Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Аккаунты россиян на Госуслугах предложили блокировать при смене двух идентификаторов пользователя
Общество
Число связанных с ИИ судебных дел выросло почти в полтора раза
Экономика
В РФ намерены установить минимальную цену на услугу сертификации обуви
Мир
CNN узнал о передаче Израилю и ХАМАС нового предложения США по Газе
Экономика
Букмекерские конторы и тотализаторы хотят обязать перечислять на спорт 3%
Экономика
Рынок ожидает сохранения ключевой ставки на уровне 21%
Общество
Аксенов рассказал о строительстве новых дорог в Крым
Общество
В России вырос спрос на будильники, пижамы и расширители для носа
Мир
Путин и кронпринц Саудовской Аравии обсудили взаимодействие государств в ОПЕК+
Общество
Метеоролог назвал регионы, которые могут пострадать от подтоплений
Мир
В посольстве РФ в Таллине рассказали о судьбе закона о лишении россиян права голоса
Происшествия
Губернатор Саратовской области сообщил о ликвидации БПЛА над регионом
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепропетровске и подконтрольном ВСУ Херсоне
Происшествия
Три человека пострадали в результате ДТП в Нижнем Новгороде
Общество
В Москве открылась выставка военного плаката «Уроки истории»
Общество
В аэропорту Саратова сняли временные ограничения на полеты
Политика
Ушаков анонсировал встречу Путина с Уиткоффом в закрытом формате
Общество
Аккаунты россиян на Госуслугах предложили блокировать при смене двух идентификаторов пользователя
Общество
Число связанных с ИИ судебных дел выросло почти в полтора раза
Экономика
В РФ намерены установить минимальную цену на услугу сертификации обуви
Мир
CNN узнал о передаче Израилю и ХАМАС нового предложения США по Газе
Экономика
Букмекерские конторы и тотализаторы хотят обязать перечислять на спорт 3%
Экономика
Рынок ожидает сохранения ключевой ставки на уровне 21%
Общество
Аксенов рассказал о строительстве новых дорог в Крым
Общество
В России вырос спрос на будильники, пижамы и расширители для носа
Мир
Путин и кронпринц Саудовской Аравии обсудили взаимодействие государств в ОПЕК+
Общество
Метеоролог назвал регионы, которые могут пострадать от подтоплений
Мир
В посольстве РФ в Таллине рассказали о судьбе закона о лишении россиян права голоса
Происшествия
Губернатор Саратовской области сообщил о ликвидации БПЛА над регионом
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепропетровске и подконтрольном ВСУ Херсоне
Происшествия
Три человека пострадали в результате ДТП в Нижнем Новгороде
Общество
В Москве открылась выставка военного плаката «Уроки истории»
Общество
В аэропорту Саратова сняли временные ограничения на полеты
Политика
Ушаков анонсировал встречу Путина с Уиткоффом в закрытом формате

"Домодедово" нарасхват

Не один год длится спор между Росимуществом и группой компаний "Ист-Лайн" по вопросу о принадлежности аэропорта "Домодедово". На первый взгляд ситуация представляется вполне стандартной: ведомство Валерия Назарова, действуя в интересах государства, пытается вернуть последнему имущество, переданное частным лицам в "лихие девяностые" с нарушением установленного порядка. Однако если присмотреться к конфликту повнимательнее и оценить его суть без предвзятых мыслей, то окажется, что защита подлинных интересов государства, равно как и интересов общества, едва ли является той целью, которая на самом деле преследуется в рассматриваемом случае
35
Выделить главное
Вкл
Выкл

Не один год длится спор между Росимуществом и группой компаний "Ист-Лайн" по вопросу о принадлежности аэропорта "Домодедово". На первый взгляд ситуация представляется вполне стандартной: ведомство Валерия Назарова, действуя в интересах государства, пытается вернуть последнему имущество, переданное частным лицам в "лихие девяностые" с нарушением установленного порядка. Однако если присмотреться к конфликту повнимательнее и оценить его суть без предвзятых мыслей, то окажется, что защита подлинных интересов государства, равно как и интересов общества, едва ли является той целью, которая на самом деле преследуется в рассматриваемом случае.

За последние десять лет группой компаний "Ист-Лайн" за счет собственных вложений и привлеченных инвестиций произведена полная реконструкция аэродрома и аэровокзального комплекса, в результате чего аэропорт "Домодедово" стал одним из крупнейших в Европе. Существенно увеличен пассажиропоток, улучшено качество обслуживания, повышен уровень безопасности пассажиров. Одним словом, деятельность владельцев аэропорта безусловно имеет значительный положительный социально-экономический эффект.

Возможно, именно успешное развитие аэропорта послужило причиной нездоровой активности вокруг имущественного комплекса международного аэропорта "Домодедово". В результате появления инициированных господином Назаровым судебных разбирательств, направленных на возвращение аэропорта в собственность государства, в отношении данного имущества и порядка его использования сложилась обстановка формальной неопределенности, которая сама по себе никак не отвечает ни реализации публичных интересов, ни нормальной работе аэропорта, обслуживающего миллионы пассажиров.

Сложившуюся в обществе обеспокоенность данным вопросом разделяет и президент Российской Федерации, который своим поручением от 14 ноября 2005 года обязал Минэкономразвития и Минтранс разобраться со сложившейся ситуацией. При этом Владимир Путин обратил внимание на то, что государство не должно своими действиями разрушать успешно функционирующий бизнес.

Во исполнение данного поручения различными министерствами и ведомствами проделана значительная работа, направленная на прекращение судебных разбирательств и заключение мирового соглашения между группой "Ист-Лайн" и Росимуществом. В своем докладе президенту Герман Греф указал, что основания предъявления исков в отношении имущества аэропорта "Домодедово" свидетельствуют о формально-юридическом подходе Росимущества, не учитывающем последствия возможной реституции для успешного функционирования работающего бизнеса, а также их несоответствие интересам Российской Федерации, Московской области и общества в целом.

Однако приведенные выше обстоятельства не смягчили позицию Росимущества, которое своими действиями по-прежнему всячески препятствует прекращению судебных споров. В то же время именно государство зачастую становится неэффективным собственником. Появляются основания полагать, что действия Росимущества преследуют далеко не государственные интересы. Чьи же?

Ответ на данный вопрос, как всегда, лежит на поверхности. Следуя старому постулату, если хочешь знать, кто за этим стоит, ищи того, кому это выгодно. Так, в настоящее время в аэропорту "Шереметьево" строится терминал N 3, рассчитанный на обслуживание авиакомпании "Аэрофлот". А, как известно, совет директоров данной компании возглавляет высокопоставленный чиновник администрации президента, главный кадровик Кремля Виктор Петрович Иванов.

Возможно, что возглавляемой Виктором Ивановым компании и аэропорту "Шереметьево", совет директоров которого, в свою очередь, возглавляет министр транспорта Игорь Левитин, выгодно устранение или же существенное ослабление международного аэропорта "Домодедово" как основного конкурента, успешно работающего на том же рынке.

Между тем личные интересы отдельных чиновников не следует отождествлять с интересами государства и общества, которые заключаются в сохранении успешно функционирующего и динамично развивающегося аэропорта "Домодедово", уже давно ставшего одним из основных транспортных узлов России.

Напомним, что 24 октября 2006 года в Высшем арбитражном суде (ВАС) завершилось рассмотрение дела о признании недействительным договора аренды аэродромного комплекса в аэропорту "Домодедово". Вопреки возражениям Росимущества, суд посчитал возможным утвердить мировое соглашение между ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" и государственным предприятием "Администрация аэропорта "Домодедово", тем самым фактически подтвердив действительность сделки, заключенной в 1998 году.

Ранее по другому делу N А41-К1-10183/05, в рамках которого Росимуществом оспаривался договор о передаче имущества аэровокзального комплекса в собственность ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово", президиум ВАС прекратил производство ввиду ликвидации одной из сторон сделки.

В связи с окончанием рассмотрения дела N А41-К1-10183/05 Арбитражный суд Московской области возобновил производство по ранее приостановленному делу о признании за Российской Федерацией права собственности на аэровокзальный комплекс аэропорта "Домодедово" и его истребовании у группы "Ист-Лайн".

14 января 2008 года судья Арбитражного суда Московской области Пахарева в рамках вышеназванного дела удовлетворила исковые требования Росимущества к собственнику аэровокзального комплекса, входящему в группу компаний "Ист-Лайн". Однако, несмотря на всю важность и публичное значение рассмотренного дела, на семи страницах судебного решения едва ли можно найти ответы на сложнейшие вопросы, поставленные сторонами спора перед судом.

Так, судом, на наш взгляд, безосновательно проигнорировано ходатайство о применении к спорным отношениям сторон срока исковой давности. Данному вопросу в решении суда посвящена только одна фраза: "срок исковой давности (ст. 181, 199, 200, 203 ГК РФ) не пропущен". При этом ни одно из представленных ответчиком доказательств, подтверждающих факт осведомленности собственника о выбытии спорного имущества из его владения еще в 1998 году, судом не подвергнуто даже самой поверхностной оценке.

Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию отмечал, что три года - это вполне достаточный срок, который позволяет и заинтересованным лицам, и государству выяснить в суде свои взаимоотношения.

В случае с "Домодедово" требования о возврате имущества в государственную собственность заявлены далеко за пределами трехлетнего срока.

На наш взгляд, не спасает положение Росимущества в данном споре и заявленное им требование о признании на спорное имущество права государственной собственности (на требования о признании права срок давности не распространяется), так как еще 4 сентября прошлого года ВАС принято прецедентное постановление, закрывающее возможность недобросовестным участникам гражданских правоотношений подменять виндикационные иски, которые могут быть заявлены только в течение трех лет, исками о признании права собственности.

Также обращает на себя внимание и то, что судом первой инстанции принято заведомо неисполнимое решение, поскольку за последние десять лет от ранее существовавшего аэровокзального комплекса практически ничего не осталось. В результате произведенной группой "Ист-Лайн" реконструкции данного объекта виндикация переданного по спорной сделке имущества стала просто невозможной ввиду прекращения его существования.

На заведомую неисполнимость решения суда указывает и само Росимущество, которое письмом от 13 февраля проинформировало об этом Минэкономразвития. В приложенном к этому письму проекте обращения в правительство Российской Федерации, в частности, указывается, что данный судебный акт не может быть исполнен, поскольку практически все объекты реконструированы и исключены из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Но ведь должна же быть причина столь спорной позиции суда. Сигнал, посылаемый судье от влиятельного чиновника, передается не телепатически, а значит, рано или поздно механизм появления "нужных" решений станет известным.

В середине прошлого года в СМИ появились статьи одного из известных журналистов "Суд, над которым не закон, а гонцы из администрации", "Скрытая дубина власти" и "Пчелы против меда", в которых он затронул тему авиационных тяжб и каким образом получается, что вердикты так или иначе на руку тем, кто находится под покровительством чиновника администрации президента Виктора Иванова.

Автор назвал фамилии "гонцов", способных обеспечить требуемое решение, - это референт Управления кадров и государственных наград администрации президента Валерий Боев и заместитель главы миграционной службы России Владимир Каланда, который в прошлом также трудился в администрации президента и был в подчинении Виктора Иванова.

Пока на судью можно надавить административным ресурсом, рано говорить о том, что, несмотря на все усилия государства, рейдерские захваты ушли в прошлое. Но теперь они нередко осуществляются под благовидным предлогом защиты государственных интересов и восстановления социальной справедливости. Сами же рейдеры зачастую прикрываются государственной личиной, позволяющей им безнаказанно творить произвол.

Остается надеяться, что при вынесении постановления по домодедовскому делу суд апелляционной инстанции будет руководствоваться законом и здравым смыслом, который заключается в необходимости сохранения успешно функционирующего сегодня международного аэропорта "Домодедово".

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением