Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
30 августа
2014 года

Культурные метаморфозы "загадочной русской души"

Маленький австрийский городок Китцбюэль встречает своих гостей по-средневековому узкими улочками, вычищенными до блеска мостовыми, величественными пейзажами, воскрешающими в памяти полотна альпийского периода Питера Брейгеля, и... резкими перепадами июньской погоды - от пригревающего на вполне законном основании летнего солнца до неожиданного осеннего дождя и весьма бодрящей прохлады. Просто не сезон...

Культурные метаморфозы "загадочной русской души"

"Джазовый Олимп для Альп"

Маленький австрийский городок Китцбюэль встречает своих гостей по-средневековому узкими улочками, вычищенными до блеска мостовыми, величественными пейзажами, воскрешающими в памяти полотна альпийского периода Питера Брейгеля, и... резкими перепадами июньской погоды - от пригревающего на вполне законном основании летнего солнца до неожиданного осеннего дождя и весьма бодрящей прохлады. Просто не сезон...

Впрочем, особенного наплыва гостей здесь в это время и не ожидают. Китцбюэль наравне с французским Куршавелем и швейцарским Сент-Морицем один из самых популярных горнолыжных курортов Европы. И именно зимой он становится Меккой для паломничества весьма состоятельных лыжников, имеющих возможность позволить себе отдых в столь престижном месте. Естественно, все больший интерес вызывает этот городок и у наших соотечественников, уверенно осваивающих в последние годы респектабельные приальпийские поселения. Впрочем, местные жители ожидают зимних "русских сезонов" со смешанными чувствами - с одной стороны, это отличная возможность заработать. А с другой - о пьянках и гулянках русских "спортсменов", оттягивающихся на горнолыжных курортах, в Европе уже сложены легенды. Одежда (практически униформа) от Versace или от заметно потеснившей его Prada, вульгарно дорогие аксессуары, сложное амбре из модного парфюма и перегара, а в качестве спутниц - девушки не очень тяжелого поведения, песни из цикла русского тюремного фольклора и шумные фейерверки как непременные составляющие культурной программы - вот, собственно, собирательный образ россиянина, сложившийся в сознании европейцев в течение ряда последних лет. Так что не случайно после завершения "русских сезонов" у гостеприимных альпийских хозяев в душе остается определенный "осадочек", который ощутимо ударяет не только по репутации оттянувшихся на полную катушку "туристов", но и, собственно, по имиджу самой России.

А ведь раньше словосочетание "русские сезоны" в сознании европейцев несло совершенно иную смысловую нагрузку. Оно ассоциировалось с русской культурой и искусством, которые стали тогда настоящим открытием даже для весьма искушенных в этом плане западных меломанов. Организатором знаменитых "Русских сезонов" в начале прошлого века, как известно, был Сергей Дягилев. И если Петр Первый прорубил окно в Европу и показал России весь мир, то Дягилев открыл окно из Европы и показал культуру России всему миру.

Даже значительно позднее, в советское время, наших соотечественников по-прежнему продолжали воспринимать как носителей высокой культуры. Так что фраза из песни Владимира Высоцкого "и даже в области балета мы впереди планеты всей" вполне соответствовала тогдашней действительности. Несмотря на все идеологические разногласия, восхищение загадочной русской душой, великой русской культурой - Толстым, Достоевским, Пастернаком, русским Серебряным веком, классической музыкой, искусством и архитектурой русского авангарда - было непреходящим. Так что же изменилось? Видимо, как заметил известный сатирик, в свое время что-то надо было "в консерватории поправить". Так или иначе, но результат налицо. В отличие от "людей из общества" царской России или даже советских полпредов, "державших марку" под бдительным оком КГБ, большинство наших олигархов попросту не "заморачивается" последствиями своих заграничных вояжей. "Тварь я дрожащая или право имею" - эти слова Достоевского в их исполнении получают сегодня за рубежом достаточно неадекватную интерпретацию "загадочной русской души". Впрочем, Китцбюэль сия чаша пока что миновала. И даже более того, именно здесь, похоже, зарождается некое явление, способное стать новым трендом в культурной жизни России и Европы.

Звуки классической и русской народной музыки, зажигательные выступления уличных театров, увлекательные семейные игры и конкурсы, яркие костюмы и горящие восторгом глаза - таким запомнилось жителям Китцбюэля и его гостям празднование Русского рождества нынешней зимой, на которое собралось практически полгорода. Организаторами этого культурного калейдоскопа, отсылающего одновременно к лучшим образцам мировой классики и фольклорным началам дягилевского "Петрушки", стала российская компания "Интеко". "Загадочность души" ее главы Елены Батуриной выразилась в стремлении возродить традиции тех самых "Русских сезонов", заложенные в свое время Сергеем Дягилевым. По свидетельству очевидцев, с еще большим успехом прошел следующий, весенний этап "сезонов" под не требующим перевода названием "Russian seasons in Cannes. Virtuoso party".

