
Спорт
Овечкин забил 897-ю шайбу и обновил рекорд НХЛ
Происшествия
Два человека погибли и пять пострадали после стрельбы в Университете Флориды
Мир
Армия США уничтожила принадлежащий хуситам порт Рас-Иса
Мир
Украина и США подписали меморандум по соглашению об ископаемых
Мир
В Госдепе опровергли отказ России от предложения США по Украине
Мир
Гражданин США захватил пассажирский самолет в Белизе
Общество
В ГД предложили сделать день после Пасхи выходным
Мир
В ООН заявили о готовности включиться в новую Черноморскую инициативу
Мир
Рубио сообщил Лаврову о желании Трампа завершения конфликта на Украине
Мир
Посол КНР в РФ оценил последствия торговой политики США
Мир
В Италии указали на угрозу от торговых пошлин Трампа
Мир
Макрон назвал позитивными и конструктивными переговоры с союзниками по Украине
Мир
В раде назвали аферой намерение Украины купить реакторы для АЭС у Болгарии
Мир
Представители Botaş провели встречу с руководством компании «Газпром» в Петербурге
Мир
Глава МАГАТЭ призвал к сдержанности после атаки ВСУ на Запорожскую АЭС
Мир
В ХАМАС сообщили о готовности начать переговоры о прекращении огня в Газе

Афганский казус

Август 1981 года. Я, собственный корреспондент "Известий" в Демократической Республике Афганистан, - почти месяц в Кабуле. Мне уже выдали служебный пистолет, надежный, хотя и тяжеловатый ТТ. Выезжая в город или командировку по стране, всякий раз кладу его в кобуру под мышкой, хотя опытные люди предупредили, что при внезапном нападении, скорее всего, воспользоваться им не успею. И не советовали ходить по городу в одиночку, особенно по главному кабульскому базару с его крытыми галереями, подземными ходами и схронами.
56
Михаилу Александровичу Ростарчуку 8 декабря исполняется 70 лет
Выделить главное
Вкл
Выкл

Август 1981 года. Я, собственный корреспондент "Известий" в Демократической Республике Афганистан, - почти месяц в Кабуле. Мне уже выдали служебный пистолет, надежный, хотя и тяжеловатый ТТ. Выезжая в город или командировку по стране, всякий раз кладу его в кобуру под мышкой, хотя опытные люди предупредили, что при внезапном нападении, скорее всего, воспользоваться им не успею. И не советовали ходить по городу в одиночку, особенно по главному кабульскому базару с его крытыми галереями, подземными ходами и схронами. А ведь на Востоке вся информация — на базаре!

Коллеги из наших агентств и газет встретили дружески и познакомили со многими "нужными" людьми в совпосольстве, в штабе 40-й армии, в резентуре КГБ, в ГРУ и отряде особого назначения КГБ "Каскад", в корпусе советских политических и военных советников. Появились нужные контакты и в афганском руководстве, в армии и спецслужбах. Короче, настало время и накопилась информация для первой серьезной корреспонденции из Кабула, которой, по известинской традиции, представляют на страницах газеты нового собкора в той или иной стране.

В основу "представительского" материала легли записи и впечатления от первой командировки по стране. "Отрядик" представителей советской прессы на военном борту и под усиленной охраной доставили в Герат, один из старейших городов Средней Азии, центр одноименной афганской провинции на западе страны. Не так давно по этой провинции вспыхнул кровавый душманский мятеж, который советским войскам при некотором участии подразделений афганских вооруженных сил и войск МВД удалось затушить.

Мы провели целый день с губернатором провинции Абдуллой Шукуром Дабиром, долго и откровенно беседовали о военно-политической ситуации в провинции. Присутствовали при том, как он в течение многих часов внимательно и уважительно принимал посетителей — военных и милицейских чинов, партийных активистов, ходоков из кишлаков, горожан и крестьян, просивших разрешить чертову дюжину насущных житейских проблем.

И все же в своей первой корреспонденции из Кабула мне хотелось показать не благостную картину утверждения новой власти в крупнейшей провинции ДРА, а нечто более реальное. Ведь в тот период советской прессе запрещалось сообщать народу, отцам и матерям о военных операциях, тяжелых и жестоких боях, которые вели их сыновья в горах и пустынях Афганистана.

"Изюминку" подсказали мои новые друзья из разведывательно-диверсионной команды "Каскад", работавшие в Герате. Это много позже его бойцы стали у нас легендарными, а в Афгане их уже тогда по справедливости называли "фанатами спецназа". Так вот они рассказали о первых удачных операциях по перевербовке полевых командиров "духов". И, в частности, историю о том, как удалось склонить к переходу на сторону "апрельской революции" главаря одного из самых больших формирований мятежников, который держал под своим контролем район с населением в 30 тысяч человек. Естественно, я писал о том, что это заслуга неких "партийных активистов". О "каскадерах" — ни слова. Был и второй фигурант статьи, полевой командир Халиль: встав на сторону новой власти, он избавил жителей Герата от террора бандитов, которые под зеленым флагом ислама откровенно грабили мирное население, убивали людей.

Прежде чем отправить материал в редакцию, я показал его нашему послу Фикряту Табееву, с которым у меня уже сложились неплохие отношения. Он статью одобрил, спустя неделю она появилась в "Известиях". Я был доволен, ходил гоголем. Ну, как же: первым приподнял завесу умолчания о том, что на самом деле происходило в ДРА.

Как оказалось, рано радовался. Резидент КГБ отправил в Москву на меня "телегу": мол, собкор "Известий" раскрывает "кухню" тайных операций. Меня вызвали в посольство и сообщили, что мне придется вернуться в Москву. Посол отмалчивался. Однако, по всей видимости, был согласен с тем, что я написал. Думаю, что именно Табеев отвел от меня гнев "соседнего ведомства" — и я проработал в ДРА до июня 1982 года.

Автору этих воспоминаний Михаилу Александровичу Ростарчуку 8 декабря исполняется 70 лет. Всем, кто знает этого талантливого и энергичного человека, юбилейная цифра кажется неправдоподобной. Так держать!

Коллеги из Исторического клуба "Известий"

Михаил Ростарчук

В "Известиях" с 1965 по 1982 год. Редактор отдела науки "Недели", спецкор отдела науки, а затем иностранного отдела "Известий", собкор газеты в Бангладеш и Непале, Афганистане и Пакистане.

"Как и многие журналисты, работавшие в "горячих точках", я заболел "синдромом военного корреспондента". Самыми счастливыми в своей журналисткой жизни считаю дни (год с лишним), проведенные в Афганистане".

E-mail: istclub@izvestia.ru Станиславу Сергееву

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением