Владимир Спиваков: "Мой импресарио говорит, что у меня не рабочий стол, а Russian bоrdel"
- Статьи
- Культура
- Владимир Спиваков: "Мой импресарио говорит, что у меня не рабочий стол, а Russian bоrdel"
Владимир Спиваков - один из лучших скрипачей мира, дирижер, создатель двух оркестров: легендарных "Виртуозов Москвы" и Национального филармонического оркестра России. А также президент Московского международного дома музыки и основатель Международного благотворительного фонда, который поддерживает одаренных детей. Спиваков живет в Москве, в Париже и в любой точке земли, где у него сегодня концерт. Его слава давно перешагнула границы обыкновенной популярности академического музыканта. Он доказал, что классика это не страшно, она доступна всем. С Владимиром Спиваковым встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.
вопрос: Вы когда-нибудь пытались подсчитать, сколько всего концертов дали на протяжении творческой жизни?
ответ: Никогда. Я не бизнесмен и не отношусь к концертам как к бизнесу. Для чего их считать? Чтобы знать, сколько заработал? Это не по мне. Идут, текут концерты, как река. Зачем брать пробы из этой реки? Все это пустые хлопоты. Работа музыканта пожизненное заключение. Каждый день все начинается сначала. У меня нет праздников. Иногда я не знаю, какой сегодня день недели. Живу по собственному календарю. Моя жизнь полностью подчинена расписанию моих концертов.
в: Чем отличаются ваши российские выступления от заморских?
о: Там все организовано. За два года присылают план работы и расписание репетиций. Я приезжаю на Запад и ни о чем, кроме музыки, не думаю. Знаю: меня встретят, поселят, отвезут на репетицию. И даже сэндвичи в антракте принесут. Но такого удовлетворения от концертов, как в России, там не бывает. Это просто работа. Американцы говорят: "Well done". Так можно сказать о хорошо прожаренном мясе, а не о музыке.
В России люди приходят на концерты, чтобы духовно наполниться, это не социальное обязательство, как на Западе. У них нет стремления непременно попасть на банкет для VIP-гостей, чтобы показать всем свои бриллианты и поговорить о глупостях. Когда приезжаешь в российскую провинцию, то отдача такая и от публики, и от оркестра, какой нет нигде в мире. Это настоящее наслаждение. Хотя на Западе у меня нет стольких обязанностей, сколько здесь. Я, конечно, на разрыв аорты работаю.
в: А разве можно заставить себя творить по расписанию?
о: Можно. Это и называется профессионализмом. Я убежден: вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит титанический труд. Работа должна стирать следы работы. Так труд становится привычкой, которая, как известно, "свыше нам дана".
в: Но "замена счастию она".
о: Да, она бывает заменой личного счастья, причиной очень многих жертв. Человек существо, которое с большим успехом занимается не только самосозиданием, но и саморазрушением. Этот инстинкт заложен в его натуре. Но чем меньше у человека свободного времени, тем меньше у него и возможностей грешить.
в: А есть грех, который вы себе прощаете?
о: Слабость к сигаретам. Я уже бросал курить. Удалось продержаться несколько месяцев. Надо еще раз попробовать.
в: В Москве вы курите больше, чем в Париже?
о: Да, здесь больше стрессовых ситуаций.
в: Вам когда-нибудь приходилось платить штраф за курение?
о: Честно сказать, даже в Америке мне прощают эту мою привычку. В Карнеги-холле есть женщина, как сегодня принято говорить, афроамериканка, которая, когда я приезжаю, тихонько приносит мне в артистическую пепельницу и прикладывает палец к губам. И мы понимаем друг друга.
в: За что вы чаще всего на себя злитесь?
о: За то, что мне иногда хочется спать. А сон это поглощение времени. Если бы мне хватало двух часов сна в сутки, было бы хорошо. Я стал ощущать, как время спрессовывается. Хотя мой эмоциональный возраст значительно меньше реального. Как правило, человек замечает, что стареет, не глядя в зеркало, а по людям вокруг. Сейчас просто физически я стал больше уставать.
