Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Армия Израиля заявила о начале новой операции в секторе Газа
Мир
Премьер-министр Дании заявила о планах посетить Гренландию в апреле
Общество
Подозреваемый в убийстве бизнесмена в подмосковном Мисайлово задержан
Мир
СМИ сообщили о желании Киева внести изменения в новое соглашение по ресурсам
Мир
Начался процесс репатриации тел погибших при крушении батискафа россиян
Авто
Минпромторг расширил перечень облагаемых налогом на роскошь автомобилей
Мир
Пентагон пересмотрит численность гражданского персонала
Мир
Общественный деятель назвал землетрясение в Мьянме крупнейшим за 100 лет
Мир
Более 100 российских спасателей прибыли в Мьянму для оказания помощи
Происшествия
Бизнесмена убили в подмосковном Мисайлово
Мир
Эквадор начал готовиться к размещению американских войск
Общество
Роспотребнадзор взял под контроль сообщения о неизвестном вирусе
Мир
СМИ сообщили об увольнениях сотрудников Йеля и Гарварда под давлением Трампа
Мир
В Дании заявили о планах закупить сотни морских мин для усиления обороноспособности
Армия
В Минобороны заявили о наращивании ВСУ количества атак на энергоинфраструктуру РФ
Мир
Экс-посол Украины заявил о проигрыше Киева и Вашингтона на переговорах в Эр-Рияде
Мир
СМИ узнали о подписании Хегсетом документа о сокращении штата минобороны США
Мир
Армия Израиля заявила о начале новой операции в секторе Газа
Мир
Премьер-министр Дании заявила о планах посетить Гренландию в апреле
Общество
Подозреваемый в убийстве бизнесмена в подмосковном Мисайлово задержан
Мир
СМИ сообщили о желании Киева внести изменения в новое соглашение по ресурсам
Мир
Начался процесс репатриации тел погибших при крушении батискафа россиян
Авто
Минпромторг расширил перечень облагаемых налогом на роскошь автомобилей
Мир
Пентагон пересмотрит численность гражданского персонала
Мир
Общественный деятель назвал землетрясение в Мьянме крупнейшим за 100 лет
Мир
Более 100 российских спасателей прибыли в Мьянму для оказания помощи
Происшествия
Бизнесмена убили в подмосковном Мисайлово
Мир
Эквадор начал готовиться к размещению американских войск
Общество
Роспотребнадзор взял под контроль сообщения о неизвестном вирусе
Мир
СМИ сообщили об увольнениях сотрудников Йеля и Гарварда под давлением Трампа
Мир
В Дании заявили о планах закупить сотни морских мин для усиления обороноспособности
Армия
В Минобороны заявили о наращивании ВСУ количества атак на энергоинфраструктуру РФ
Мир
Экс-посол Украины заявил о проигрыше Киева и Вашингтона на переговорах в Эр-Рияде
Мир
СМИ узнали о подписании Хегсетом документа о сокращении штата минобороны США

Возвращение Тарковского

Андрей Тарковский снял на "Мосфильме" всего пять картин. Дебют - "Иваново детство", фильм, ставший обладателем "Золотого льва" в Венеции; "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер". В вынужденной эмиграции - еще три: "Ностальгию", "Жертвоприношение" и полнометражную документальную ленту с Тонино Гуэррой "Время путешествий".
78
На съемках "Ностальгии", (фото: AFP)
Выделить главное
Вкл
Выкл

Андрей Тарковский снял на "Мосфильме" всего пять картин. Дебют — "Иваново детство", фильм, ставший обладателем "Золотого льва" в Венеции; "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер". В вынужденной эмиграции — еще три: "Ностальгию", "Жертвоприношение" и полнометражную документальную ленту с Тонино Гуэррой "Время путешествий". Если приплюсовать сюда дипломную работу "Каток и скрипка", получится творческий путь длиной в 24 года и 8 Ѕ фильмов. По ним, как по романам Толстого и Достоевского, теперь изучают загадку русской души.

