Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Общество
Кириенко подтвердил открытие авиасообщения между Россией и Абхазией 1 мая
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Общество
Синоптик спрогнозировал понижение ночных температур на выходных в Москве
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
СМИ сообщили об ограничении КНР инвестиций в экономику США из-за пошлин Трампа
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Мир
В ФРГ задумались о законности конфискации российских активов в пользу Украины
Общество
Правительство выделит 16 млрд рублей на помощь жителям Курской области
Мир
Глава ВОЗ предупредил о рисках возникновения новой пандемии
Мир
Захарова назвала безумством меры Британии по противодействию влиянию России
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Интернет и технологии
В Москве открылся Международный цифровой форум «Наследие»

Пример интонации

Бориса Николаевича Ельцина хоронили год назад по высшему разряду. Прямая трансляция торжественных похорон растянулась на несколько часов. В дни траура все телеканалы посвятили ему фильмы и передачи - даже обычно оголтелое ток-шоу "Судите сами" вышло с поминальным спецвыпуском в прямом эфире, участники которого, будучи идейными противниками или просто ненавистниками Ельцина, все же отдавали должное масштабу личности покойного
108
Ирина Петровская
Выделить главное
Вкл
Выкл

Бориса Николаевича Ельцина хоронили год назад по высшему разряду. Прямая трансляция торжественных похорон растянулась на несколько часов. В дни траура все телеканалы посвятили ему фильмы и передачи - даже обычно оголтелое ток-шоу "Судите сами" вышло с поминальным спецвыпуском в прямом эфире, участники которого, будучи идейными противниками или просто ненавистниками Ельцина, все же отдавали должное масштабу личности покойного.

А потом, после положенных девяти и сорока дней, наступила тишина. Ельцина словно вообще забыли (только ТВ Центр показал фильм о нем ко дню рождения). Зато громко зазвучала новая песня - о "лихих 90-х". Именно там нашлись источники всех бед, от которых избавил страну преемник Ельцина, и будь не он - корпели бы мы по сию пору в нищете и убожестве. Никита Михалков в незабвенном фильме "55" милостиво сохранил за Борисом Николаевичем всего два великих деяния - отказ от партбилета и добровольный уход в отставку, зато не поскупился в описании ужасов и разрухи, доставшихся Путину в наследство от Ельцина. За год, прошедший после его смерти, поношение проклятых 90-х стало обязательным элементом любой телевизионной дискуссии, хотя имя самого Ельцина в этих "дискуссиях" почти не упоминали. Разве что непременный участник большинства так называемых политических ток-шоу Александр Проханов не мог отказать себе в удовольствии время от времени пнуть мертвого льва.

Но всем и без лишнего упоминания имени первого президента было понятно, что так новая власть пытается отмежеваться от эпохи Ельцина и главным образом от того, что она решительно сбросила с корабля современности, объявив вредным, лишним или несвоевременным для страны.

Пару недель назад за подвергнутые беспрецедентному поношению 90-е яростно вступился бывший премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин в документальном фильме Евгения Ревенко "Председатель", приуроченном к его 70-летию. Не будь 90-х, говорил он, не было бы ничего хорошего и сегодня. И все, кто клянет то время, должны помнить, что они родом оттуда и всем успешным в своей судьбе обязаны тем годам - да, трудным, да, небесспорным, но годам, заложившим основы для будущего развития страны.

А 23 апреля, в первую годовщину со дня смерти Ельцина, все телеканалы открыли выпуски новостей сюжетами с Новодевичьего кладбища, где собрались представители высшей российской власти, включая и двух президентов: уходящего и вновь избранного. И теперь уже сам В.В. Путин назвал 90-е не лихими, а бурными - временем стремительных перемен и смелых неординарных личностей. Самого же Ельцина он охарактеризовал как одного из самых ярких политиков ХХ века, кардинально повлиявших не только на развитие нашей страны, но и на все мировое устройство. Легенда меняется? Может быть, после этого и наши телевизионные витии, крайне чуткие к веяниям, исходящим из высших сфер, подкорректируют лексику и немного изменят отношение к "бурным 90-м", на которые они в пропагандистском раже повесили всех собак?

Канал "Россия" в этот день повторил документальный фильм Николая Сванидзе "Б.Н.", снятый к 75-летию со дня рождения Ельцина. В нем он совершает исторический экскурс в те самые 90-е, которые показывает без всякой предвзятости, а также беседует с отставным президентом о политике, о жизни, о любви. Когда журналист просит его назвать то достижение, которое он считает безусловным и которым гордится, Борис Николаевич говорит: "Я считаю, что свобода слова, СМИ, печати, ликвидация цензуры - достойные для России решения". А Виталий Игнатенко вспоминает, как зачастую переживал Ельцин по поводу злых публикаций в свой адрес, однако ж не предпринял ни одной попытки разобраться с обидчиками. Кряхтел, но терпел.

Фильм Александра Сокурова "Пример интонации", показанный каналом "ТВ Центр" в день памяти Б.Н. Ельцина, начинается с того, что президент с режиссером после долгой прогулки по зимнему лесу садятся на скамейку отдохнуть и поговорить. Кто-то из охраны (а охранников-то всего двое, по-моему) достает газету "Правда" и пытается постелить ее на влажную скамейку. Сокуров выхватывает страницу и, смеясь, показывает Ельцину одну из статей. Ельцин мрачнеет: "Видел, читал. Ну как так можно? "Бездарный крикун, предатель..." "Зачем читать?" - недоумевает режиссер. "Мне и дома все говорят: да не читай ты эту "Правду" и "Совраску". Правда, у меня озлобленности не хватает надолго".

На дворе 1991 год. Ельцин - недавно избранный президент России. Сокуров снимает его на государственной даче. Ельцин простужен, глотает таблетки, жалуется, что вот на губе выскочила какая-то дрянь. Он в домашней куртке и растянутых на коленях спортивных штанах. Много молчит, а режиссер фильма его не подгоняет - молчит с ним вместе. Потом спрашивает, чего ему не хватает в его новой должности. Борис Николаевич сетует, что не знает языков, что нет у него системных знаний по истории. Очень сожалеет, что не хватает личной политической культуры, - отсюда срывы, эмоциональные захлесты, которые не должны быть у руководителя такого уровня.

Потом замечает: а срывы оттого, что политик не может быть бессердечным и долю сердца обязательно должен отдавать, а у него эта доля даже слишком велика, поэтому сердце изнашивается.

"Маму часто вспоминаете?" - меняет тему Сокуров. Лицо Ельцина теплеет: "Она недавно у нас гостила... Все смотрела на меня - то ли думает, что последний раз видимся, то ли понимает, насколько мне тяжело морально... Раньше не было времени, а сейчас такая тяга к ней, так хочется с ней поговорить, поласкать, по руке погладить, поцеловать". Он замолкает и отворачивается от камеры, с трудом скрывая слезы. Благодарит за человеческую беседу. Приглашает пить чай.

За стол усаживается вся съемочная группа (так!). Наина Иосифовна расставляет посуду, угощает творожниками: "Борис Николаевич их очень любит". Тут же вертится внучка, спрашивает, где кетчуп. "Ты где живешь? - прикрикивает дед. - В какой стране? "Кетчуп"! Чай-сахар есть - и то хорошо".

В последних кадрах Ельцин едет на работу. Всего две машины (в одной - президент России, в другой - группа сопровождения) несутся по загородному шоссе вместе с автомобилями простых граждан, которых никто еще не сгоняет на обочину, приказывая немедленно остановиться.

Пронзительная музыка Беллини, сопровождающая весь фильм и этот финальный проезд, усугубляет то ощущение безмерного одиночества человека во власти, который взвалил на себя непосильную ношу и который знает, что ни пощады, ни благодарности не дождется. ТАКОГО Ельцина я больше не видела нигде и никогда. Может быть, потому, что Сокурова интересовала не функция, а человек, и ему удалось ухватить такое душевное состояние Бориса Николаевича, когда он нуждался в понимающем, деликатном собеседнике или даже в его сопереживающем молчании. А может быть, потому, что первый президент России еще не знал тогда, что искренность и политика - две вещи, в сущности, несовместные, а потом понял и уже никогда так не раскрывал душу. Нет, все-таки немного раскрыл, но уже после отставки, - в фильме Сванидзе, когда говорил о любви к жене и когда признался, что с 1 января 2000 года наконец почувствовал себя счастливым.

А сокуровский "Пример интонации" так и остался единичным примером, но не для подражания, а для ярчайшей характеристики того времени, когда президенты еще не стеснялись человеческого в себе и позволяли снимающим фиксировать эту слабость. Или, наоборот, силу. Как посмотреть...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением