Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов: "Через пару-тройку лет мы ощутим реальные результаты новой политики"
- Статьи
- Общество
- Гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов: "Через пару-тройку лет мы ощутим реальные результаты новой политики"

В четверг в Москве был подписан
миллиардный контракт на поставку прокатных изделий из титана между ОАО
"Корпорация "ВСМПО-Ависма" и американским авиастроительным концерном "Боинг".
Это событие стало поводом для встречи "Известий" с гендиректором госкорпорации
"Ростехнологии", председателем совета директоров "Корпорации "ВСМПО-Ависма"
Сергеем Чемезовым. Это первое интервью Чемезова после его назначения главой
"Ростехнологий".
"В реализации наших проектов заинтересованы крупные западные компании"
вопрос: Сергей Викторович, в чем уникальность этого контракта?
ответ: Это первый твердый контракт "Боинга" в России. В течение
четырех лет — с 2011 по 2015 год — корпорация будет получать
высококачественные изделия из российского титанового проката. Также это самая
первая крупная сделка, оформленная в рамках только что созданной в России
госкорпорации "Ростехнологии". Ведь "ВСМПО-Ависма" органично встроенная в
корпорацию бизнес-структура. Уникальность еще в том, что событие это из разряда
знаковых в истории российско-американских торгово-экономических отношений.
Подписание контракта на поставку титана между "ВСМПО-Ависма" и компанией "Боинг
— Россия/СНГ" — один из первых шагов на долгом пути взаимовыгодного
сотрудничества между двумя компаниями. Сейчас доля России на мировом рынке
титановых изделий составляет порядка 27%, поэтому не удивительно, что в
реализации наших проектов заинтересованы крупные западные компании — Boeing,
Airbus, Alfa Laval, General Electric и Rolls-Royce.
в: Была ли необходимость брать "ВСМПО-Ависма" под контроль
"Ростехнологий"? Предприятие по производству титана имеет постоянные заказы едва
ли не на 10 лет вперед и на первый взгляд не испытывало никаких
производственно-экономических проблем?
о: Да, но, как вы правильно заметили, только на первый взгляд
предприятие казалось стабильным и даже процветающим. При более тщательном
анализе вскрылись проблемы и достаточно серьезные — будь то противоречия с
компанией "Ренова" или производство материалов первичной переработки в ущерб
выпуску конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. (Не буду упоминать
самый одиозный пример — вагоны титановых лопат, которые в начале девяностых
годов продавались за границу на переплавку.)
Еще одна проблема, о которой знают только специалисты. С развалом Советского
Союза Россия потеряла все источники титанового сырья. До начала девяностых годов
мы 100% сырья получали из Украины. Теперь оттуда поступает только половина.
Остальное добираем в Индии и Африке. Так что необходимо создавать собственную
сырьевую базу практически с нуля. Прибавьте к этому проблему макроуровня. По
данным зарубежных отраслевых экспертов, потенциальный рост мирового спроса на
титановые изделия с нынешних 70—75 тысяч тонн в год уже в ближайшее время
подскочит в два раза — до 130—150 тысяч тонн. И эти запросы нужно обеспечить.
Так что расширять производство с привлечением только частного капитала просто
невозможно. Здесь нужна непосредственная господдержка и не только экономическая,
с использованием общенациональных ресурсов и средств, но и политическая.
Более того, ситуация развивалась таким образом, что рано или поздно, но
основная часть российского титанового производства оказалась бы в руках
зарубежных собственников. При этом наша страна лишилась бы первоочередного права
на собственный титан, а отечественные производители оказались бы в хвосте
огромной очереди за этим металлом, без которого нельзя построить ни один
современный самолет. В этой ситуации нам пришлось бы оставить все мечты о
возрождении российской авиационной промышленности, как одной из стратегических
отраслей экономики. Для полноты картины прибавьте к этому космос, создание
мощных двигателей, подводное судостроение, химическое и энергетическое
машиностроение, медицину, где также невозможно обойтись без титана.
И еще одна немаловажная деталь. За время, как "ВСМПО-Ависма" перешла под
контроль "Рособоронэкспорта", а теперь уже "Ростехнологий", капитализация
титановой корпорации увеличилась в 1,5 раза. И если в 2006 году средневзвешенная
цена одной акции была 220 долларов, то теперь 300 долларов.
в: Будут ли выходить "Корпорация "ВСМПО-Ависма", госкорпорация
"Ростехнологии" на IPO?
о: Сами "Ростехнологии" на международный финансовый рынок выходить не
будут. К выходу на IPO мы будем планово и поэтапно выводить предприятия,
производящие прежде всего продукцию двойного и гражданского назначения. Но
прежде потребуется провести аудит предприятий, модернизировать их, обеспечить
финансовую прозрачность. ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" может провести первичное
публичное размещение акций (IPO) где-то в 2009—2010 годах. К этому времени
произойдут серьезные структурные изменения, будут задействованы новые мощности,
увеличатся объемы производства и появятся новые виды продукции, пользующиеся
спросом на мировом рынке. Объем размещения акций пока не определен, но после IPO
доля государства в "ВСМПО-Ависма" с контрольной может сократиться до
блокирующей. Вместе с тем государственный контроль за корпорацией
сохранится.
"Предприятия "оборонки" должны конкурировать не между собой, а с мировыми
производителями"
в: 24 ноября появился указ президента о создании "Ростехнологий". После этого вы стали ездить по стране и выстраивать холдинги...