И вот этим летом "Русские сезоны" снова вернулись в Китцбюэль. Первый международный фестиваль "JazzaNova" собрал под своим крылом выдающихся российских и зарубежных музыкантов и вокалистов: американцев Liquid Soul и Brazzaville, россиян "Хор Турецкого", Ирину Отиеву, Сергея Жилина и джаз-бэнд "Фонограф". Уже этих имен достаточно, чтобы зажечь самую взыскательную публику. Звезды из разных стран, исполняющие разную музыку, выступали в унисон, образуя единое культурное поле... Они играли для благодарных слушателей, и это был Джаз с большой буквы... Стоит ли удивляться, что пронизывающий холод, спустившийся к вечеру с гор, не был помехой концерту, длившемуся под открытым небом целых пять часов. Международный состав исполнителей, объединенных "JazzaNova", позволил "Русским сезонам" раздвинуть свои границы и стать частью общемирового культурного пространства.

А хедлайнером фестиваля стал неподражаемый Стиви Уандер, лауреат музыкальной премии "Polar Music Prize" - признанного "Оскара" в мире музыки, имеющий 34 попадания в Топ-10 и никем не превзойденные 25 статуэток "Грэмми", а также свыше 100 млн проданных дисков, заставивший искренне сопереживать его выступлению многотысячный стадион. Казалось, весь Китцбюэль раскачивался в такт страстных композиций, исполняемых великим слепым музыкантом. Девиз фестиваля "Джазовый Олимп для Альп" как нельзя лучше отражает высочайший уровень мастерства выступавших артистов. Инструменты и голоса создавали на фоне величественных Альп образ чистой музыки, как бы приглашая к совместным раздумьям на вечные темы - об окружающем мире и природе, о том, что находится в нас самих и что существует вне нас, о том, что нас объединяет и что дает нам надежду...

Широта русской души в Китцбюэле проявилась еще и в решении организаторов сделать посещение фестиваля полностью бесплатным - приглашения на него распространялись общественными фондами или разыгрывались в австрийских СМИ. Это стало великолепным подарком всем истинным любителям музыки и, несомненно, принесло дополнительные моральные дивиденды на счет репутации россиян за рубежом.

Но почему же возрождение дягилевских "Русских сезонов" в Европе началось именно сейчас? Возможно, дело в неком символическом совпадении времен. Начало XXI века во многом, конечно, отличается от начала века ХХ, но есть в них и много общего. Причем дело даже не в постреволюционном синдроме, образовавшемся после смены государственной системы тогда и после перестройки экономики - сейчас, а в том, что в последнее время после периода тотального нигилизма в нашей стране стали усиливаться патриотические настроения. И уже появляются отечественные бизнесмены, общественные и политические деятели, которые готовы внести свой посильный вклад в формирование нового культурного лица России. Таким образом, "феномен Дягилева" вновь приобретает актуальность.

По крайней мере, можно с уверенностью утверждать, что дебют крупного российского бизнеса в новом, пока еще непривычном для него амплуа вполне удался. И очень хочется надеяться, что этот пример окажется заразительным и для других отечественных олигархов. Загадка русской души подобна вечному вопросу Гамлета, который был задуман Шекспиром таким образом, что его разгадка в принципе невозможна. Варианты ответов могут кардинально меняться вместе со всем постоянно изменяющимся миром. Поэтому не исключено, что во вполне обозримом будущем мы станем свидетелями обратной, достойной пера Овидия, метаморфозы образа русских в мировоззрении европейцев - от малоцивилизованных эпатажных "тусовщиков" с купеческими замашками до наследников и продолжателей дягилевских традиций. По крайней мере, процесс уже пошел...

Известия // пятница, 20 июня 2008 года

Культурные метаморфозы "загадочной русской души"

Культурные метаморфозы "загадочной русской души"Маленький австрийский городок Китцбюэль встречает своих гостей по-средневековому узкими улочками, вычищенными до блеска мостовыми, величественными пейзажами, воскрешающими в памяти полотна альпийского периода Питера Брейгеля, и... резкими перепадами июньской погоды - от пригревающего на вполне законном основании летнего солнца до неожиданного осеннего дождя и весьма бодрящей прохлады. Просто не сезон...

скопируйте этот текст к себе в блог:

Читайте также:

реклама
реклама