Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили о способных изменять время и пространство технологиях
Мир
На Западе раскритиковали ЕС за создание образа общего врага из России
Общество
Мошенники начали взламывать «Госуслуги» через функцию демонстрации экрана
Общество
Озвучивавший Брюса Уиллиса актер Владимир Герасимов умер на 75-м году жизни
Мир
В Британии опровергли прекращение отношений с КНР из-за давления США
Мир
В Румынии пройдут многонациональные военные учения Dacian spring 2025
Происшествия
Площадь пожара в цеху в Курске увеличилась до 17 тыс. кв. м
Мир
WP сообщила о планах DOGE использовать базу данных Medicare для борьбы с мигрантами
Общество
В МВД сообщили о длительном расследовании в отношении экс-губернатора Смирнова
Армия
Гвардии младший сержант Смольянинов восстановил поврежденную линию связи в зоне СВО
Общество
Задержан экс-губернатор Курской области Алексей Смирнов
Интернет и технологии
NYT сообщила о планах США запретить DeepSeek покупать американские технологии
Общество
Больше половины россиян используют диалектизмы при онлайн-покупках
Общество
Путин выразил благодарность руководству ХАМАС за освобождение заложников
Общество
«Известия» подарили газеты от 9 мая 1945 года лучшим первичным организациям ветеранов
Наука и техника
В РФ создали прибор для лечения травм головы и СДВГ
Авто
Четверть россиян не имеют водительских прав и не планируют их получать

Писатель-сатирик Михаил Жванецкий: "Сейчас умных стало больше, но количество идиотов не уменьшилось"

"Юмор — это не шутка. Это не слова. Это не поскользнувшаяся старушка. Юмор — это даже не Чаплин. Юмор — это редкое состояние человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…" — так сказал о юморе в одной из своих миниатюр Михаил Жванецкий. О себе сказал. Ибо время, когда он весел и умен, продолжается, что и засвидетельствовал его концерт, состоявшийся на днях в киевском дворце "Украина"
252
Михаил Жванецкий: "Сейчас умных стало больше, но количество идиотов не уменьшилось" (фото Игорь Захаркин)
Выделить главное
Вкл
Выкл

"Юмор — это не шутка. Это не слова. Это не поскользнувшаяся старушка. Юмор — это даже не Чаплин. Юмор — это редкое состояние человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…" — так сказал о юморе в одной из своих миниатюр Михаил Жванецкий. О себе сказал. Ибо время, когда он весел и умен, продолжается, что и засвидетельствовал его концерт, состоявшийся на днях в киевском дворце "Украина".

Концерт шел по нарастающей, как тайфун в океане. Почти все второе отделение на Жванецкого обрушивался шквал аплодисментов. А наибольший восторг зала вызвал "монолог мэра". И хотя автор божился, что сочинил его несколько лет назад, он попал в самую точку именно в Киеве и именно сегодня. Что и говорить, гениальное — бессмертно…

А следующим утром мэтр нашел время встретиться с пишущей и снимающей братией. Пресс-конференцию вела "чрезвычайный и полномочный представитель Жванецкого в Киеве" журналистка Валентина Серикова. Она же и задала первый вопрос, напомнив Михал Михалычу о его недавней встрече с киевскими студентами.

 — Да, — признался Жванецкий, — с удовольствием общаюсь с этими ребятами. Раньше мне говорили: я вас люблю, я вас обожаю. Потом постепенно перешли к тому, что "мой папа вас любит, моя мама вас любит", ну и кто-то уже стал говорить: моя бабушка вас обожает. Вот я поэтому и не рассчитывал, что так тепло пройдет встреча с молодежью. И вчера ее на концерте было много. Скажу откровенно, я очень рад…

В этот момент в зале агентства "РИА", где проходила пресс-конференция, запала пауза. И я не преминул ею воспользоваться.

вопрос: Михал Михалыч, когда выйдет ваша книга афоризмов? Мы ее ждем.

ответ: Я полагаю весной. Валя (кивок в сторону Сериковой) все собрала — она это умеет — и издаст. Сам их недавно перечитал. И, знаете, ничего, нормально! Я даже приободрился. Меня же советские писатели воспитали в духе того, что "ты, Миша, не писатель. Тебя нельзя читать глазами". Они в меня вдалбливали комплекс неполноценности. А я ходил и думал, а чем же меня читать, если глазами нельзя?

в: Они и Окуджаве говорили, что он "не поэт"…

о: И Высоцкому. В последнее время у меня, возможно, не так смешно получается: возраст — стало больше печали, но умение писать я в себе до сих пор ценю. Жванецкий смотрит в зал и понимает, что сомневающихся в его таланте здесь нет. Он улыбается, и своеобразная игра "вопрос—ответ" закручивается веселее. Желающих пообщаться с Мэтром собралось немало.

в: Вчера вы сказали, что красота мир не спасет.

о: Не спасет. Не знаю, что Федор Михайлович имел в виду. Сколько красоты нам показывают, сколько женских тел, всех нас держат в слегка возбужденном состоянии — а мир спасти не удалось. Мир, я думаю, вообще ничто не спасет… А чего его спасать? У меня недавно на телевидении спросили: "Вы боитесь будущего?" А чего его боятся? Какое будет — такое и будет.

