"Ты и радость моя, и моя беда"

В четверг Арбат праздновал маленькие именины - самый известный из всех старых уголков Москвы отметил День района. В праздник не принято говорить о грустном, однако надо честно признать: московские дворики, родина Окуджавы, интеллигентское гнездо и другие арбатские ассоциации становятся в последние годы все более призрачными. Арбат сильно изменился - постарел и опустился. "Известия" попытались подсчитать, чего, кого и сколько вмещает в себя один километр самой известной московской улицы.
В новой истории Москвы каждая крупная улица имеет свой именной козырь - Ленинский проспект, например, в народе прозвали "проспектом унитазов" за обилие сантехнических магазинов, а Новый Арбат - улицей казино. Старый Арбат достоин звания "царства ювелиров" - на относительно короткой улице находится 14 "золотых" заведений. Не считая 7 оценочных контор, скупающих у населения украшения и антиквариат. Все это, слегка почищенное, плавно перекочевывает в расположенные здесь же антикварные магазины - 11 штук - и сувенирные лавки - 18 штук. Компактный бизнес, рассчитанный на туристов.
Впрочем, большинство туристов до магазинов просто не доходят - не могут прорваться через кордон уличных развалов, количеством и разнообразием дешевого и сердитого ассортимента напоминающих Черкизовский рынок. Развалы эти нескольких разновидностей. 20 матрешечно-ушаночных (торгуют солдатскими ушанками от 250 рублей, флагами, майками с надписью "СССР", матрешками от 150 рублей, шкурами - выпотрошенный соболь с головой и лапами стоит 4,5 тысячи рублей, чернобурка - 7,5 тысячи). 5 перчаточно-носочных лотков. 4 - со скатертями, платками и продукцией народных промыслов. 10 живописных, 15 - с неописуемым хламом, от наборов отверток и кастрюль до солдатских фляжек. 2 - с китайскими игрушками.
Если прохожий умудрился миновать без потерь сувенирные укрепления, ресторанное кольцо окружения он уж точно прорвать не сможет. Не считая "Макдоналдса", одного суши-бара и одной кондитерской, на Арбате 15 ресторанов и 14 кафе (если учитывать, что всего на улице 57 домов, то в каждом втором здании можно поесть). Плюс 4 киоска с печеной картошкой и пирожками. В отличие от готовой еды, с продовольствием на Арбате, мягко говоря, плоховато - один ларек "Продукты" возле здания МИДа, один магазин "Овощи-фрукты" и одна булочная. Есть еще 6 табачных киосков и 2 лотка с мороженым.
Парадоксально для когда-то самой читающей страны, но на "московской витрине", которой считается Арбат, практически нет характерных для европейских туристических улиц книжных развалов - если не считать магазина "Украинская книга" и двух очень скромных букинистических.
Из другой невеселой статистики - припаркованные на пешеходной улице машины (20 экземпляров, причем одна из них - посередине). Испещренная выбоинами брусчатка: максимальное количество выбоин на квадратный метр - 17. Общественных туалетов - синих пластиковых кабинок - 3 точки (от 2 до 5 кабинок в каждой) на всей улице. Ровно столько же, сколько гадалок.
Разумеется, душу улицы составляют прохожие. Постоянные обитатели Арбата - художники (удалось насчитать 39 экспресс-портретистов), продавцы развалов (подсчету не поддаются), которые здесь же, возле клетчатых сумок, едят, пьют и вяжут разноцветные шапочки, нищие (5) и "бутерброды" (люди с рекламой магазинов на груди и на спине) - 6. В поле зрения корреспондента за 10 минут попали: 12 ярко выраженных приезжих - глазели по сторонам и имели при себе фотоаппараты, 2 группы интуристов, 2 бомжа, 7 "белых воротничков" (видимо, пришли пообедать), 1 велосипедист и 1 дворник. Единственная встреченная на Арбате женщина с коляской при ближайшем рассмотрении оказалась попрошайкой...
