Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил православных христиан с Пасхой
Мир
СМИ узнали о готовности ХАМАС к сделке по прекращению огня с Израилем
Общество
В Ростовской области начали проверку из-за схода секций электровоза грузопоезда
Мир
Израильская полиция задержала охрану греческого консула в храме в Иерусалиме
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и порывистый ветер в Москве 5 мая
Общество
Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости
Мир
Захарова пообещала ответ РФ на враждебные действия со стороны Прибалтики
Мир
Макрон заявил о необходимости сохранять возможность переговоров с Россией
Армия
Зенитчики ВС РФ уничтожили над Херсонской областью ударный беспилотник Warmate
Мир
На Украине подтвердили попытки бегства уклонистов в Молдавию
Мир
В Нью-Йорке прошло шествие в память о ветеранах Второй мировой войны
Мир
В Белом доме признали невозможность военной помощи США Украине остановить Россию
Армия
Ремонтники группировки «Восток» пополнили парк трофейной техники танком Т-64 ВСУ
Мир
Захарова прокомментировала проверки пассажиров из РФ в аэропорту Кишинева
Армия
Специалисты МТО подготовили к Пасхе десятки тысяч куличей и яиц для бойцов ВС РФ
Мир
Президент Кубы планирует посетить Россию для участия в параде Победы
Наука и техника
В Японии осенью планируют начать тесты препарата для выращивания зубов

Монументальное неравенство

Накануне женского дня депутаты Мосгордумы приняли решение установить в столице памятник великой княгине Евдокии Московской, супруге Дмитрия Донского, после смерти мужа ставшей фактической правительницей московского государства. Налицо уникальность события - княгиня станет пятой женщиной, удостоившейся такой чести в Москве. Не считая, конечно, безымянных русалок, наяд, девушек с веслами и т.д. "Известия" попытались разобраться в корнях "монументального" сексизма.
0
Народный гипсовый памятник Аллле Пугачевой
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накануне женского дня депутаты Мосгордумы приняли решение установить в столице памятник великой княгине Евдокии Московской, супруге Дмитрия Донского, после смерти мужа ставшей фактической правительницей московского государства. Налицо уникальность события - княгиня станет пятой женщиной, удостоившейся такой чести в Москве. Не считая, конечно, безымянных русалок, наяд, девушек с веслами и т.д. "Известия" попытались разобраться в корнях "монументального" сексизма.

В столице, по данным комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, сегодня насчитывается около 600 памятников, бюстов и скульптурных портретов. Но после демонтажа знаменитой мухинской колхозницы вместе с рабочим и похищения гипсовой скульптуры Аллы Пугачевой, установленной во дворе дома певицы на Земляном Валу, женских памятников в городе осталось всего ничего: Надежде Крупской (один - на Сретенке, второй - на Ленинском проспекте в компании с мужем), Наталье Гончаровой (один - на Старом Арбате, второй - у Никитских ворот, в обоих случаях рядом с мужем), летчице Валентине Гризодубовой (на Кутузовском проспекте) и поэтессе Анне Ахматовой (на Ордынке).

- Среднестатистический московский памятник - это мужчина, стоящий в пальто или пиджаке, - поделился своими наблюдениями с "Известиями" депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. - Но тот факт, что все пьедесталы заняты представителями сильной части человечества, - не проявление сексизма, а ход нашей истории: почти все судьбоносные решения в нашей стране принимались мужчинами.

Председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Сергей Петров с коллегой согласен.

- Любая война, которую вела Россия, оставляла за собой на московских улицах сонм бронзовых героев, - рассказал он "Известиям". - После Смутного времени появились Минин и Пожарский, после Великой Отечественной войны - Георгий Жуков и множество других героев. Так что женщин у нас не притесняли, просто среди полководцев их было не много.

Впрочем, история Москвы знает один случай, когда женщину сняли с постамента именно из-за ее половой принадлежности.

- Когда-то башенку дома на Пушкинской площади, где сейчас находится магазин "Армения", венчала скульптурная композиция балерины Лепешинской, - рассказал "Известиям" искусствовед Геннадий Холманских. - По легенде, ее приказала снять министр культуры Фурцева, когда узнала, что здание получило неофициальное имя "Дома под юбкой", а московские мачо, проводя экскурсии по городу, специально водят своих родственников из провинции полюбоваться на нижнее белье танцовщицы.

Справедливости ради стоит заметить, что "женских" монументов даже в самых либеральных странах гораздо меньше, чем "мужских". До XX века памятников, как правило, удостаивались полководцы, императоры и императрицы, но таких даже в просвещенной Европе можно было пересчитать по пальцам. Кстати, Россия была в этом списке далеко не на самом последнем месте: императриц у нас хватало, поэтому до революции практически во всех крупных городах стояли памятники Екатерине II или Елизавете I.

А вы бы какой женщине поставили памятник?

Марине Цветаевой

Мария Арбатова, писательница:

— У нас женщина является менее ценным персонажем с точки зрения социальной значимости, чем мужчина. Именно поэтому у нас всегда любили ставить женщинам памятники в виде русалки или наяды — то есть выбирались те формы, где демонстрировались половые признаки. Навскидку я могу вспомнить в Москве только один памятник, посвященный женщине — монумент Надежде Константиновне Крупской. Да, в последние годы поставили два памятника Александру Пушкину и Наталье Гончаровой, но, если вы заметили, Гончарова там тоже выступает как носитель половых признаков, то есть в роли жены Пушкина. А вообще-то я давно мечтаю, чтобы на Новом Арбате, недалеко от дома-музея Марины Цветаевой появился памятник этой поэтессе. Обязательно на проспекте. Памятники не надо загонять к домам-музеям — их должны видеть люди. А вообще список памятников, поставленных в честь известных женщин, должен быть очень длинным. У нас в Москве даже достойного памятника Екатерине Второй нет.

Галине Старовойтовой

Ирина Хакамада, политик:

— В царской России столицей был Санкт-Петербург, поэтому там есть памятник Екатерине II, а Москва — это революционная столица. В советской России женщины клали шпалы, в косынках ходили, Родину защищали, но героями назначали мужчин. Сейчас ситуация поменялась. В том же Питере недавно поставили памятник Марине Цветаевой, сейчас вроде бы близки к тому, чтобы поставить памятник Галине Старовойтовой. Но этого мало. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы памятников женщинам было больше и стояли они не во дворах, а на центральных улицах, — так их увидит огромное число людей.

Любови Орловой или Клавдии Шульженко

Артемий Троицкий, музыкальный критик:

— Памятников женщинам у нас мало, потому что в российской истории было мало знаменитых, всеми узнаваемых тетушек. Когда я заведовал журналом Playboy, то наша эротическая серия "Знаменитые женщины прошлого", которых не сильно одетыми изображал художник Врубель, быстро закончилась. Много вы знаменитых россиянок знаете? Боярыня Морозова, Наталья Гончарова... список моментально иссякнет. Но пробелы устранять нужно. Екатерину II где-нибудь в Царицыне увековечить просто необходимо. Не обязательно в порнопозе с фаворитами — можно и в державных одеяниях... В ХХ веке, конечно, знаменитых тетушек и занятных гражданочек побольше. Можно было бы поставить памятник Любови Орловой или Клавдии Шульженко — их народ любит. Или Алле Пугачевой.

Комментарии
Прямой эфир