в: А жить стало веселей?

о: Жить было весело раньше. Такого количества идиотов сверху я не видел, они шли рядами, как армия. Количество дураков и умных примерно равнялось. Сейчас умных стало больше, но количество идиотов не уменьшилось. Зато по всем капиллярам люди ползут в политику, теряя юмор, правду, приобретая лживость — ну что они там находят, кроме материального благополучия? Мы больше думаем о стране, чем они. Да, что-то я стал злым. Мне как-то Леня Парфенов сказал: "Когда вы в хорошем настроении, вы лучше всех, когда в плохом — хуже всех".

в: А что вы думаете о политиках?

о: Когда собирается много людей, потерявших чувство юмора, это всегда вызывает дикий смех у тех, кто за этим наблюдает. В Украине сейчас больше свободы, чем в России. Но эти бесконечные дебаты — в парламенте, на телевидении, в газетах. Одни дебаты. Это уже вызывает смех. Потому что когда-нибудь они ведь должны кончиться. Самолет должен взлететь. Он не может взлететь из-за того, что обсуждается каждое колесо.

в: А президент вам какой больше нравится?

о: Я с Виктором Андреевичем не встречался, мне кажется, он человек более печальный. Наш же все время шутит… Вот, говорят, мэр Киева тоже очень веселый… У Путина спросишь: "А где же наша демократия?" — он тут же скажет: "А где? Нету! Страна такая и народ…" Никаких вопросов не боится, говорит на любые темы. В результате вы уползаете с поля боя. Там надо быть очень осторожным. Я в этих диспутах участвовать не могу: меня один раз задень — я, как моя жена, развернусь и уйду. Если меня обижают — просто уйду. А политик должен уметь терпеть…

в: Годы идут, а с деньгами сейчас получше?

о: У меня материальное благополучие пошло после 60. Но к зарабатыванию денег я отношусь иронически. Другое дело — престиж. Я не могу допустить, чтобы моя зарплата была ниже, чем у Петросяна — это вопрос жизни или смерти! Петросян — моя основная точка отсчета.

в: А кроме Петросяна, на кого равняетесь? (Смех)

о: В основном точкой отсчета для меня является Петросян. Это как от стены: куда бы ты ни пошел — сделал шаг вперед.

в: А если он завтра вдруг закончит карьеру?

о: Я думаю, столько печальных людей будет вокруг. Но вообще-то он талантливый менеджер — вот "Кривое зеркало" вокруг себя собрал… Все что я только что говорил, быть может, больше относится к его личному творчеству. И не будем уж так строги — все-таки живой человек…

в: А как вы относитесь к популярному нынче "Камеди Клаб"?

о: Что я могу сказать… Для мата всегда существовали заборы. Мы долго воевали с этими заборами, добивались, чтобы их снесли. В том числе потому, что там было много матов. Но ребятки преодолевают один из запретов. Наверное, это тоже необходимо. Заберите у них мат, и они сразу потеряются. Говорят, у них из десяти миниатюр одна хорошая. А в юморе, если толпа признает — значит, популярен. Они молодые, крепкие, мускулистые — как противовес "Аншлагу". Что-то в этом есть. Хотя я все- таки за то, чтобы о чем-то думать, а не все время об унитазе, унитазе, унитазе…

в: Общепризнано, что Жванецкий — гений. Как вам живется с осознанием этого? о: Снова подбрасываете фразу, от которой балдеешь, — так нечестно! Я не могу всерьез к этому относиться: при жизни очень трудно оценить свои достижения. Хотя, как видим, то, что я накропал, живет… Но я часто бываю печален, все время себе не верю: действительно ли хорошо пишу? Действительно ли это кому-то нужно? Действительно ли это литературно? Мне ведь не удается ни сюжет придумать, ничего. Я не могу конкурировать с современными писателями. Вон женщины пишут романы! Полина Дашкова подарила мне тонну своих книг. "Это только для начала", — сказала она. На вечеринках люди задаривают меня сво- ими книгами — ни бокал, ни рюмку взять, засовываю их за пояс, забываю на окне… Потом читаю и думаю: это ж надо, так растянуть сюжет. Нет, я так не умею. Я им дико завидую.

в: Чувство юмора — его можно развить или с ним нужно родиться?

о: Маленький совет. Если у вас нет чувства юмора — держите возле себя человека, у которого есть чувство юмора. Вообще хотя бы следите за ним. Нет, развить чувство юмора невозможно. И это грустно. Мне грустно, когда я встречаю людей, лишенных чувства юмора. А их очень много. Особенно "патриотически" настроенных— они почему-то все юмора начисто лишены. Они очень серьезны. Все время трескучие фразы, бесконечная геополитика, все жутко пафосное. Я, наверное, кажусь им очень мелким и вшивым, потому что я ироничен. Ну, а они — мне. Так и живем… "Незамедлительно не выпитая третья нейтрализует действие первой и второй". Это Жванецкий сказал. И значит, не все потеряно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением