Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили транспорт ВСУ в приграничных районах Курской области
Мир
Полицейские на суде рассказали об удивлении при виде тела Марадоны
Общество
Более 270 человек эвакуировали в Аше Челябинской области после подтоплений домов
Мир
Уиткофф назначил обсуждение деталей прекращения огня на Украине на 23 марта
Армия
Силы ПВО уничтожили 57 БПЛА ВСУ над регионами России за ночь
Мир
Национальный архив США опубликовал документы об убийстве президента Кеннеди
Мир
В краже золотого унитаза из поместья Черчилля признали виновными двух человек
Общество
В Архангельском районе Башкирии из-за паводка введен режим ЧС
Армия
Минобороны показало кадры работы ТОС-1А «Солнцепек» по позициям ВСУ
Спорт
Панарин стал девятым лучшим бомбардиром в НХЛ среди россиян
Мир
Маск выразил благодарность Трампу после возвращения космонавтов МКС на Землю
Мир
СМИ узнали о переговорах Британии и ЕС об ускорении поставок оружия на Украину
Общество
Эвакуированные жители Суджи рассказали о жизни под оккупацией ВСУ
Политика
Для отслуживших срочников хотят исключить испытательный срок при трудоустройстве на работу
Мир
Вучич назвал переговоры между РФ и США признаком разрядки обстановки в мире
Мир
Экс-аналитик ЦРУ прокомментировал телефонный разговор Путина и Трампа
Спорт
Хоккейный агент Мильштейн назвал матч КХЛ и НХЛ праздником для болельщиков
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили транспорт ВСУ в приграничных районах Курской области
Мир
Полицейские на суде рассказали об удивлении при виде тела Марадоны
Общество
Более 270 человек эвакуировали в Аше Челябинской области после подтоплений домов
Мир
Уиткофф назначил обсуждение деталей прекращения огня на Украине на 23 марта
Армия
Силы ПВО уничтожили 57 БПЛА ВСУ над регионами России за ночь
Мир
Национальный архив США опубликовал документы об убийстве президента Кеннеди
Мир
В краже золотого унитаза из поместья Черчилля признали виновными двух человек
Общество
В Архангельском районе Башкирии из-за паводка введен режим ЧС
Армия
Минобороны показало кадры работы ТОС-1А «Солнцепек» по позициям ВСУ
Спорт
Панарин стал девятым лучшим бомбардиром в НХЛ среди россиян
Мир
Маск выразил благодарность Трампу после возвращения космонавтов МКС на Землю
Мир
СМИ узнали о переговорах Британии и ЕС об ускорении поставок оружия на Украину
Общество
Эвакуированные жители Суджи рассказали о жизни под оккупацией ВСУ
Политика
Для отслуживших срочников хотят исключить испытательный срок при трудоустройстве на работу
Мир
Вучич назвал переговоры между РФ и США признаком разрядки обстановки в мире
Мир
Экс-аналитик ЦРУ прокомментировал телефонный разговор Путина и Трампа
Спорт
Хоккейный агент Мильштейн назвал матч КХЛ и НХЛ праздником для болельщиков

Актриса Светлана Крючкова: "Я почему-то пошла не в проститутки, а в слесари"

В сериале "Ликвидация", который показывает сейчас телеканал "Россия", Светлана Крючкова сыграла соседку Давида Гоцмана - колоритную тетю Песю. А в 4-серийном фильме Дмитрия Томашпольского "Луна в зените" она исполнила роль пожилой Анны Ахматовой (молодую поэтессу в картине сыграла Светлана Свирко).
35
В сериале "Ликвидация", который показывает сейчас телеканал "Россия", Светлана Крючкова сыграла соседку Давида Гоцмана (фото: INTERPRESS)
Выделить главное
Вкл
Выкл

В сериале "Ликвидация", который показывает сейчас телеканал "Россия", Светлана Крючкова сыграла соседку Давида Гоцмана — колоритную тетю Песю. А в 4-серийном фильме Дмитрия Томашпольского "Луна в зените" она исполнила роль пожилой Анны Ахматовой (молодую поэтессу в картине сыграла Светлана Свирко). Презентация "Луны в зените" прошла в ЦДЛ. О дальнейшей судьбе картины пока ничего не известно. Создатели ждут предложений от телеканалов. Светлана Крючкова ответила на вопросы обозревателя "Известий" Анны Фединой.

вопрос: Создавая образ Ахматовой, в какой мере вы основывались на сценарии, а в какой — на вашем собственном представлении?

ответ: Все, что происходило на площадке, было основано на видении Дмитрия Томашпольского. Он очень глубоко погрузился в материал и знает об Ахматовой гораздо больше, чем мы смогли вместить в фильм. Если в картине нет истории взаимоотношений Лурье, Судейкиной и Ахматовой или очень важного разговора, когда Ахматовой предложили эмигрировать, а она ответила: "Одна я не поеду, а нас с Левушкой никогда не выпустят", причина тому самая прозаическая — нет денег на большой метраж. По этой же причине из фильма вылетела фраза, которая мне была очень дорога: когда вышло знаменитое ждановское постановление, Ахматова сказала: "Скажите, зачем великой моей стране, победившей Гитлера со всей его современной техникой, понадобилось пройти всеми танками по груди одной больной старухи?"

в: Трудно вам далась эта роль?

о: Я так глубоко туда погрузилась, что еле вынырнула. Я стала старая, больная, у меня все время болело сердце, мне ставили капельницы даже на площадке. Я почти не общалась с домашними. Это был довольно тяжелый период, надо сказать. Хотя с режиссером у нас было полное взаимопонимание. У нас с ним, кстати, произошла странная история, о которой он мне перед съемками напомнил. В 1995 году я сидела в жюри фестиваля "Киношок", председателем жюри был Юрий Абрамович Башмет. 9 сентября — я точно помню число — мы должны были смотреть фильм Дмитрия Томашпольского "Будем жить", но киномеханик напился. Сидим, ждем. И тут я говорю: "Ну что, творцы? Все гениальные, а время никто не может занять". — "Ты и занимай". — "Пожалуйста". Пошла на сцену и стала читать стихи. Так продолжалось больше часа. Когда я спросила: "Пришел механик?" — мне ответили: "Пришел-пришел, ты давай, дальше читай". Получилось, что именно я сохранила для Димы зрителей. Прошло десять лет, и — редчайший случай — я освободила себе три недели. Незадолго до этого лежала в больнице, под наркозом у меня остановилось сердце, надо было как-то реабилитироваться, и я собиралась уехать в санаторий. В этот момент мне позвонил Томашпольский — и три свободные недели были отданы "Луне в зените".

в: Как вы отреагировали на его предложение сыграть Ахматову?

о: Я набрала в легкие воздуха, чтобы сказать: "Боже упаси!" Я тогда только что посмотрела Безрукова—Пушкина... Но Дима меня понял и сказал: "Не надо добиваться портретного сходства, нам важен ассоциативный ряд. Это фильм документально-художественный". Этим он меня успокоил. Лицом я на Ахматову, конечно, не похожа. Но когда я в гриме и костюме вышла из-за угла, а навстречу шла работница музея в Фонтанном доме, она охнула: "Господи, я подумала, что это она!"

в: Так и сердечный приступ может случиться.

о: Конечно. Тем более что в доме Ахматовой постоянно слышатся шаги, а под человеком, спавшим на ее кровати, все просто ходило ходуном. Меня это не удивляет. Ахматова по гороскопу Рак, она родилась 23 июня, я 22-го. А Раки к 70 годам становятся пророками. Известно, что Ахматова могла ночи напролет проводить у костра, она сидела и не отрываясь смотрела на огонь. Можно представить, какие видения ей являлись. Так вот, мы должны были снимать подобную сцену. Я сижу перед съемками в гримвагене, вдруг входит бледный Дима: "Все против нас. Пошел дождь". Я говорю: "Подожди, может быть, все за нас?" — "Я подумаю". И ушел. Возвращается через десять минут: "Так даже лучше будет". В общем, решили снимать под дождем. А я человек, склонный к простудам, на меня чихнули — заболела, промочила ноги — слегла. Конечно, мне на колени и под спину положили грелки, а между дублями держали надо мной зонт, но в момент съемок я сидела в кресле под настоящим ливнем. Всю ночь мы снимали, а на следующий день я ни разу не чихнула.

в: Вы тоже к 70 годам станете пророком?

о: Этого никто не может знать. Но я часто говорю: "Не делай это, а то будет так". Не слушаются, а через два года приходят: "Эх, надо было сделать иначе". У всех пророков участь одна — Кассандры.

в: Вы моложе, чем была Ахматова перед смертью. Не боитесь казаться старше, чем есть на самом деле?

о: Мне как-то позвонила соседка и сказала: "Света, я хочу тебе сказать одну вещь, только ты не обижайся. Знаешь, когда ты стала старая, ты стала гениальная артистка". — "Почему ты думала, что я обижусь?" — "Что я тебя назвала старой". — "Я же не дура, понимаю, что мне много лет". Знаете, я вошла в возраст не с сожалением об увядании, о потере красоты и гибкости, а с какой-то радостью открытия. Мне возраст дал возможность играть совершенно другие роли, гораздо более масштабные и интересные.

в: Но при этом актрисы жалуются, что ролей для зрелых женщин мало. Все хотят видеть молодые лица.

о: Мне жалко убивать свое время на то, чтобы разглаживать морщины на лице и остальных частях тела. Вообще надо быть естественной, и тогда с тобой будет тот, кто должен быть. А если будешь притворяться, рядом окажутся чужие люди.

в: В "Ликвидации" вы сыграли одесситку тетю Песю...

о: Роль получилась маленькая, но яркая. На Украине "Ликвидация" уже прошла, так мне звонили одесситы: "Мы списываем ваши слова", а я отвечала: "Зачем? Это я их у вас списала". В Киеве меня на прошлой неделе встретили как национальную героиню. Тетю Песю я сыграла с огромным удовольствием, потому что у нас в Кишиневе, где я родилась, во дворе было семь еврейских семей, три русских и одна украинская. Так что мне надо было всего лишь вспомнить, что я слышала в детстве. Я даже спорила с нашим консультантом: "Люсик, не говорит старая еврейка "шо?", она говорит: "Что?". Местные жители — мы снимали на Молдаванке — меня постоянно спрашивали: "Вы с какого двора?" А администратор съемочной площадки в один из первых дней меня окрикнул: "Женщина, куда вы идете? Там съемки!" Да что там! Меня сын родной не узнал. Я вышла из гримерки, он стоит и на меня смотрит. Я подхожу ближе, а он не реагирует. Я ему: "Саша!" — "Мама!"

в: Правда ли, что ваш отец был офицером СМЕРШа?

о: Правда. Но это было еще до моего рождения. Когда я родилась, папа был следователем. А как только прошел XX съезд, он ушел в отставку. Мы с ним никогда не обсуждали его работу, потому что сначала я была маленькая, а в 17 лет я уехала в Москву. Я знаю только одно: у нас во дворе жил дядя Бука, Абрам Вертгейм, которого папа в свое время спас. Даже мне, ребенку, было заметно, что дядя Бука к нам особенно тепло относится, и я пыталась понять почему. Потом мне объяснили.

в: А вы как уехали в 17 лет из Кишинева, так больше и не возвращались?

о: Я только с третьего раза поступила в театральный институт. В первый год я вернулась в Кишинев, работала машинисткой. На второй год осталась в Москве работать по лимиту. Как нынче говорят: "Куда ж ей идти? Конечно, в проститутки". Почему в проститутки? Можно пойти штукатуром, маляром... Просто никто не хочет так работать. Я почему-то не пошла в проститутки, а пошла на завод.

в: Вы правда работали слесарем-сборщиком?

о: Третьего разряда. Я собирала карданные валы в ночную смену, а еще работала старшим препаратором сельскохозяйственных машин. Все это полезно для будущей актрисы. Другой вопрос, что здоровье подрывается. Я знаю, что такое, когда негде ночевать, я знаю, что такое голод, когда по нескольку дней нечего есть. Я знаю, что такое человеческая жестокость и людская доброта. Я тогда на заводе чуть не загнулась физически, и мне ничего не оставалось, как снова вернуться домой. А на третий год я поступила.

в: Трудно было совмещать воспитание детей с работой актрисы?

о: Не забывайте, что до тридцати лет для меня не существовало ничего, кроме работы — 24 часа в сутки. А когда появился ребенок, выбор стал всегда в пользу ребенка. Как сказал Товстоногов: "Это Крючкова завела в театре моду рожать". До меня все боялись рожать, а я родила и до восьми лет сидела с сыном. На съемки вместе с ним ездила. Все крутили пальцем у виска, а куда мне было его девать? В детдом отдать? И вообще я не всеядна. Я в БДТ сейчас играю одну роль — Вассу Железнову. Мне хватает. Если я что-то не могу высказать в этой роли, я скажу это на своем поэтическом или творческом вечере или, например, в спектакле "Домой", который я поставила как режиссер.

в: Не так уж мало получается. Вы еще и телепрограмму на "5 канале" ведете.

о: Да, я очень много работаю, потому что мои дети пока что не могут себя обеспечивать. Когда мне говорят: "Вы можете выступить у нас бесплатно?" — я отвечаю: "Нет. Это преступление против моей семьи". Приглашаете — платите деньги. У меня есть свое послушание — это мой "Театр-студия Светланы Крючковой", в котором я и мои актеры работаем не за деньги, а для того, чтобы помочь подрастающему поколению сформировать правильную систему нравственных координат. Мы общаемся и играем спектакли для социально неблагополучных детей. Это бесплатно. А если у меня есть свободная минутка, я лучше пообщаюсь с моим 17-летним сыном. У него сейчас как раз душа формируется.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением