По бездорожью ударят Малым железнодорожным кольцом

Юрий Лужков отправил на доработку договор столицы с "Российскими железными дорогами" (РЖД) на 2008-2009 годы. Это произошло на заседании правительства Москвы с участием Владимира Старостенко, главы Московской железной дороги. Мэр позитивно оценил выполнение договора в 2006-2007 годах, но ему хочется большего.
Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД) - это главный проект Москвы и РЖД на предстоящие несколько лет. Он должен решить транспортную проблему города за счет перевозки пассажиров электричками внутри города.
Еще в 1997 году Министерство путей сообщения и правительство Москвы подписали протокол о реконструкции существующих путей для пассажирского движения. Главный вопрос - установка электропроводов, так как их там никогда не было. Надо вкладываться и в пассажирские платформы, и в вестибюли станций. Лишь в прошлом году президент РЖД и мэр Москвы договорились о том, что скинутся на проект. Город финансирует стройку 10 первых станций (всего будет около 30), а железнодорожники реконструируют пути. Первый вице-мэр Москвы Петр Бирюков даже порадовал москвичей заявлением, что по первому участку (5 станций от Пресни до Канатчикова) пассажиры смогут проехаться уже в этом сентябре, на День города.
Железнодорожники этого пока не подтверждают, так как ждут со дня на день своего ведомственного события - утверждения генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла. Ведь им нужно что-то делать с грузовыми поездами, которыми в Москву (и дальше, транзитом) идут нужные товары.
- Вот этот транзит к следующему году и нужно снизить на 20%, - предложил мэр на заседании правительства. - Так как обеспечение пассажирских перевозок - это важнейший и срочный вопрос.
Лужков предложил начать его еще до установки электропроводов, так как современные модели тепловозов соблюдают экологические нормы Евро-3. Кроме того, постановление правительства Москвы о договоре с железными дорогами он отправил на доработку для того, чтобы:
- там была продумана пересадка с железнодорожных станций на обычный городской транспорт;
- были даны гарантии о шумозащите жильцам близлежащих домов;
- были определены нужные пешеходные переходы над и под железной дорогой.
А пока кольцо не электрифицировано и не замкнуто, по нему будут ходить рельсовые автобусы (РА, поезда с дизельными двигателями). Мытищинский "Метровагонмаш" разработал 4 подобные модели, которые ходят в неэлектрифицированных районах Подмосковья (например, Голутвино). Вот характеристика новейшей модели, РА-2 750.05: 2 или 3 вагона вместимостью до 222 сидячих мест и 378 стоячих. Скорость - 100 км/ч. Езда без дозаправки - 500 км. Система отопления, кондиционирования и принудительной вентиляции. Двойные стеклопакеты для теплоизоляции и шумоподавления. Биотуалеты, световое табло маршрута, часы, термометр. И даже устройство контроля, не уснул ли машинист.
Чем еще порадует "железка"
В ближайший год ездить на пригородных электричках (не только по МК МЖД) и на московском наземном транспорте, а также в метро можно будет по единому билету.
Летом появится электричка в "Шереметьево-2". Оттуда до "Шереметьево-1" будут ходить автобусы. Зарегистрироваться на самолеты можно будет на Белорусском и Савеловском вокзалах. Позже откроется беспе-ресадочное сообщение "Шере-метьево"-"Домодедово" и "Шереметьево"-"Внуково" (сейчас из северного аэропорта в южные на общественном транспорте можно добраться не менее чем с двумя пересадками).
Маршрут скоростных электричек Москва-Мытищи продлят в этом году до Болшево и Пушкино. Время в пути уменьшится с 40-50 минут до 25-30.
Скоростные "Спутники" будут останавливаться и на платформе Косино, где на деньги города и РЖД сейчас строят турникетно-кассовые павильоны и новую платформу.
Турникеты поставят еще на 14 остановках (сейчас они есть на 50 платформах и всех 8 вокзалах).
В 2009 году откроется скоростное движение поездов "Сименс" Москва-Нижний Новгород. Реконструкция путей на этом направлении позволит запустить скоростные электрички Москва-Железно-дорожный.
Скорость поездов, вывозящих москвичей на южные российские курорты, вырастет до 200 км/ч, за счет чего время в пути сократится с 25 до 15 часов.
Из бюджета Москвы на перевозку льготников в 2008 году выделяется 984,8 млн руб. (2007 г. - 943,032 млн руб., 2006 г. - 625 млн руб.)
Не только рельсы
В этом году РЖД и компания "Миракс групп" запускают первые проекты по строительству сооружений над железной дорогой. Это даст городу дополнительное место для офисов, жилых домов и торговых центров. В пресс-службе РЖД "Известиям" рассказали, что перед запуском проекта наши специалисты изучили иностранный опыт - в Европе и Японии.
В островной и густонаселенной Японии с дефицитом земли столкнулись еще 50 лет назад. В крупном городе Осака железнодорожную станцию "Умеда" накрыли коробом, на котором поместились 300 магазинов, несколько десятков ресторанов и кафе, театр, банки, стоянка на 600 машино-мест и даже крытый пруд. То же самое сделали в Саппоро: это дало городу 40 тыс. кв. метров, в том числе под железнодорожной платформой. С 90-х годов японский опыт начали активно перенимать в Европе. В Германии есть целая программа преобразования станций в многофункциональные здания с несколькими уровнями разного назначения.
В Москве нечто подобное сделают в районе Рижского вокзала (станция Москва-Товарная-Рижская). А также на Киевском направлении (от Третьего транспортного кольца до Минской улицы). Решено осваивать и надпутевое пространство за Белорусским вокзалом и на прилегающей территории от него до Ваганьковского кладбища. А вот проект горнолыжной трассы над рельсами в обратную сторону, до Савеловского вокзала, пока не прошел.
- ВКонтакте