в: Вам удается где-нибудь спрятаться?
о: Друзья приглашают поехать то в Дубай, то в колыбель буддизма Непал, то отправиться на африканское сафари. Такие отвлечения очень полезны.
в: А вы рисковый по натуре человек. Даже с парашютом прыгали. Вам в жизни не хватает адреналина?
о: Человеку всегда чего-нибудь не хватает. Прыжки с парашютом это было в молодости. На гастролях в Хабаровске. В первый раз было страшновато. Во второй почти нормально. А в третий вдруг опять стало страшно. Но я хотел перебороть себя, свой страх. Сейчас я хотел бы полетать на дирижабле.
в: А вы не боитесь летать? Я не дирижабли, а просто самолеты имею в виду. Сейчас это превратилось в крайне неприятное занятие бесконечные террористические угрозы, повсеместные обыски, раздевания в аэропортах...
о: Что делать, приходится терпеть. Единственное, что меня страшно нервирует и из-за чего я не люблю вылетать из Лондона, в аэропорту Хитроу просвечивающий аппарат скрипку просто выстреливает. И каждый раз у меня предынфарктное состояние: не дай Бог, с ней что-то произойдет. Ноты всегда при мне. Иногда килограммов двадцать. Но я их вожу в ручной клади. Я в самолетах никогда не сплю. Мне нравится работать с партитурой высоко над землей.
в: На что вы больше всего тратите времени в жизни?
о: На репетиции. Я обожаю репетировать. Внутри репетиции музыка дает возможность быть с ней в дружеских отношениях. Она будит фантазию даже в тех вещах, которые я исполнял уже не один раз. Ведь в эти крючочки и точечки на нотном стане вложена вся человеческая страсть, все человеческое видение мира. Музицирование это акт, который можно назвать миротворением заново. Музыка религия, не знающая конфессиональных различий.
в: А какие-нибудь соблазны в жизни для вас существуют? Ведь нельзя жить только чувством долга...
о: Можно. Я именно так сейчас живу, отказываясь от соблазнов. Приезжаю, например, в Монте-Карло. Мне дают шикарный номер с видом на море. Выхожу на балкон, наблюдаю, как люди наслаждаются жизнью прогуливаются, сидят в кафе, молодые обнимаются, яхты качаются на волнах. Минут десять-пятнадцать я наслаждаюсь этим зрелищем красивой жизни, потом закрываю занавески и начинаю работать.
в: Это разве справедливо по отношению к самому себе?
о: Да, потому что в моей жизни главное другое. Важно прожить свою жизнь, а не чужую.
в: А когда вы были ребенком, каким вы представляли свое будущее?
о: Я хотел быть военно-морским инженером. Мне нравилось море, нравились военная форма и романтика.
в: В детстве вы немало времени посвятили живописи. Вы никогда не сожалели о том, что выбрали судьбу музыканта, а не художника?
о: Последний раз я брался за кисть и стоял у мольберта много десятилетий назад. Мне было лет двадцать. С тех пор ничего. Времени нет. Но страсть к живописи до сих пор меня влечет и гложет. Отчасти она реализовалась в коллекционировании. Но сейчас, к сожалению, мое коллекционирование практически закончилось. Цены на картины выросли до астрономических значений, так что нормальному человеку просто не подступиться. У меня же нет собственного золотого прииска.
в: Кто из художников ваш фаворит?
о: Фаворитов у меня нет. Мне нравятся определенные эпохи. Я счастлив, если удается вернуть жизнь какому-нибудь произведению искусства. Когда-то во Франции всего за полторы тысячи франков я приобрел холст, который был в следах от тарелок, вилок и ножей. На этом холсте ничего не было видно, кроме одного глаза, на который потрясающим образом были положены белила. Когда я отдавал этот холст на реставрацию, мне сказали, что работа будет стоить в десять раз больше, чем я отдал за эту "гадость". Но уже через день мне позвонил реставратор и сказал, что в этой вещи что-то есть. А когда он закончил реставрировать, то хотел у меня купить ее, заплатив во много раз больше. Я отказался. Оказывается, на этой картине было изображено распятие Христа на фоне ночного Иерусалима.
Картины для меня существа абсолютно живые. И я не из скупости не хочу давать их на выставки, а потому, что вид пустой стены меня внутренне разрушает. На гастролях, когда нет сил даже думать, я наконец остаюсь в номере в одиночестве, закрываю глаза и мысленно брожу вдоль стен своей квартиры, снова и снова вглядываясь в картины.
в: Что такое талант?
о: Талант это твой крест на всю жизнь. Он часто вызывает протест у окружающих. Он требует бесконечного жертвоприношения. А более всего он любит лакомиться каторжным трудом, без которого просто умирает. Все остальные испытания, я убежден, ему под силу.
в: Вы ведете дневники?
о: Нет, не веду и книг писать не собираюсь. Подводить итоги не мне. Я никогда не хвалю себя. В тот момент, когда человек сам себя хвалит, он останавливается.
в: Но ведь Блок признался самому себе и всему миру: "Сегодня я Гений"...
о: Это не похвала самому себе, а защита от тех людей, которым мешает чужое творчество, которые стремятся унизить художника. Если похвала друзей бывает двусмысленной, то зависти недоброжелателей можно верить. Завистники с каждым днем становятся все более циничными и даже откровенно жестокими. Я к этому привык. И знаю, что без этого нельзя обойтись. И, в принципе, меня уже ничто не удивляет. Просто у одного человека в душе больше Моцарта, у другого Сальери. Хотя я уверен, что мир такой огромный и многоликий, что места под солнцем хватит абсолютно всем. И дружба между музыкантами все-таки возможна.
в: Спиваков, любимый публикой, и Спиваков, которого знают только близкие, чем они отличаются друг от друга?
о: Думаю, что людям, которые приходят на концерт, меньше заметны мои недостатки.
в: А каким своим слабостям вы потакаете?
о: Стараюсь не потакать. Но это происходит непроизвольно. Мой импресарио Мишель Глотц, когда приходит ко мне в кабинет и видит натюрморт на моем столе, говорит, что это "Russian bоrdel". Ну не бумажный я человек!.. Не могу что-то куда-то складывать, хранить. Не собираю статьи о себе, фотографии. Все это меня мало интересует. Много забываю... Даже взять чек за исполненный концерт. Иногда возникают накладки в моем расписании и получается так, что в один день я должен быть и в Астрахани, и в Варшаве. Мало внимания уделяю собственным детям. Порой больше моего внимания достается чужим, чем своим.
в: Они ревнуют, обижаются?
о: Нет. Хорошо ко мне относятся. Понимают. Самое главное для меня что они растут добрыми людьми. А это непросто в наше время. Я бы хотел, чтобы мои дети продолжали дело моего благотворительного фонда. Ничего нет лучше, чем увидеть счастливую улыбку ребенка, которую ты ему подарил. Сегодня я приготовил три скрипки для грузинских детей, но отправить их пока не удается таможня не пропускает. Когда 1 июня отмечается День защиты детей, мне всегда хочется добавить: от взрослых. Мой фонд за десять лет, что существует, помог почти четырем тысячам детей. Когда вы творите добро, то сами начинаете по-другому жить. И легче становится вам самому с собой.
в: Вы хотели бы, чтобы кто-нибудь из ваших детей стал продолжателем музыкальной династии Спивакова?
о: Я считаю, мы не должны душить их своей любовью и заставлять их жить нашей жизнью. Своих детей я никогда не принуждал к занятиям музыкой. Старшая дочь великолепно играла на рояле, но оставила это занятие безо всяких упреков с моей стороны и сейчас изучает философию в Американском университете Парижа. А средняя дочь прекрасно играет на флейте и рисует пастелью. Пока есть интерес, пусть занимается. Но диктовать дочерям выбор профессии я никогда не стану.
