Кинорежиссер Валерий Тодоровский: "Легко ли раздеть Федю Бондарчука посреди Ростова?"
- Статьи
- Культура
- Кинорежиссер Валерий Тодоровский: "Легко ли раздеть Федю Бондарчука посреди Ростова?"

В широкий прокат выходит новый фильм Валерия Тодоровского молодежная драма "Тиски". О наркотрафике, обаянии зла и невеселом добре в жизни и в кино с режиссером побеседовала наш кинообозреватель Вита Рамм.
вопрос: С фильмом "Тиски" вы сделали шаг в сторону от того кино, которым занимались в последние годы.
ответ: Да, я снимал камерные драмы. И мне захотелось сделать кино не разговорно-интеллигентное, а зрелищное. Более наглое, потное, неправильное, что ли. Мне нравится, что "Тиски" получились ярким, "кислотным", даже хулиганским фильмом.
в: Проблемы в фильме темные, а картинка радужная. Не чувствовали противоречий между темой и изображением?
о: Мне хотелось показать некий преуспевающий русский город-миллионник, где живут красивые мальчики-девочки, есть клубы, магазины, где вроде бы нормальная жизнь. Я старался быть честным, но не хотел при этом делать фильм про то, как убогие люди на фоне серых труб от полной безысходности колются. Нет, они все яркие, красивые, отлично и весело живут...
в: И мечтают о больших деньгах.
о: Меня больше интересует не мотив, из-за которого человек попал в систему, а как он пытается из нее выбраться. Наш герой Денис попал в лапы наркобарона Вернера по глупости, а вовсе не потому, что от голода умирал. Тем драматичнее история. Парень ведь и деньгами-то особенно не пользуется, и наступившее его процветание я не показывал принципиально. Но герою очень тяжело сделать правильный выбор. На Дениса давят все. Он между майором наркополиции (Алексей Серебряков) и наркобароном Вернером (Федор Бондарчук), и между двумя друзьями, и между двумя девушками. И каждый тянет его в свою сторону. Борьба идет за его душу. В жизни вообще что-то решать очень трудно. А когда человеку 19 лет, еще труднее, еще мучительнее выбирать.
в: Но ваш фильм воспринимается не только как психологическая история отдельного запутавшегося парня. Проблема наркомании, наркотрафика все равно выходит на первый план.
о: Это, может быть, и стало главной причиной, по которой я решился на съемки. Что такое наркотики? Это мощнейший и простейший путь к вытеснению реальности. Я вижу вокруг себя людей, которые с утра до вечера занимаются этим вытеснением. Лишь бы только ничего не знать, не принимать никаких решений, не испортить себе настроение на ночь, не испытать депрессию или тоску... Наркобарон объясняет Денису, что они дарят счастье людям, которые хотят забыть о реальном мире. А его антагонист полицейский утверждает, что Денис, торгуя наркотой, убивает людей. И что лучше быть в самом ужасном состоянии, но отдавать себе отчет кто ты, что ты, зачем ты. Зло обещает, что с ним ты проживаешь яркую интересную жизнь. Добро бывает часто убого, невесело, дидактично, старомодно, нервно. Порой даже просто на биологическом уровне отталкивающе. Я не случайно сделал наркополицейского потным, грязным, да еще и алкоголиком. Но он воплощение добра.
в: Как отреагировал на неоднозначный образ борца с наркотрафиком ваш инвестор служба по контролю за оборотом наркотиков?
о: Они читали сценарий. У меня было опасение, что они в герое Алексея Серебрякова увидят атаку на честь мундира, попросят переделать его на начищенного до блеска красавца, который борется со злом. Но меня поняли правильно. Более того сами рассказали истории, подтверждающие реальность существования вот таких персонажей, соскочивших с наркотиков, какого сыграл Серебряков.
в: Для меня центральным эпизодом "Тисков" стала драка Вернера с полицейским. Вы сознательно обнажили зло, то есть раздели Бондарчука догола?
о: Эта сцена далась мучительно. На экране не декорация, а реальный двор. Люди, которые там живут, снимались в массовке. Федор Бондарчук вначале испытал некоторый шок, узнав, что надо будет раздеваться средь бела дня в центре Ростова-на-Дону. Но быстро понял, насколько это важно для фильма. Драка получилась не красиво-жанровой балетной постановкой с дублерами, а брутальной когда два сильных мужика сцепились во всю свою мощь.
в: В тиски между двумя такими суперпрофессионалами вы зажали актера-дебютанта Максима Матвеева...
о: Мне интересно работать с молодыми артистами. Максим Матвеев серьезный думающий парень, активно задействован в репертуаре МХТ. Он не из тех красавцев, которые пришли в кино, чтобы поскорее попасть на обложки журналов. В роли Дениса была особенная сложность. Опытные актеры знают, что очень трудно играть, когда, с одной стороны, ты главный герой, а с другой, у тебя нет ярких поступков. Ты словно боксерская груша, о которую бьются все персонажи. Я думаю, что у Максима очень большое будущее.
в: Но и популярные актеры в ваших фильмах открываются по-новому. По-моему, работы Бондарчука и Серебрякова в "Тисках" претендуют на награды за лучшие мужские роли 2007 киногода.
о: Пара Бондарчук Серебряков входит в список моих любимых актерских дуэтов. Я могу сравнить их с парами Янковский Гармаш в фильме "Любовник" и Корзун Хаматова в "Стране глухих". Федя и Леша люди талантливые и абсолютно разные. Серебряков безусловный мастер, и при этом из тех артистов, которые ничего не сделают, пока не проанализируют весь путь своего героя. Бондарчук же любит говорить, что он на артиста не учился и не надо на него давить.
в: Каких еще проектов нам ожидать от вашей кинокомпании "Красная стрела"?
о: Я почти закончил снимать ретромюзикл "Стиляги". Рабочее название у него было "Буги на костях". Готовится к прокату фильм Антона Сиверса "Качели" с Марией Мироновой и Андреем Мерзликиным в главных ролях. Над молодежным малобюджетным русским ужастиком работает режиссер Вадим Шмелев. Продюсируем мы и второй фильм Ивана Вырыпаева. Театральный режиссер, успешно дебютировавший в кино картиной "Эйфория", снимает по собственному сценарию картину "Кислород".