Реконструкция отложена
Еще в 2004 году мэрия приняла решение о реконструкции улицы. Подготовленный мастерской ландшафтного дизайна Моспроекта-2 под руководством Марины Мориной проект включал в себя замену брусчатки, разноцветное мощение, высадку 237 (в другом варианте - 98) деревьев, выдержанные в одном стиле скамейки, вазоны и фонари. Рассматривалась даже идея подогреваемого тротуара. Работы должны были начаться весной 2005 года. Однако через год появилась информация - финансирование проекта прекращено. Заместитель главы управы района Арбат Галина Саморукова осторожно называет новую дату начала реконструкции - 2008 год.
Нас, арбатских жителей, пугает слово "реконструкция"
Телеведущий Виталий Вульф:
Сегодня Арбат превратился в чудовищное место, которое просто физически не может нравиться. Каким он должен быть? Таким, каким был: без фонарей и брусчатки. Он был красивый и широкий. На нем не было грязи, лавок с ушанками и прочей мурой. Зато был троллейбус, идущий от Арбатской площади, и несколько очень хороших антикварных магазинов, где за небольшие деньги можно было что-то стоящее купить. У вахтанговского театра, где постоянно были очереди за билетами, творилось нечто невообразимое, витала потрясающая атмосфера культуры и творчества. Чтобы вернуть все на место, нужно сперва убрать лавки и эти напыщенные фонари. Но кто это будет делать?!
Телеведущая Ангелина Вовк:
У Арбата за постперестроечное время уже сложился определенный (и не самый лучший) имидж. Конечно, в нем до сих пор есть своя прелесть. Но беда в том, что, несмотря на лоск, тут толком нет культуры. Гуляя по Арбату, туристы видят не самый привлекательный образ нашего города. Но это временно. Я верю, что Арбат станет прекрасной улицей и дух Окуджавы отразится не только в памятнике, но и в тех литературных и музыкальных кафе, которые непременно появятся на Арбате. Когда это будет? Рано или поздно. Для начала должны измениться мы сами.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева:
Я появилась на Арбате в 1937 году. В это время квартиры на Арбате имела, как правило, партийная верхушка. Окуджава жил на Арбате лишь потому, что его отец и мать были партийными работниками. Я помню тот Арбат. И хотя я большая поклонница Окуджавы, но тем не менее не разделяю мнения о том, что теперь на этой улице стало хуже. Будто раньше было лучше?! По этой дороге Сталин из Кремля на дачу ездил. У каждого фонаря стояли сотрудники НКВД, проверяли паспорта. А сейчас по Арбату гуляют все. И наши сограждане, которые приезжают из спальных районов, чтобы прошвырнуться по центру, смешиваются здесь с туристами. Они гуляют и пьют кофе на террасе почти как в Париже. Да, вокруг продается всякий хлам, буденовки, матрешки. Но даже это мне нравится. Улица стала очень демократичной. Теперь она для людей, а не для проезда "отца всех времен и народов".
Глава муниципалитета "Арбат" Лидия Буркина:
Чтобы москвичи могли хоть немножечко гордиться Арбатом, надо элементарно привести его в порядок: убрать ларьки, неприличные забегаловки, гадалок, коней, курей все то мыслимое и немыслимое, что на нем прижилось. Починить мостовую там же ноги можно переломать. Фасады некоторых домов отремонтировать. Все это можно делать, не употребляя страшное слово "реконструкция": нас, арбатских жителей, оно пугает, ведь так много всего здесь реконструировали, что от Арбата почти ничего не осталось. Идея подогреваемого тротуара, на мой взгляд, сомнительна эти деньги можно было бы потратить с большим толком на другие нужды Арбата. Зелень это прекрасно. Но не уверена, что дерево может выжить в таких условиях, я не специалист, но неудачный пример озеленения у нас уже был. После первой перестройки здесь росли липки, но все зачахли, потому что под всей улицей идет коллектор. Что касается упорядочения Арбата по зонам теоретически это возможно. Вопрос, как это будет выглядеть на практике. Надо утвердить элементарные правила поведения на пешеходной улице: "не плюй, не пой, не ори и не торгуй без разрешения". И строго их выполнять.