Смех по-британски
5 апреля в российский прокат выходит британский фильм "Типа крутые легавые" (оригинальное название Hot Fuzz). Спор между британскими и американскими кинематографистами начался не сегодня, а еще в середине 30-х годов прошлого века. Сделать не так, как в Голливуде, лучше, чем в Голливуде, для англичан вопрос чести. "Типа крутые легавые" стали эффектным аргументом в пользу Британии.
Working title films сегодня кинокомпания номер один в Великобритании, а на мой вкус и в Европе в целом. В ее портфолио такие достижения, как "Реальная любовь", "Дневники (12) Бриджит Джонс", "Билли Элиот", "Фарго" и еще несколько десятков ярких, остроумных фильмов. Потому, увидев в начальных титрах название производителя, знатоки сразу расслабились, по опыту зная качество будет безупречным. Тем более что английский юмор нам близок, а по аутентичным английским газонам (тем, что стригут на протяжении трехсот лет) ходят британские театральные артисты.
Однако в этой части возникает большая проблема фамилии прекрасных английских актеров зрителю ничего не говорят. Они в отличие от голливудских звезд не запоминаются по фамилиям только по созданным образам. Потому скажем так: начальника полиции сыграл один из крупнейших артистов Великобритании, "оскаровский" лауреат Джим Бродбент (папа Бриджит Джонс и муж писательницы Айрис Мердок в фильме "Айрис"). Владельца супермаркета Тимоти Далтон (экс-Бонд). Эффектно появляются Пэдди Консидайн (Филл "Мое лето любви"), Билл Найи (престарелый рокер в "Реальной любви"; также в гриме Кальмара играл на органе в "Пиратах Карибского моря: Сундук мертвеца"), Стив Куган (Тони "Круглосуточные тусовщики")... Словом, в безбашенной по событиям и неожиданной по крутым поворотам кинокомедии играет команда мечты. Играет, явно получая удовольствие, но не переигрывает, потому что чувство стиля прежде всего.
Сюжет строится на популярном английском выражении: "у каждого свой скелет в шкафу". Режиссер Эдгар Райт вместе с исполнителем главной роли и соавтором сценария Саймоном Пеггом понятие шкафа расширили до внешне прекрасного и благообразного городка Сэнфорд. А уж там "скелеты" стали встречаться полицейскому Николасу Энджелу, сосланному из Лондона за излишнюю ретивость, прямо-таки на каждом шагу: в магазинах, на кладбище, в пабе, в частных особнячках, в церкви и даже в самом полицейском участке. Главный герой исполнительный полицейский, идеалист с полным отсутствием юмора преисполнен решимости искоренить этот готический кошмар...
У жителей городка возникает проблема как теперь жить, если поступки новичка противоречат сложившимся устоям, неправильным, даже преступным, но таким привычным? Вначале городок решает перетерпеть, но потом выходит на тропу войны с крутым (или тупым) одиночкой, у которого неожиданно появляется друг из местных.
О мастерстве сценаристов и режиссера говорит важная деталь. Считается, что для комедии метраж два часа это слишком. "Типа крутые легавые" смотрятся на одном дыхании. Ритмическая смена насыщенных ситуаций на два-три шага опережает зрительские ожидания. В кадре работают каждая деталь, жест, взгляд, идеально сочетая смешное, страшное и лирическое. Эдгар Райт, Саймон Пегг и его партнер по сюжету Ник Фрост прекрасно понимают, что они не первые в мире снимают фильм в жанре кинопародии. Внимательный зритель увидит изящные приветы, переданные братьям Маркс, Тарантино, Гаю Ритчи, крутым голливудским боевикам, а также Агате Кристи и Диккенсу. Лишь одно неудобство сопровождает просмотр из-за непрекращающегося собственного (или соседского) смеха можно пропустить удачные шутки...
Пародия на полицейскую тему в частности и на национальный английский характер в целом за первые пять дней проката собрала в Великобритании свыше 11 млн фунтов стерлингов. Ни в одной стране не умеют так смеяться над собой, как в Англии.