в: Народная любовь часто приобретает самые причудливые формы. Например, вам нравится видеть бутылку вина, на этикетке которой ваш портрет?
о: Нет. Ахматова гениально заметила: "Молитесь на ночь, чтобы вам вдруг не проснуться знаменитым". Я думаю, она и подобную ситуацию имела в виду. Иногда трудно бывает все это выдержать. Люди в избытке чувств даже не догадываются, что в галошах норовят к тебе в душу залезть. Но ничего не поделаешь. Я научился терпеть.
Случаются и комичные эпизоды. Сейчас на гастролях в Барнауле директор "Виртуозов Москвы" позвал меня зайти на рынок купить бруснички. В результате нам ни за что не дали заплатить. Глядя мне в глаза, продавцы лишь восклицали: "Живой!" В ответ я констатировал: "Пока живой". В Москву мы вернулись с чудовищной поклажей из маринованных помидоров и прочих даров.
в: Вы суеверны?
о: В небольшой степени. У меня нет особых ритуалов перед концертами. Я только всегда очень волнуюсь и избавиться от этого волнения не могу.
в: В каком настроении Национальный филармонический оркестр открыл свой четвертый сезон?
о: В рабочем. Как говорил академик Сахаров, идем в заданном направлении. И уже пройден огромный путь. В оркестре нужно уметь создать комфортную творческую обстановку, чтобы человек смог обнажить все лучшее, что в нем есть. Дирижер должен быть лидером, которого не страшатся, а уважают. При этом я считаю пагубной систему, когда оркестр все время видит перед собой одно и то же лицо. К нему привыкают, чувства притупляются. Нужны варианты, чтобы любые приезжающие дирижеры чувствовали, что с этим оркестром можно сыграть все что угодно. Если посмотреть количество концертов и сделанных НФОРом за последнее время программ дистанция просто невероятная. Год идет за пять.
в: Вы не ощущаете ревности со стороны своих знаменитых "Виртуозов Москвы"?
о: Все происходит по семейной модели, где существует проблема младших и старших детей. Но в результате все приходит в гармонию. Я это хорошо знаю по своей семье. "Виртуозы" понимают, что сейчас я должен в первую очередь поставить на ноги большой оркестр.
в: Вы когда-нибудь жалели, что отказались от миллиона долларов, который испанцы были готовы вам заплатить, лишь бы "Виртуозы Москвы" стали "Виртуозами Барселоны"?
о: Никогда. Я вообще не жалею о потерянных деньгах. Мне это не свойственно.
в: "Виртуозы" всегда были построены по караяновскому принципу ни одной юбки в оркестре. Не было ли у вас идеи опробовать эту модель и на симфоническом оркестре?
о: Нет. С годами я смягчился. Сегодня и среди "Виртуозов" наконец появились женщины, хотя сами "Виртуозы" этого категорически не хотели. Тосканини как-то заметил: "Если женщина красива, то она мешает работе оркестра, если она уродлива, то мешает мне".
в: А вам?
о: Мне не мешает ни то, ни другое.
в: Вы думаете, когда-нибудь наступит момент, когда вы сами к себе будете относиться в первую очередь как к дирижеру, а потом уже как к скрипачу?
о: Наверное. В любом деле есть свой срок, отпущенный природой. Однажды Бернстайн мне сказал: "Когда ты будешь так же дирижировать, как ты играешь на скрипке, значит, ты стал дирижером". Сейчас я чувствую, что достиг дирижерской свободы.
в: Где вам легче добывать деньги под свое имя в России или за границей?
о: Везде трудно. Никто легко не расстается со своими деньгами. Тем более классическая музыка не способна приносить такой же доход, как шоу-бизнес. Но все равно в нее нужно вкладываться, потому что это "гохран" нации. А основным меценатом должно быть государство. Всегда и везде самый трудный вопрос в финансовой поддержке. Приходится просить. Это очень тяжело. Но все же, думаю, верна мысль, что не следует быть гордым, когда просишь ради хорошего дела. И надежд я не оставляю...