Фильм "Сталкер" вышел в прокат в 1980 году. Было сделано всего 196 копий. На всю Москву выделили три. И за первые же месяцы только в Москве картину посмотрели два миллиона зрителей. Время все расставляет на свои места, потому сегодня можно утверждать, что фильмы Андрея Тарковского — коммерчески успешные. Только срок их окупаемости — не первая неделя проката, а вся жизнь.

Время разъяснило, что Андрей Тарковский был не просто кинорежиссером, но и философом: "Любой художник в любом жанре стремится выразить как можно глубже внутренний мир человека... Я вдруг совершенно неожиданно для себя обнаружил, что все эти годы занимался одним и тем же и, по существу, меня интересуют всегда одни и те же проблемы. Я делал разные фильмы, все они возникли по одной причине — они призваны рассказать о внутренней двойственности человека. О его противоречивом положении между духом и материей, между духовными идеалами и необходимостью существовать в материальном мире...". 

Мастер ставил перед собой высокие планки, а государственная машина — барьеры, и потому множество замыслов осталось нереализованными. Но в мире вообще мало примеров, когда судьба таланта складывалась бы счастливо.

Только бездари оправдываются, что в музыке всего семь нот, забывая, что есть еще бемоли, диезы, бекары и главное — умение слышать тишину и звуки окружающего мира. Во втором своем фильме — "Андрей Рублев" Андрей Арсеньевич работал с экранным пространством, используя все на тот момент существующие технические и художественные возможности кино. После первого просмотра рабочих материалов молодой режиссер записал: "Мерцающий передо мной результат доказывал, что мое представление о том, что средствами киноискусства можно получить отпечаток человеческой души, единственного в своем роде человеческого опыта, ни в коем случае не есть плод праздной игры ума, а бесспорная реальность". Мистическая связь между творцом и его произведением была установлена.

Фильмы Тарковского из образов и звуков складывали духовный сюжет жизни художника. Нам он завещал не менее трудную работу — вслушиваться, всматриваться в его подсказки и проходить самим собственный путь постижения истины.

Вице-президент Фонда им. Тарковского Марианна Чугунова: "Когда у Тарковского было хорошее настроение, он повторял: "Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку"

Среди тех, кому посчастливилось наблюдать Андрея Арсеньевича на съемочной площадке и в жизни, — киновед Марианна Чугунова. Легендарная московская личность, без которой кинопейзаж Москвы был бы неполным. Она познакомилась с Мастером, когда ей было всего 15 лет, — в 1964 году. В 1966-м, уже работая на "Мосфильме", стала добровольным помощником съемочной группы "Рублева". А потом были "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия"...

вопрос: Почему именно Тарковский? 

ответ: Не знаю. Передо мной так вопрос никогда не стоял. И сейчас не стоит. Может быть, потрясение от "Иванова детства", подкрепленное личным знакомством, подаренная мне возможность хоть чем-то когда-то помочь ему, сделать пусть самую незначительную, но нужную малость в те годы определили мое отношение к Андрею Арсеньевичу. Сейчас остается только жалеть о том, что я для Тарковского не сделала или сделала не так...

в: Но ведь гении не всегда бывают справедливы к своему окружению.

о: Больше всего попадает тем, кто ближе. Мне попадало все время и за всех. Если справедливо, ругала себя последними словами, если несправедливо — обижалась и долго страдала. Особенно тяжело было в начале съемок, пока еще не просмотрен первый материал и у Тарковского нет уверенности, что он на правильном пути. Зато когда начинались монтаж и озвучание, Андрей Арсеньевич менялся — он любил этот период производства. Любил сидеть за монтажным столом и, как часто говорил, вытягивал роли на озвучании: во время съемок слишком многое отвлекало его. Иногда пиротехнический дым, а подымить он любил, занимал его внимание значительно больше, чем актер, играющий свой кульминационный эпизод.

в: О требовательности Тарковского на "Мосфильме" ходили легенды. 

о: Требовательность Тарковского для меня была нормой. Остальные режиссеры, с которыми мне приходилось работать, были не столь требовательны или нетребовательны вообще, что меня всегда удивляло. Помню, на съемки одного фильма, где больную учительницу должны были проведать два ученика, я привела двадцать детей. Но режиссер так и не понял, что детей для одного кадра тоже надо отбирать. В итоге снимали эпизод, будто проведать героиню пришел весь класс... У Тарковского же в кадре не было ничего случайного, непредусмотренного, лишнего. На натуре красились стволы деревьев и листики кустарника, обрабатывался каждый сантиметр земли, если эта земля была в кадре. Все это знали и были готовы выполнить любые требования. Конечно, порой кто-то что-то забывал. Тогда попадало в зависимости от настроения Андрея Арсеньевича — или всем, или только виновнику.

в: Позволял ли Андрей Арсеньевич с собой спорить?

о: Что-то из актерских предложений Тарковский принимал, чаще отвергал, иногда обманывал, но делал только то, что считал полезным для фильма. Некий второй режиссер пытался навязать ему свои представления о взаимоотношениях режиссера-постановщика и второго режиссера, именуемого на студии "начальником штаба", но быстро расстался со съемочной группой. Другое дело операторы. Тут споры, бывало, доходили до серьезного накала. А чаще всего спорили пиротехники. Но заменить одного спорящего пиротехника можно только другим спорящим пиротехником — оставалось настаивать...

в: Что могло Тарковского обрадовать или рассмешить?

о: Он говорил, что у него специфическое чувство юмора. Его мог рассмешить какой-нибудь анекдот, особенно анекдоты, которые рассказывал Александр Кайдановский. Когда у Тарковского было хорошее настроение, он, подражая Мордюковой из "Бриллиантовой руки", повторял: "Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку". Это значило, что все в порядке.

в: Вы составили программу мини-фестиваля, который посвящен юбилею Тарковского и пройдет в кинотеатре "Иллюзион". По какому принципу отбирались картины?

о: В советские времена, когда мировые киноновинки могли смотреть только чиновники Госкино и обитатели дач Политбюро, существовала практика просмотров по особым разрешениям. Перед запуском любого фильма со всех киностудий СССР писались в Госкино письма с просьбой о "предоставлении возможности познакомиться с тенденциями современного киноискусства" и прикладывался внушительный список мечты. Избранные счастливчики могли провести в Госфильмофонде несколько часов или даже дней. Только в списке Тарковского всегда были одни и те же картины — "Дневник сельского священника" и "Мушетт" Брессона, "Семь самураев" или что-то еще из Куросавы, "Угэцу моногатари" Мидзогути, Бергман, Бунюэль... Но ему было мало студийных просмотров. Тарковский практически ни разу, если, конечно, был в Москве, не пропустил показы фильмов своих любимых режиссеров в кинотеатре "Иллюзион". В старом зале "Иллюзиона" слева от входа была пристроена будочка переводчика. Между входной дверью и будочкой стояло три стула. Вот на этих стульях пристраивался Тарковский и смотрел те фильмы, которые мы предлагаем вниманию московской публики. Особое место в этой программе занимает незаслуженно забытая "Табачная дорога" Джона Форда. Тарковский говорил: "Есть кино, а есть американское кино". Исключение из американского кино для него составляли "Гражданин Кейн" и "Табачная дорога".

Как будут отмечать юбилей Тарковского

4 апреля, ЦДЛ — юбилейный вечер. Участвуют Василий Аксенов, Алла Демидова, Игорь Золотусский, Александр Сокуров, Олег Янковский. Будет показана киномузыкальная композиция "Посвящение Андрею Тарковскому". Режиссер вечера — Андрей Тарковский-мл.

7 апреля, киноклуб "Эльдар" — киновечер "Два Тарковских".

24 апреля, ЦДЛ — творческий вечер Тонино Гуэрры памяти Андрея Тарковского. В программе — фильм "Ностальгия".

Ретроспективы:

Все фильмы Тарковского в Государственном центральном музее кино (Киноконцертный зал ЦДХ) 3 — 11 апреля.

Любимые фильмы Тарковского в кинотеатре "Иллюзион" 11— 19 апреля.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением