Телеведущий Александр Гордон: "Хватит доставлять зрителю удовольствие!"

В субботу на "Первом канале" - очередной выпуск программы "Закрытый показ". Ее герои вместе с ведущим Александром Гордоном не только смотрят отечественное авторское кино, но и обсуждают увиденное. Почему наши фильмы нельзя поставить в сетку "просто так", без дополнительной дискуссии, Александр Гордон объяснил корреспонденту "Недели" Анне Фединой.
вопрос: Почему возник "Закрытый показ"?
ответ: Наряду с робкими попытками копировать западное аттракционное кино у нас сейчас появляется то, что можно с большими оговорками отнести к кино авторскому. К сожалению, российский прокат не готов к появлению таких фильмов. Они не только не могут конкурировать с так называемыми большими картинами, но и окупиться могут лишь за 10 недель проката. А в России это пока невозможно.
Но фильмы все равно появляются. Куда их девать-то, такие фильмы? Константин Львович Эрнст мудро понял, что образуется новая ниша, так почему бы ее не захватить? Но совершенно ясно, что если такие фильмы показывать, не подготавливая телезрителя к тому, что он сейчас увидит, то главного, чего добивается любой канал, - рейтинга - не будет. Фильм просто не разглядят. Поэтому эти бриллианты стали вставлять в деревянную оправу программы под названием "Закрытый показ".
в: А кино, которое вы показываете, стоит того, чтобы зритель его смотрел?
о: Перефразируя Сталина, могу сказать: другого кино у меня для вас нет. Мне кажется, что обсуждение полезно в любом случае. Наши режиссеры сейчас снимают как бог на душу положит. Никто друг друга не смотрит. Так пусть хоть на "Закрытом показе" что-то увидят и мнение других о себе услышат.
в: Это внутрикорпоративные задачи. А как же зритель?
о: Телезритель от кинозрителя отличается очень существенно. В кино ходят в основном подростки, они и определяют рынок. Люди, которые относятся к кино серьезнее, могут смотреть DVD. Но возможность сравнить свои ощущения с впечатлениями других зрителей, а для молодой аудитории еще и научиться анализировать увиденное - соблазнительнее, чем смотреть кино в одиночку. Наш народ последнее время стал путать слезы умиления (для их получения даже сериал "Идиот" снимается как мелодрама) со слезами очищения, тем самым катарсисом. Это наша беда. И какие-то попытки исправить эту ситуацию мы предпринимаем.
в: Кино, которое вы обсуждаете на "Закрытом показе", каналы могли бы просто ставить в сетку, но не ставят. Всему виной неформатность?
о: Я застал еще те времена, когда роль формата играл жанр. Сейчас во всем наблюдается какая-то дикая, мучительная эклектика, видимо, поэтому и понадобился такой жесткий, часто убивающий суть и смысл произведения формат. Жанр настраивает зрителя на определенную волну восприятия, формат делает то же самое, но методом удара ногой по причинным местам. Чем хорош формат? Зритель знает, чего ждать. Сказано: "Будешь смеяться в конце" - смеется.
"Изображая жертву", например, черная подлая комедия. Только это не жанр, а формат. "Многоточие" - мелодрама, но отформатированная под современное восприятие. Совершенно неформатный, конечно, фильм "Эйфория". Но и это не жанр, это что угодно, только не кино. Надо об этом сказать автору? Надо. Даже если после этого у Гордона появляется еще один враг.
Пожалуй, жанр в чистом виде сейчас остался только в американских "стрелялках" и мультиках. Например, "Ледниковый период" - в нем все чисто, понятно, смешно и сделано как-то хорошо. Непонятно только зачем.
в: Чтобы доставлять зрителю удовольствие.
о: Хватит доставлять зрителю удовольствие! Мы уже не знаем, чем еще доставить удовольствие. Все спецэффекты показали, все исторические темы обсосали, всех сумасшедших белок нарисовали, что дальше? Скоро выпустят фильм с мертвыми актерами, но это уже предел.
Почему "Закрытый показ" ведет Гордон?
Рассказывает соавтор программы "Закрытый показ" Любовь Аркус, главный редактор журнала "Сеанс" - издания для тех, кто знает, понимает и делает кино.
"Участие в выборе ведущего мы принимали, но наши предложения не были приняты. Впрочем, если бы мы не были такими невеждами во всем, что касается телевидения, и знали Александра Гордона прежде - то, несомненно, и сами предложили бы его на роль ведущего.
У нас расхождения эстетические (фильмы оцениваем чаще всего противоположно) и профессиональные (ведущий, на наш взгляд, не должен столь явно демонстрировать свое отношение к фильму).
А вот каких у нас расхождений нет - это стилистических. Даже в своих радикальных оценках и эмоциональных перехлестах Гордон неизменно выглядит и звучит "cool". В нем есть качество, которое, на наш взгляд, делает профессию телеведущего искусством: всегда кажется, что он знает и понимает гораздо больше, чем то, что успевает или желает сказать. Ироничность, легкость и некая зона недосказанности. Кроме того, он просто очень похож на завсегдатая синематеки. Это приятно само по себе".