о: Единственная наша цель — улучшение ситуации в российском
машиностроении и в его наиболее технологичном сегменте — оборонно-промышленном
комплексе. Задача, как известно, не из легких, но без ее решения невозможно и
модернизировать экономику страны. Сегодня госкорпорация "Ростехнологии" является
самой прогрессивной и наиболее соответствующей текущему состоянию экономики
страны формой хозяйствования и организации оборонно-промышленного производства.
"Ростехнологии" призваны не подменять, ни тем более ограничивать частный
капитал. Как раз напротив, мы намерены создать максимально благоприятные условия
для прихода в "оборонку" и машиностроительную отрасль частного инвестора.
в: Много спекуляций по поводу капитализации корпорации "Ростехнологии"
и ее структуры?
о: Говорить о капитализации "Ростехнологий" некорректно, так как она
будет работать по смете. Но именно в рамках госкорпорации, как особой
организационно-правовой формы некоммерческой организации, проще решать вопросы
корпоративного строительства. В прежнем правовом поле, в условиях деятельности
госпосредника "Рособоронэкспорта" как ФГУП, сложно было создавать
экспортно-ориентированные вертикально-интегрированные структуры. Мы их строили в
опоре на акционерные общества, учрежденные "Рособоронэкспортом". Например, на
базе объединенной промышленной корпорации "Оборонпром" создана
вертолетостроительная компания холдингового типа "Вертолеты России", а теперь
создается двигателестроительный холдинг. Сам "Оборонпром" является по существу
многопрофильной промышленно-инвестиционной группой. Кроме вертолетной тематики
она управляет производственно-технологическими процессами в таких сферах, как
производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов, разработка и
производство тренажеров для летного состава, финансирует
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах создания
новых образцов военной и гражданской авиационной и других видов техники.
Что происходит сейчас ... К "Ростехнологиям" с предложением войти в ее
структуру обратились десятки предприятий. В зависимости от того, какие еще
предприятия войдут в "Ростехнологии", мы и будем формировать дивизионы. Пока
рано об этом говорить. История "Ростехнологий" только начинается.
в: Как, по вашему мнению, не подорвет ли создание таких
холдингов внутриотраслевую конкуренцию?
о: Создание госкорпораций и госхолдингов - это не панацея даже в
оборонно-промышленном комплексе. В экономике страны есть такие сектора, где
реальна быстрая окупаемость вложенных средств и получение немалых прибылей. Туда
охотно идет частный бизнес, и госкорпорации там не нужны. Однако существует ряд
отраслей: авиация, судостроение, машиностроение и некоторые другие, где процесс
окупаемости вложенных средств и тем более получение дивидендов растягивается на
многие годы. Вот здесь и необходимы госкорпорации и крупные холдинги. Иного пути
у нас просто нет. Без концентрации всех ресурсов эти отрасли не выживут. Прежде
всего предприятия ОПК должны прочно встать на ноги и конкурировать не между
собой, а с ведущими мировыми производителями. Чтобы закрепиться на мировом рынке
со своей продукцией не только военного, но и гражданского назначения. Не надо
сбрасывать со счетов и задачу насыщения качественным товаром внутреннего
российского рынка. Думаю, что через два-три года мы ощутим реальные результаты
новой политики. Простой пример — авиастроение. На период с 2008 по 2012 год
планируется создать в России более 430 самолетов Ил-96, Ту-204, "Сухой
СуперДжет", Ту-334, Ан-148. Постепенно будем увеличивать долю России в мировом
производстве гражданской авиатехники — к 2015 году с 1 до 5%, а к 2025 году —
до 10%.
"Получить звание "главного промышленника" — не менее почетно"
в: Можно ли подвести предварительные итоги российского экспорта в 2007
году? Какова доля в этом экспорте высокотехнологичной продукции и продукции
военного назначения? Нужно ли исправлять это соотношение и как?
о: Можно говорить только о предварительных итогах. С достаточной долей
определенности пока могу высказаться по близкой мне проблематике экспорта
продукции военного назначения. Уровень прошлого года на этом направлении будет
превзойден и составит порядка 7 млрд долларов. На посту гендиректора "Российских
технологий" я вижу свою задачу в том, чтобы добиваться постоянного наращивания
доли в экспорте высокотехнологичной продукции военного, но прежде всего
гражданского назначения.
в: Как Сергей Чемезов относится к тому, что его теперь называют не
"главным оружейником", а "главным промышленником" России?
о: Если быть откровенным, то и прежнее "звание" мне весьма
импонировало. Подписание каждого контракта на продажу российского оружия той или
иной стране, в которых мне довелось принимать участие, я воспринимал прежде
всего как признание того, что изделие с маркой "сделано в России" может и должно
быть лучшим в мире. Теперь задача и шире, и масштабнее. Думаю, что получить
звание "главного промышленника" — не менее почетно. Хотя, конечно, дело вовсе
не в титулах. Дело очень ответственное.
в: Вы читаете "Известия"? Если "да", то что вас "цепляет" больше всего?
о: В российских газетах существуют разные подходы к темам. Для одних
важны бизнес и политика, для других — человек и его интересы. Правда, есть еще
категория газет, которые предпочитают дешевые сенсации и жареные факты.
"Известия" уникальны тем, что у вас в одном номере сочетаются глубокий анализ
проблемы и интерес к человеку и его судьбе. И то и другое делается
профессионально. А наиболее интересны материалы в основном на близкие мне темы
— наука, новые технологии, ситуация в промышленности, международные отношения.
Считаю, что большой плюс "Известий" — это подробный рассказ о новинках
современного оборонного комплекса. Желаю вам в Новом году профессионального
успеха и новых интересных тем.